ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ II. ГОСУДАРСТВО
10 ноября в Казахстане отмечается День работников цифровизации и информационных технологий. THE TENGE в честь всех тех, кто из года в год делает цифровизацию Казахстана реальностью, публикует специальный гайд.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ I. В МИРЕ И КАЗАХСТАНЕ
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ III. БИЗНЕС
В современном мире все большую популярность набирает термин «Государство как платформа» (Government as a Platform (GaaP), озвученный впервые в 2010 году в статье американского издателя Тима О’Райли (англ. Tim O’Reilly), одного из главных идеологов концепции «Веб 2.0». Методике проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий улучшаются с большим количеством использующих их людей.
Понятие «Государство как платформа» определяет современное государство как экосистему взаимосвязанных цифровых продуктов, работающих в целях повышения прозрачности деятельности госаппарата и улучшения качества жизни граждан. Этот термин находит все большее распространение и применение в различных странах для улучшения взаимодействия государства и граждан путем применения цифровых решений.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Идея создания электронного правительства была высказана в ежегодном послании президента Казахстана 19 марта 2004 года, затем практически сразу была утверждена программа по его формированию, а в 2006 году был запущен веб-портал egov.kz.
Электронное правительство, став главным инструментом взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами, способствовало улучшению качества предоставляемых государственных услуг и повлияло на международные рейтинги Казахстана.
По словам министра цифровизации и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина, сказанных им в интервью VOX POPULI: «Цифровизация – это искоренение коррупции, во-первых. А уже во-вторых, увеличение скорости предоставления услуги или сервиса». Процесс развития электронного правительства будет идти непрерывно, считает господин Мусин.
Веб-портал и приложение egov.kz цифрового правительства охватывают следующие сферы жизни граждан: налоги и финансы, здравоохранение, недвижимость и ЖКХ, вождение и транспорт, воинский учет, льготы, пособия, пенсии, образование, правовая помощь, путешествия и жизнь за границей, эмиграция, рождения, брак, смерть, специальные услуги, спорт, трудоустройство и занятость, безопасность, естественные монополии, защита конкуренции, импорт/экспорт товаров, культура, недропользование, охрана окружающей среды, связь и СМИ, строительство, сельское хозяйство, трудовая миграция и многое другое.
На главной странице портала и мобильного приложения egov.kz выделены основные сервисы.
В обновленном реестре на данный момент содержится более шестисот государственных услуг, из которых свыше 90%, или 654, доступны в электронном формате. Более 95,8% услуг предоставляются через государственную корпорацию «Правительство для граждан».
Единый контакт-центр 1414 предоставляет консультации по около 700 государственным услугам. Кроме того, центр также оказывает консультации по сервисам портала электронного правительства (egov.kz, elicense.kz и другим).
Количество обращений в «Правительство для граждан», данные за семь месяцев 2023 года. Оказано за семь месяцев 2023 года: более 10 миллионов услуг. Ежемесячно: свыше 1,5 миллиона услуг. Ежедневно: более 68 тысяч услуг.
Лидеры по приему заявлений: 1-е место – Алматы, 2-е место – Астана, 3-е место – Шымкент.
Дальнейшим шагом в цифровизации страны стало создание центров обслуживания населения (ЦОНы)
РАЗВИТИЕ ЦОНОВ
5 января 2007 года состоялось официальное открытие первых центров обслуживания населения (ЦОНов). Перед ними ставились две задачи: улучшить качество предоставления госуслуг и снизить уровень коррупции.
ЦОНы стали платформой для экспериментов с электронной подписью (ЭЦП), создания центров, обеспечивающих доступ к государственным услугам в сельских районах, а также специализированных ЦОНов для регистрации автотранспорта и легализации «популярных» номеров.
Постепенно ЦОНы выросли в полноценное «Правительство для граждан», включающее в себя практически все сферы жизни отдельно взятого гражданина либо юридического лица и интегрированное с e-gov.
ПОПУЛЯРНЫЕ УСЛУГИ В ЦОНАХ
В городах республиканского значения и областных центрах востребованы услуги по получению ЭЦП, услуги спецЦОНов, также выдача паспортов, удостоверений личности, регистрация по месту жительства, регистрация прав на недвижимое имущество и другие.
В южных регионах население зачастую обращается за социально значимыми государственными услугами. Назначение социальных выплат (назначение выплат по многодетным семьям, единовременного пособия по рождению ребенка и уходу за ним) производится через ЦОНы. Кроме того, в приграничных регионах популярна услуга по формированию и корректировке индивидуального идентификационного номера (ИИН) иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Казахстан, а также выдача и продление разрешения трудовым иммигрантам и пр.
Популярными услугами в спецЦОНах являются выдача свидетельства о регистрации транспортного средства и получение водительского удостоверения. При этом время оформления заявок варьируется от пяти до 20 минут, в зависимости от сложности государственной услуги.
