finance.kz

МВФ ПОВЫСИЛ ПРОГНОЗ ПО РОСТУ ВВП КАЗАХСТАНА

Ожидается снижение мировой инфляции

krupnym-planom-ruka-pecatausaa-na-kal-kulatore.jpg

Изображение: Freepik


Международный валютный фонд незначительно повысил прогноз роста экономики Казахстана на 2025 год на 0,1 п.п., до 5,0%. Прогноз на 2026 год остался без изменений на уровне 4,3%. Ожидания опубликованы в июльском отчёте «Перспективы развития мировой экономики», которые обновили прогнозы, опубликованные в World Economic Outlook за апрель 2025 года. Как отметили аналитики, глобальная экономика сохраняет неопределённость, в значительной степени обусловленную динамикой торговой политики. Несмотря на некоторые позитивные изменения в финансовых условиях и временное снижение тарифных ставок, перспективы роста остаются умеренными, а риски, связанные с торговыми конфликтами и геополитической напряжённостью, сохраняются. Дальнейшее развитие будет зависеть от способности стран к прагматичному сотрудничеству, восстановлению фискальной устойчивости и проведению структурных реформ, которые могут обеспечить более предсказуемое и стабильное будущее для глобальной экономики. Общая инфляция, как ожидается, продолжит снижаться, но с заметными различиями между странами. В США инфляция может оставаться выше целевого уровня из-за тарифов, в то время как в еврозоне она будет более сдержанной. Основные риски включают также возможное возобновление торговых конфликтов, эскалацию геополитической напряжённости (Ближний Восток, Украина), что может нарушить цепочки поставок и повысить цены на сырьё. Также существует риск фискальной уязвимости в странах с высоким государственным долгом. МВФ призывает к снижению неопределённости в торговой политике через прозрачные рамки и сотрудничество, восстановлению фискального пространства (сокращение дефицита, повышение доходов), калибровке денежно-кредитной политики с учётом специфики стран и проведению структурных реформ для долгосрочного роста производительности.


Глобальный рост прогнозируется на уровне 3,0% в 2025 году и 3,1% в 2026 году. Прогноз на 2025 год на 0,2 процентного пункта выше, чем в базовом прогнозе апрельского выпуска «Перспектив развития мировой экономики» (WEO) 2025 года, и на 0,1 п.п. выше на 2026 год. Это отражает более сильное, чем ожидалось, опережающее накопление запасов в ожидании более высоких пошлин; более низкие средние эффективные ставки тарифов США, чем было объявлено в апреле; улучшение финансовых условий, в том числе из-за ослабления доллара США; и фискальное расширение в некоторых крупных юрисдикциях. Глобальная общая инфляция, как ожидается, снизится до 4,2% в 2025 году и 3,6% в 2026 году, что соответствует траектории, прогнозируемой в апреле. Общая картина скрывает заметные различия между странами: прогнозы предсказывают, что инфляция останется выше целевого уровня в США и будет более сдержанной в других крупных экономиках.


Риски для прогноза смещены в сторону понижения, как это было в апрельском WEO 2025 года. Восстановление эффективных тарифных ставок может привести к замедлению роста. Повышенная неопределённость может начать сильнее давить на активность, в том числе по мере истечения сроков действия дополнительных пошлин без прогресса в существенных, постоянных соглашениях.


Геополитическая напряжённость может нарушить глобальные цепочки поставок и поднять цены на сырьё. Более крупные бюджетные дефициты или повышенная склонность к риску могут привести к росту долгосрочных процентных ставок и ужесточению глобальных финансовых условий. В сочетании с опасениями фрагментации это может вновь разжечь волатильность на финансовых рынках. С другой стороны, глобальный рост может быть поддержан, если торговые переговоры приведут к предсказуемым рамкам и снижению тарифов. Политика должна обеспечить уверенность, предсказуемость и устойчивость путём ослабления напряжённости, сохранения ценовой и финансовой стабильности, восстановления фискальных буферов и проведения столь необходимых структурных реформ.


