ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЧЁТЫ ПО БЮДЖЕТУ КАЗАХСТАНА НЕ ОТРАЖАЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В Halyk Finance проанализировали консолидированный бюджет страны.
Официальная отчётность по бюджету Казахстана не отражает все доходы и затраты всего государственного сектора. В этом уверены аналитики Halyk Finance. По их мнению, недостаточная транспарентность создает неверное представление о сложившихся глубоких дисбалансах в бюджете и экономике страны. Без должного и полноценного контроля над сферой госфинансов невозможно улучшить качество бюджетных и стратегических планов правительства.
Ключевым элементом консолидированного* бюджета Казахстана является Нацфонд, через который должна осуществляться контрцикличная бюджетная политика страны. В соответствии с международными стандартами поступления в Нацфонд рассматриваются как налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета, а трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет рассматриваются как финансирование дефицита бюджета.
В отчёте говорится, что хотя в Бюджетном Кодексе и была сделана попытка включить в консолидированный бюджет внебюджетные фонды, такие как Нацфонд, ГФСС и ФСМС, тем не менее отчет по консолидированному бюджету Минфина не включает все государственные финансы, а учет и расчеты отдельных показателей бюджета не соответствуют международным стандартам, в результате чего он остаётся неполноценным и недостоверным.
В соответствии с информацией Минфина общие дефициты консолидированного бюджета в прошлом и позапрошлом году находились на уровне -Т0.6 трлн и -Т0.8 трлн, что само по себе очень плохо, поскольку это показывает процикличный характер бюджетной политики в Казахстане.
В 2022 и 2023 годах цены на нефть были высокими. В соответствии с контрцикличной бюджетной политикой при высоких ценах на нефть правительство должно сдерживать рост государственных расходов так, чтобы они не следовали за высокими нефтяными доходами страны. Это означает, что в Казахстане при высоких ценах на нефть консолидированный бюджет должен быть профицитным, а избыток нефтяных доходов должен аккумулироваться в Нацфонде для будущих поколений и для финансирования госбюджета, когда цены на нефть упадут.
Помимо того, что общий баланс консолидированного бюджета был отрицательным (был дефицит вместо профицита), размер дефицита бюджета был занижен в несколько раз, поскольку в бюджет не были включены все затраты сектора государственного управления.
По сравнению с общим дефицитом еще более разительный контраст представляют данные по ненефтяному дефициту (ключевому показателю бюджета для нефтяного Казахстана), что является следствием неполного охвата государственных внебюджетных затрат, а также пробелов в учете нефтяных и ненефтяных доходов.
«Так, в 2023 году ненефтяной дефицит** сложился максимальным за всю историю, составив -Т11.6 трлн, что примерно в 6 раз превышало официальную оценку Минфина по консолидированному бюджету.
Чем больше такая зависимость, тем менее устойчив бюджет и экономика страны. Это связано с тем, что нефтяные доходы напрямую зависят от цен на нефть, которые могут резко меняться и имеют цикличную природу. Когда экономика страны имеет большую нефтяную зависимость и цены на нефть сильно падают, то в этом случае в стране вполне может наступить большой экономический и бюджетный кризис. Особенностью ненефтяного баланса консолидированного бюджета Казахстана, подготовленного в соответствии с международными стандартами, является то, что в него также входят государственные затраты, профинансированные за счет «печатного станка» Нацбанка, а также за счет прибыли государственного ФНБ «Самрук-Казына», - отмечают аналитики Halyk Finance.
Как видно из таблицы, размеры ненефтяного дефицита просто огромные, что указывает насколько не по средствам живет страна и как сильно бюджет зависит от нефтяных доходов, что, в свою очередь, означает очень высокую неустойчивость бюджета и экономики страны. При этом со стороны правительства и парламента даже не предпринимаются попытки кардинального решения данной проблемы несмотря на то, что добыча нефти в республике фактически стагнирует, а цены на нефть остаются волатильными. Несырьевой сектор экономики Казахстана также не в состоянии обеспечить более высокие доходы для сбалансирования бюджета.
«Что касается доходов консолидированного бюджета, то здесь у правительства серьёзные расхождения с международными правилами учета и отчётности по государственному бюджету. Что касается затрат консолидированного бюджета, то здесь наша оценка отличается от цифр Минфина только на сумму государственных затрат, которые осуществляются правительством вне государственного бюджета», - говорится в материале.
Эксперты убеждены, что отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) и в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) по своей сути являются налогами. Поэтому они включили поступления ГФСС и ФСМС в налоговые доходы консолидированного бюджета. В то же время ненефтяные неналоговые поступления Минфина уменьшили на величину поступлений ГФСС и ФСМС.
«В доходной части бюджета официального отчета Минфина обращает на себя внимание отсутствие разбивки нефтяных и ненефтяных доходов, а в дальнейшем публикуется сразу ненефтяной дефицит/профицит, из чего трудно понять, как он рассчитывался. На сумму нефтяных доходов в официальной отчетности мы вышли, отталкиваясь от обратного, то есть от ненефтяного дефицита», - поясняют в Halyk Finance.
Минфин очень сильно занижает нефтяные доходы консолидированного бюджета, из-за чего ключевой показатель бюджета – «ненефтяной дефицит» оказался очень сильно занижен. В нефтяных доходах бюджета Минфина отражена только пошлина на экспорт нефти, а нефтяные поступления в Нацфонд почему-то не были включены, обещают внимание аналитики.
