ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ХАБЫ: КАК БУДУТ РАЗВИВАТЬ ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА
С реализацией этих проектов правительство напрямую связывает планы по развитию страны как транспортно-логистического центра региона.
Пять трансграничных хабов должны стать центрами международной торговли и позволить Казахстану активизировать имеющий транзитный потенциал. По информации министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, по всем пяти проектам сейчас уже определены управляющие компании и условия их работы, сформированы пулы потенциальных инвестпроектов, и ведётся работа по обеспечению базовой инфраструктурой, включая электроэнергию, водоснабжение, транспортные пути и коммуникации.
«На сегодня завершён весь комплекс организационных мероприятий, согласованы ключевые решения с партнёрами по обе стороны границы, обеспечена готовность инфраструктуры. Мы приступаем к активной фазе реализации инвестпроектов. На данном этапе акцент будет сделан на практическом запуске проектов, расширении логистических возможностей и привлечении бизнеса к новым форматам кооперации. Запуск данных хабов позволит значительно ускорить торговые процессы с приграничными государствами, повысить объём несырьевого экспорта на 30% и обеспечить эффективные логистические условия для казахстанских компаний», - заявил министр в ходе заседания правительства во вторник.
Первый хаб – это международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия», он расположен вблизи пунктов пропуска «Атамекен» и «Гулистан». Центру присвоен статус субзоны специальной экономической зоны «Туран». Сейчас на территории Центра построены 8 производственных зданий, идут работы по благоустройству внутренних проездов, прокладке внешних инженерных сетей, обеспечению подъездных путей. Также определены 7 инвестиционных проектов по производству ПВХ-продукции, систем капельного орошения, по переработке хлопка, риса, зерновых и масличных культур, запланировано строительство индустриального парка. Общий объём инвестиций оценивается в ₸185,1 млрд. Проект направлен на укрепление торгово-экономических отношений с Узбекистаном, а рост взаимной торговли ожидается до $10 млрд в пятилетний период. Запуск Центра планируется в 2026 году.
Второй хаб - Центр трансграничной торговли «Евразия», он расположен вблизи аэропорта Уральска (ЗКО.) Сейчас в центре ведутся работы по строительству инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Акиматом Западно-Казахстанской области планируется к реализации 16 инвестпроектов на общую сумму порядка ₸140 млрд по производству строительных материалов, мебели, стекла, оборудования нефтегазового сектора, по переработке автомобильных шин, резины, пластмасс и катализаторов. В настоящее время реализуется три проекта: асфальтобетонный завод мощностью 240 тонн в час, завод по производству газобетонных и железобетонных изделий, предприятие по вторичной переработке автомобильных шин. Сумма инвестиций составляет ₸11,2 млрд. Центр ориентирован на развитие экспортного потенциала и торгово-экономического взаимодействия с приграничными регионами РФ.
Третьим хабом станут СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Базовые объекты инфраструктуры на территории обеих СЭЗ уже функционируют, на СЭЗ «МЦПС «Хоргос» реализуется 41 проект на общую сумму ₸234,4 млрд, на СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» уже реализовано 32 инвестиционных проекта на общую сумму ₸58,6 млрд. На стадии реализации еще 32 проекта с общим объёмом инвестиций ₸848,6 млрд. В числе крупных проектов - завод по производству ветроэнергетических установок, систем хранения и накопления электроэнергии; завод по производству металлических изделий; завод по производству кофейных и чайных напитков. Хоргосский узел необходим для развития взаимной торговли и экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем.
Четвертый хаб также «узловой», и включает два проекта - строительство контейнерного хаба в морском порту Актау и многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык. Оба проекта включены в СЭЗ «Морпорт Актау». По контейнерному хабу на территории СЭЗ выделен земельный участок площадью 19 га, подписано соглашение о привлечении инвестиций с ООО «ГК Порт Ляньюньган», и до конца 2026 года планируется завершить первый и второй этапы строительства хаба. Объём инвестиций составляет ₸47,6 млрд.
Проект по строительству многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык также реализуется за счёт частных инвестиций компании «Semurg Invest», общий объём инвестиций составляет ₸98 млрд. На сегодняшний день введён в эксплуатацию терминал генеральных грузов и временное хранилище, осуществляются грузовые перевалки. На стадии строительства находятся зерновой, универсальный грузовой, наливной, химический терминалы и транспортно-логистический центр.
Пятым хабом станет индустриальный торгово-логистический комплекс, расположенный вблизи пунктов пропуска «Карасу» и «Ак-Тилек». Этот объект станет частью международного коридора «Западная Европа – Западный Китай». На сегодняшний день сформирован пул из 18 инвестиционных проектов на сумму $385,2 млн, в таких сферах как строительство, промышленность, сельское хозяйство, торговля, туризм и медицина. Запуск комплекса также планируется в 2026 году.
UTC+00