С момента апрельского WEO 2025 года неопределённость оставалась повышенной, даже несмотря на снижение эффективных тарифных ставок. Наиболее заметно, что Китай и США 12 мая договорились снизить на 90 дней (до 12 августа) пошлины, которые стали результатом эскалации после 2 апреля. Пауза США в отношении более высоких пошлин для большинства их торговых партнёров теперь истекает 1 августа, отодвигая первоначальный срок 9 июля. Письма, выпущенные администрацией США в июле некоторым торговым партнёрам, угрожают ввести пошлины даже выше, чем те, что были объявлены 2 апреля. В настоящее время в Штатах ведутся судебные разбирательства, касающиеся использования Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях в качестве правовой основы для введения пошлин. Хотя принятие «Единого большого красивого законопроекта» в июле внесло ясность в краткосрочную фискальную политику США, оно добавило неопределённости в отношении долгосрочной фискальной устойчивости.


Глобальные финансовые условия ослабли. Рынки акций США в значительной степени восстановились, компенсировав потери от последствий пошлин 2 апреля и достигнув новых высот. Другие мировые фондовые рынки также выросли под влиянием объявлений, связанных с тарифами, и публикации макроэкономических данных, которые оказались лучше, чем ожидалось.


Примечательно, что доллар США ещё больше обесценился, опровергая ожидания, что пошлины и более крупные фискальные дефициты приведут к укреплению валюты. Прогнозируемые траектории ключевых ставок сгладились для развитых экономик, в то время как продолжающееся ослабление доллара предоставило некоторое пространство для денежно-кредитной политики для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Кривые доходности стали круче в контексте фискальных проблем, хотя это пока не является необычным по историческим меркам, несмотря на очень высокий уровень долга и дефицита во многих странах.


При этих условиях мировая экономика продолжала оставаться стабильной, но структура активности указывает на искажения от пошлин, а не на базовую устойчивость. Глобальный рост в первом квартале 2025 года был на 0,3 п.п. выше, чем прогнозировалось в апреле. Международная торговля и инвестиции стимулировали активность, в то время как частное потребление было более сдержанным во всех основных юрисдикциях. Реальный ВВП в США сократился с годовой скоростью 0,5%, что ознаменовало первое квартальное сокращение за три года. Потребительские расходы выросли всего на 0,5%, но это произошло после необычайно быстрого роста на 4,0% в четвёртом квартале 2024 года. Импорт и деловые инвестиции резко возросли — особенно в оборудование для обработки информации. В совокупности эти закономерности соответствовали агрессивному опережающему накоплению запасов американскими фирмами и домохозяйствами в преддверии ожидаемого повышения цен, вызванного пошлинами. В еврозоне ВВП ускорился до 2,5%, чему способствовали инвестиции и чистый экспорт, даже несмотря на то, что частное потребление замедлилось.


Рост реального ВВП Китая с годовой скоростью 6,0% превзошёл ожидания. Это было в основном обусловлено экспортом, поддерживаемым обесценивающимся юанем, тесно отслеживающим доллар, при этом снижение продаж в Штаты более чем компенсировалось сильными продажами в остальной мир, и, в меньшей степени, потреблением, поддерживаемым фискальными мерами. Мировая торговля активно росла в первом квартале, но высокочастотные индикаторы указывают на сворачивание опережающего накопления запасов во втором квартале.


Глобальная инфляция показывает смешанные признаки. Глобальный медиан последовательной общей инфляции немного увеличился, но базовая инфляция значительно ослабла и сейчас ниже 2%. В нескольких экономиках, включая еврозону, наблюдались сюрпризы в сторону понижения. В Штатах инфляция возросла, с предварительными признаками переноса тарифов и ослабления доллара на потребительские цены в некоторых категориях, чувствительных к импорту, а затраты на промежуточные товары для производителей возросли.