«Помимо этого, инвестиционный доход от активов Нацфонда на сумму Т1.8 трлн по международным стандартам представляет собой доход от нефтяного сектора, поскольку он начисляется на активы Нацфонда, которые формируются за счет нефтяных поступлений. Соответственно, инвестиционный доход Нацфонда должен учитываться в нефтяных доходах консолидированного бюджета. Ненефтяные неналоговые поступления Минфина эксперты уменьшили на величину инвестдохода Нацфонда, а неналоговые нефтяные поступления включают инвестдоход Нацфонда.
Также, согласно консолидированному бюджету, подготовленному Минфином, дополнительные изъятия Т1.3 трлн из Нацфонда в бюджет (в виде покупки акций КМГ) были отражены в неналоговых доходах. Данная операция по своей сути является трансфертом денег Нацфонда в бюджет, который прошел без одобрения парламента. В соответствии с международными стандартами трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет считаются не доходами консолидированного бюджета, а финансированием общего дефицита бюджета за счет средств Нацфонда», пришли к выводу в Halyk Finance.
Кроме того, эксперты дополнительно включили в доходы консолидированного бюджета поступления в ОФ «Казахстан Халкына», которые не включаются Минфином, хотя они фактически являются доходами правительства (своеобразным налогом на бизнес). Однако тут же аналитики отмечают, что они не смогли включить в отчёт все внебюджетные доходы и расходы правительства из-за отсутствия официальной информации по ним. К таким параметрам они отнесли возвращенные в Казахстан незаконно приобретенные активы, сумма которых достигла Т1 трлн. Всё из-за того, что до сих пор нет ясности куда поступают эти доходы правительства и как они расходуются. В соответствии с международными стандартами данные средства должны обязательно отражаться в консолидированной отчетности бюджета.
В официальном отчете Минфина также не полностью охвачены и затраты консолидированного бюджета. В частности, в официальном консолидированном бюджете не учитываются расходы ОФ «Казахстан Халкына». Также в нем не учитывается то, как расходуются государственные средства, полученные от возврата незаконно приобретенных активов.
Также в официальном консолидированном бюджете не учитываются приобретения в Нацфонд облигаций ФНБ «Самрук-Казына» (с низкой процентной ставкой), которые составили Т163 млрд в 2022 году и более Т200 млрд в 2023 году .
«По своей сути данные операции представляют собой льготное государственное кредитование госкомпаний и в соответствии с международными стандартами такие кредиты должны включаться в консолидированный бюджет.
Как мы неоднократно отмечали, большая сумма государственных затрат финансируется за счет «печатного станка» Нацбанка. В частности, в прошлом Нацбанк финансировал оздоровление банковской системы, различные госпрограммы по льготному кредитованию бизнеса, госпрограммы по льготной ипотеке, компенсацию по депозитам физлиц и так далее. Затраты Национального банка на финансирование государственных затрат в 2022 году составили Т466 млрд и в 2023 году – более Т253 млрд. Сумма за 2023 г. не окончательная и включает в себя только сообщения Нацбанка по поводу финансирования льготной ипотеки на Т100 млрд и компенсации по депозитам физлиц на Т153 млрд. Когда будет опубликована аудированная отчётность Нацбанка за 2023 г., то общая сумма государственных затрат, профинансированных Нацбанком в прошлом году, будет значительно выше», - отмечают в Halyk Finance.
Помимо этого, в официальном консолидированном бюджете не учитываются субсидии экономике, которые финансируются за счет консолидированной прибыли ФНБ «Самрук-Казына», которая, в свою очередь, в основном формируется за счет прибыли нефтяного сектора (прибыль НК «Казмунайгаз»). Авторы уверены, что в официальном консолидированном бюджете также нужно учитывать приобретения государственным ЕНПФ облигаций ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «Байтерек» в том случае, когда эти деньги перенаправляются другим госкомпаниям в виде нерыночных льготных кредитов.
Кроме того, существенную роль в финансировании государственных расходов играет эмиссия национального банка, направленная на поддержку банковской системы и реализацию различных кредитных программ под льготные условия. Масштабы расходов, финансируемых через покупку облигаций «Самрук-Казына» и «Байтерек», а также субсидий экономике от «Самрук-Казына», остаются за рамками консолидированного бюджета.
В полном тексте исследования Halyk Finance также отражены динамика доходов и затрат бюджета, рост расходов и разбалансировка бюджетной конструкции, а также дана аргументация относительно того, почему бюджетные правила в Казахстане остаются невостребованными.
Резюмируя, можно отметить, что разница между официально заявленными расходами и оценкой Halyk Finance находится на уровне 1,774 трлн тенге, что указывает на сложную ситуацию в бюджетной политике, не подразумевающую внедрение международного опыта и независимую проверку макроэкономических прогнозов и бюджетных рисков в новом Бюджетном кодексе.
*Под консолидированным бюджетом понимается централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и выплаты Фонда компенсации потерпевшим, поступления и расходы Фонда поддержки инфраструктуры образования, поступления и расходы Государственного фонда социального страхования (ГФСС), поступления и расходы Фонда социального медицинского страхования (ФСМС).
**Ненефтяной дефицит – это разница между всеми доходами бюджета, не связанными с добычей и экспортом нефти, и всеми затратами бюджета (расходами, кредитами и инвестициями бюджета). Ненефтяной дефицит показывает, насколько бюджет государства зависит от нефтяных доходов.
UTC+00