НАСКОЛЬКО ВАЖНА НЕФТЬ И ТРУБОПРОВОД КТК ДЛЯ КАЗАХСТАНА?
Редакция The Tenge подсчитала потерю экспортной выручки за день простоя отгрузок через КТК.
Регионы-производители нефти в Казахстане это Атырауская 56%, Мангистауская 20%, Западно-Казахстанская 14%, Актюбинская 6% и Кызылординская 5% области. В совокупности, они произвели 84,2 млн тонн нефти в 2022 году, включая газовый конденсат.
Основным способом транспортировки казахстанского черного золота является нефтепровод, крупнейшим оператором по экспорту - «Каспийский Трубопроводный Консорциум» (КТК), протяженностью нефтепровода более 1,5 тыс. км., из которых 452 км. проложено через Казахстан, остальное через Россию. Мощность нефтепровода - 67 млн тонн в год.
Источник: Официальный сайт КТК
Кроме КТК в Казахстане действуют другие операторы нефтепроводов: АО «КазТрансОйл», с поставкой нефти на нефтеперерабатывающие заводы Казахстана в порту Актау, и имеется нефтепровод Атырау – Самара ТОО «Казахстанско-Китайской трубопровод» с нефтепроводом, ориентированным на Китай, а также ТОО «МунайТас» маршрутом Кенкияк – Атырау.
Источник: Национальный энергетический доклад KAZENERGY
Из доклада становится ясно, почему при транспортировке казахстанской нефти отдается предпочтение КТК. Благодаря ему нефть с запада нашей страны напрямую попадает в порт г. Новороссийска, где требуется только одна перевалка, после чего казахстанская нефть доставляется на мировые рынки через Черное море и Средиземное море. Для других же маршрутов требуется более двух перевалочных остановок, как, например, в случае с портом города Актау, где необходимо сначала загрузить на суда, после чего выгрузить в порту города Баку и далее транспортировать по нефтепроводам Азербайджана и Турции, с перевалкой в порту города Джейхан.
В итоге нефть в основном транспортируется через нефтепровод КТК и за 2022 год по этому маршруту прошло 53,5 млн тонн нефти, тогда как общий объём экспорта в прошлом году составил 65,2 млн тонн. Другими словами, доля транспортировки нефти через КТК составила 82%. Тем самым получаем, что за 2022 год объем транспортировки нефти через КТК составил почти 147 тыс. тонн в сутки.
По этой причине остановка КТК достаточно болезненно влияет на нашу экономику, особенно учитывая, что минералы занимают 67% в структуре экспорта страны за 9 мес. 2023 года.
Источник: БНС АСПиР
*показатели расчетные по среднему курсу за период
Что же касается объемов производства, то начиная с 2010 года средний объем производства нефти и газового конденсата в Казахстане составляет 83,2 млн тонн в год, самые пиковые объемы были зафиксированы в 2018–19 годах с ежегодным показателем более 90 млн тонн. В 2022 году объем производства нефти составил 84,2 млн тонн или 231 тыс. тонн в сутки.
В денежном эквиваленте, средний объем производства нефти в Казахстане с 2010 года составляет 38,4 млрд долларов США в год. Самые пиковые периоды производства пришлись на 2011 – 13 годы, где объем производства нефти составлял 58 млрд долларов США в год, тогда как в 2022 году этот показатель был равен 41,3 млрд долларов США.
Источник: БНС АСПиР
Экспорт. За 9 месяцев 2023 года, согласно данным БНС АСПиР, общий объем экспорта возрос на 5% и составил 53,4 млн тонн, тогда как за аналогичный период прошлого года показатель был равен 50,8 млн тонн. Учитывая объемы экспорта нефти текущего года, в сутки за 9 месяцев 2023 года наша страна экспортирует порядка 197 тыс. тонн, что больше показателя 2022 года на 11%.
Источник: БНС АСПиР
Если предположить, что средняя цена стоимость нефти марки Brent составит 80 долларов США за баррель по данным МНЭ РК на 2023 год и в сутки Казахстан экспортирует почти 1,5 млн баррелей нефти, из которых 80% КТК или 1,1 млн баррелей нефти, то получается, что наша страна недополучает 90 млн долларов или 360 млн долларов США с 27 ноября экспортной выручки за день простоя отгрузок через КТК.
UTC+00