Разнонаправленные тенденции размывают прогноз


Прогнозы МВФ основаны на текущей торговой политике, предполагая, что временные меры (паузы в повышении тарифов) останутся в силе. Эффективная тарифная ставка США снижена до 17,3%24,4% в апреле), для остального мира — до 3,5%4,1%).  Ожидается, что глобальный рост замедлится до 3,0% в 2025 году и 3,1% в 2026 году, что ниже показателей 2024 года (3,3%) и допандемического среднего (3,7%). Этот пересмотр в сторону понижения объясняется ослаблением торговых искажений, которые ранее стимулировали рост. Тем не менее, прогноз на 2025 год немного выше апрельского, что связано с опережающим накоплением запасов и улучшением глобальных финансовых условий.


Рост в развитых странах прогнозируется на уровне 1,5% в 2025 году и 1,6% в 2026 году. В США ожидается рост на 1,9% в 2025 году (благодаря снижению тарифов и фискальному стимулированию) и 2,0% в 2026 году. В еврозоне рост ускорится до 1,0% в 2025 году и 1,2% в 2026 году, в основном за счёт Ирландии.


Рост в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах составит 4,1% в 2025 году и 4,0% в 2026 году. В Китае прогноз на 2025 год повышен до 4,8% из-за более сильной активности и снижения тарифов США-Китай. В Индии ожидается рост 6,4% в оба года.


Цены на энергоносители снизятся примерно на 7% в 2025 году. Ставки денежно-кредитной политики снизятся в США и Великобритании во второй половине 2025 года, останутся неизменными в еврозоне и постепенно вырастут в Японии. Ожидается фискальное стимулирование в Китае, Германии и США.


На Ближнем Востоке и в Центральной Азии рост, по прогнозам, ускорится до 3,4% в 2025 году и 3,5% в 2026 году. Рост, как ожидается, будет относительно стабильным в 2025 году в странах Африки к югу от Сахары на уровне 4,0%, прежде чем ускорится до 4,3% в 2026 году. Рост в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах Европы, как ожидается, замедлится и останется вялым на уровне 1,8% в 2025 году и 2,2% в 2026 году.


Объём мировой торговли пересмотрен в сторону повышения на 0,9 п.п. на 2025 год и в сторону понижения на 0,6 п.п. на 2026 год. Ожидается, что краткосрочная компенсация, обеспеченная опережающим накоплением некоторых торговых потоков ввиду повышенной неопределённости торговой политики и в ожидании более жёстких торговых ограничений, ослабнет во второй половине 2025 года, при этом связанная с этим расплата, как ожидается, материализуется до 2026 года. Более слабый доллар усиливает тарифный шок вместо того, чтобы поглощать его, что приводит к положительному влиянию тарифов на сальдо текущего счёта США, которое более чем компенсируется экспансионистской фискальной позицией. В среднесрочной перспективе экспансионистские фискальные пакеты в экономиках с профицитом текущего счёта, как ожидается, будут способствовать сокращению глобальных дисбалансов.


Ожидается, что глобальная инфляция продолжит снижаться, при этом общая инфляция упадёт до 4,2% в 2025 году и 3,6% в 2026 году. Это практически не изменилось по сравнению с апрельским WEO, при этом тенденции к охлаждению спроса и падению цен на энергию сохраняются. Однако общая картина скрывает различия в прогнозах между странами. Тарифы, действующие как шок предложения, как ожидается, будут постепенно переходить на потребительские цены в США и ударят по инфляции во второй половине 2025 года. В других странах тарифы представляют собой отрицательный шок спроса, снижающий инфляционное давление. Прогнозируется, что инфляция будет оставаться выше целевого уровня в 2% до 2026 года в Штатах, тогда как в еврозоне инфляционная динамика, как ожидается, будет более сдержанной, отчасти из-за укрепления валюты и разовых фискальных мер. Хотя общая инфляция в Китае, по прогнозам, останется в целом неизменной по сравнению с апрельским прогнозом, поскольку внутренние цены на энергию были ниже, чем прогнозировалось тогда, базовая инфляция немного пересмотрена в сторону повышения до 0,5% в 2025 году и до 0,8% в 2026 году. Эти пересмотры отражают недавние более высокие, чем ожидалось, показания и снижение тарифов.