ЦОНы играют ключевую роль в создании устойчивой цифровой экосистемы Казахстана, обеспечивая гражданам и предприятиям удобный доступ к государственным услугам и содействуя сотрудничеству с различными участниками.
ПЛАНЫ ПО РАЗВИТИЮ ЦОНОВ И ОНЛАЙН-ОБСЛУЖИВАНИЯ
На сегодняшний день государственной корпорацией «Правительство для граждан» активно проводится работа по развитию сервисов в ЦОНах: с 2021 года реализуется модернизация фронт-офисов в части обновления инфраструктуры. Производится разделение зон обслуживания граждан по принципу кайдзен, который представляет японскую философию/методологию, ориентированную на постоянное усовершенствование процессов в производстве, разработке, управлении, вспомогательных бизнес-процессах и во всех сферах жизни.
По данным корпорации, реализованы пилотные проекты по документированию граждан через терминалы и выдаче готовых результатов оказания услуг посредством постаматов. В дальнейшем планируется масштабирование этих проектов по всей стране.
«Нами реализован сервис доставки готовых документов через курьерские службы. Также в центрах обслуживания населения в секторах самообслуживания граждан проводится работа по повышению цифровой грамотности населения и обучения навыкам получения государственных услуг через портал электронного правительства и приложение ЦОН и eGov mobile», – сообщили в «Правительстве для граждан».
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Одной из пяти целей, включенных в рамки национального казахстанского проекта «Образованная нация: качественное образование», является развитие человеческого капитала, необходимого для цифровой экономики.
В число задач проекта включены развитие компетенций в сфере IT, рост цифровой грамотности и других навыков, необходимых для цифровой экономики.
В рамках национального проекта по цифровизации поставлена задача подготовить не менее 100 000 высококвалифицированных IT-специалистов к 2025 году. Современная IT-индустрия быстро развивается. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК разработало необходимые мероприятия для достижения этой цели, включая работу с министерством просвещения РК.
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ
В министерстве просвещения РК сообщили, что на начало 2023-2024 учебного года по республике в 7687 школах (общее количество на 1 сентября 2023 года, по данным министерства просвещения РК) используются более 15 цифровых образовательных платформ для управления учебным процессом.
Наиболее успешно применяются для работы в сфере образования Kundelik.kz, Online.mektep, DarynOnline.
Надо признать, что со стороны пользователей (школьников и родителей) к этим платформам много вопросов, в том числе по специфике монетизации платформ (например, показ рекламы, явно не ориентированной на детскую аудиторию). По ряду направлений они нуждаются в доработке. Однако в целом необходимый функционал платформ реализован, и они в целом успешно интегрированы в учебный процесс.
Все указанные школы подготовлены к новому учебному году, обновлены в соответствии с утвержденными типовыми учебными планами и государственными общеобязательными стандартами образования, имеют функции для дистанционного формата обучения и обеспечены интернетом, сообщили в министерстве.
ОХВАТ УЧАЩИХСЯ
Сегодня во всех регионах внедрены цифровые образовательные платформы, используются цифровые учебники и цифровые образовательные ресурсы.
Для нормативного регулирования данного направления приказами министерства просвещения утверждены соответствующие правила, требования и перечни.
В семи тысячах школ по республике используются упомянутые выше образовательные LMS-платформы (Learning Management System).
Наибольшая доля школ, активно использующих LMS-платформы в учебном процессе, приходится на город Шымкент (100%), Жамбылскую (99,8%) и Акмолинскую (99,6%) области.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НЕБОЛЬШИХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В целях внедрения инновационных способов преподавания и максимальной цифровизации учебного процесса, по данным министерства просвещения РК, с сентября этого года в Актюбинской области стартует пилотный проект «Развитие потенциала малокомплектных школ в селе с использованием цифровых технологий». По итогам пилота проект по инновационным способам преподавания будет реализован и в других регионах.
КИБЕРШКОЛА БУДУЩЕГО
На сегодняшний день из 262 учебных предметов 80% охвачены цифровыми учебниками. К 2025 году планируется довести их количество до 100%.
Для повышения интереса детей к изучению школьных предметов в цифровой контент включаются виртуальные лаборатории и элементы геймификации, проводится адаптация цифровых учебников под мобильные приложения для автономной работы без интернета.
Наряду с цифровыми учебниками в школах активно используются вышеупомянутые цифровые образовательные ресурсы в качестве дополнительного учебного материала с мультимедийным контентом.
Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) охвачены практически 100% предметов, проведены более 50 тысяч видеоуроков. Наибольшее количество школ, использующих ЦОР, приходится на Туркестанскую (799 школ), Северо-Казахстанскую (436) и Акмолинскую (417) области.
Для дальнейшего развития и покрытия всех потребностей планируется включение сурдоперевода и аудиосопровождения, адаптация под мобильные устройства.
UTC+00