Риски на туманном горизонте


Торговая политика остаётся источником значительной неопределённости и рисков для глобального роста. Существует угроза нарушения текущего нестабильного равновесия, что может привести как к повышению тарифных ставок (например, до уровней, обсуждавшихся в апреле, или даже выше), так и к срыву переговоров и возобновлению протекционистских мер. Введение дополнительных пошлин, особенно в таких секторах, как электроника и фармацевтика, может не только замедлить глобальный рост (по оценкам, на 0,2 п.п. в 2025 году), но и создать узкие места в цепочках поставок, усилив инфляционное давление. Даже без новых тарифов сохраняющаяся неопределённость в торговой политике способна негативно сказаться на инвестициях и замедлить рост торговли и производства, особенно в экспортно-ориентированных странах. Помимо торговых рисков, эскалация геополитической напряжённости (например, на Ближнем Востоке или в Украине) может привести к новым шокам предложения, нарушению логистики, росту цен на сырьевые товары и, как следствие, замедлению роста и усилению инфляции, усложняя задачи центральных банков. Фискальные уязвимости в крупных экономиках, таких как Бразилия, Франция и США, с их большими дефицитами и высоким госдолгом, могут привести к росту премий за риск и ужесточению глобальных финансовых условий, особенно если это усугубится опасениями по поводу геоэкономической фрагментации.


Однако существуют и позитивные сценарии. Прорыв в торговых переговорах, направленный на создание предсказуемых рамок, может привести к дальнейшему снижению тарифов и других протекционистских мер. Снижение неопределённости и повышение предсказуемости политики благодаря недискриминационным соглашениям о сокращении торговых барьеров могут стимулировать инвестиции и деловую активность. Положительный эффект будет ещё сильнее, если такие соглашения охватят не только торговлю товарами, но и цифровые услуги, а также иностранные инвестиции. В долгосрочной перспективе это приведёт к более быстрому росту производительности и повышению устойчивости экономик к внешним шокам. Новая волна надёжных торговых соглашений также может стать катализатором более широких структурных реформ, направленных на повышение среднесрочного роста, включая изменения на рынках труда, в образовании, регулировании, конкуренции и содействие технологическим инновациям.


Политика по восстановлению доверия и обеспечению устойчивости


Для обеспечения доверия и устойчивости в мировой экономике странам необходимо снизить политическую неопределённость через чёткие и прозрачные торговые рамки, включая модернизацию международных торговых правил. Важно сосредоточиться на прагматичном сотрудничестве, направленном на устранение коренных причин торговой напряжённости, таких как внешние дисбалансы, а не на применении широких, искажающих субсидий. Международное сотрудничество в таких областях, как торговля, промышленная политика и налогообложение, может смягчить негативные трансграничные эффекты и поддержать уязвимые экономики. Помимо этого, крайне важно восстановить фискальное пространство и обеспечить устойчивость государственного долга путём надёжной среднесрочной консолидации бюджета, повышения доходов, эффективности расходов и привлечения частных инвестиций.


Центральные банки должны тщательно калибровать денежно-кредитную политику с учётом специфики каждой страны, поддерживая ценовую и финансовую стабильность в условиях торговой напряжённости. В странах, вводящих тарифы, центральные банки сталкиваются с трудным выбором между поддержкой реального сектора и предотвращением инфляции. Для стран, на которые тарифы влияют как шок спроса, возможно постепенное снижение ставок. Важно обеспечить независимость центральных банков и чёткую коммуникацию в условиях неопределённости. В долгосрочной перспективе единственным путём к устойчивому росту является проведение структурных реформ (рынки труда, образование, регулирование, конкуренция) и содействие технологическому прогрессу, включая цифровизацию и ИИ, что повысит производительность и создаст новые рабочие места, резюмировали  аналитики МВФ.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram