ЕБРР СНИЗИЛ ПРОГНОЗ ПО РОСТУ ВВП КАЗАХСТАНА ИЗ-ЗА ЦЕН НА НЕФТЬ
Корректировка составила заметные 0,3 п.п.
Изображение: wirestock/Freepik
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ухудшил ожидания по экономическому росту Казахстана на 2025 год. Как указано в отчёте, снижение обусловлено падением цен на сырьевые товары. В целом, отчёт рисует менее оптимистичную экономическую картину по всему региону ЕБРР на 2025 год, характеризуя период как «Неопределённые времена». Главным препятствием является усиливающаяся глобальная неопределённость торговой политики и новые тарифы, которые сдерживают торговлю и ослабляют внешние связи. Наряду с этим, усиливается внутреннее инфляционное давление. Инфляция снова растёт, подпитываемая сильным внутренним спросом и мягкой фискальной политикой. Ожидается замедление роста, хотя есть и факторы поддержки (как увеличение расходов на оборону в некоторых странах), но доминирующим трендом является повышенная волатильность и необходимость адаптации к меняющимся глобальным условиям.
ЕБРР понизил свой региональный экономический прогноз на 2025 год на 0,2 процентных пункта по сравнению с февральскими прогнозами. Согласно опубликованному отчёту «Региональные экономические перспективы», экономики, в которые инвестирует ЕБРР, по прогнозам, вырастут в среднем на 3,0% в этом году, при ожидаемом скромном восстановлении до 3,4% в 2026 году.
Этот пересмотр в сторону понижения последовал за аналогичным сокращением на 0,3 процентных пункта в феврале и отражает совокупность глобальных встречных ветров, что нашло отражение в названии нового отчета — «Неопределённые времена». К ним относятся резкий рост неопределённости торговой и экономической политики, ослабление внешнего спроса, а также прямые и косвенные последствия недавно объявленного повышения импортных тарифов. В результате прогнозы роста на 2025 год были сокращены для большинства экономик в регионах ЕБРР, при этом наибольшие понижательные пересмотры зафиксированы на Западных Балканах, в Центральной Европе и странах Балтии.
Хотя понимание полного макроэкономического эффекта от недавно объявленных тарифов займёт время, уже сейчас ясно, что наши регионы вступили в период повышенной неопределённости и замедления роста, — пояснила Беата Яворчик, главный экономист ЕБРР. — Снижение торговой напряжённости путём конструктивного диалога и достижение консенсуса по торговой политике между ключевыми заинтересованными сторонами имеют решающее значение, поскольку длительная неопределённость влечёт за собой болезненные экономические издержки.
Ожидается, что недавний раунд повышения тарифов США (до середины апреля) — включая 25%-ные тарифы на сталь, алюминий и автомобили, а также 10%-ное повышение общих тарифов по более широким категориямбудет иметь значительные глобальные последствия, в том числе для регионов ЕБРР. Анализ показывает, что средний эффективный тариф США на импорт из регионов Банка, по оценкам, вырастет с 1,8% в 2024 году до 10,5%, при условии неизменного состава экспорта.
Среди экономик ЕБРР Словакия, как ожидается, понесёт наибольший прямой удар по ВВП от повышения тарифов США (0,8%), за ней следуют Иордания (0,6%) и Венгрия (0,4%). В Словакии и Венгрии только тарифы на автомобили составляют существенную долю потерь производства — 83% и 41% соответственно.
Помимо прямых последствий, в отчёте содержится предупреждение о более широких рисках для глобальных цепочек поставок. Могут пострадать даже экономики с ограниченным прямым доступом к рынку США, поскольку повышенная неопределённость торговой политики нарушает сети поставок. В то время как роль Китая в торговле в регионах ЕБРР растёт, особенно в качестве источника импорта, Германия остаётся основным экспортным направлением для многих экономик ЕБРР, и экономические показатели Европы по-прежнему сильно влияют на региональный прогноз Банка.
В то же время, влияние более высоких тарифов США может быть частично компенсировано переориентацией торговли, при этом экономики, сталкивающиеся с более низкими тарифными ставками, чем их конкуренты — в частности, Китай, — потенциально могут получить долю рынка в США.
По данным отчёта, инфляция в регионах ЕБРР демонстрирует тревожный разворот. После пика в 17,5% в конце 2022 года и снижения до 5,3% в сентябре 2024 года, средняя инфляция снова ускорилась до 6,1% по состоянию на февраль 2025 года. Инфляционное давление сейчас в основном обусловлено спросом, отражая мягкую фискальную политику и сильный рост номинальной заработной платы.
Несмотря на растущее фискальное давление, ожидается, что средний долг в регионах ЕБРР останется в целом стабильным на уровне около 52% ВВП в течение следующих четырёх лет. Однако эта стабильность предполагает, что правительства будут проводить строгие фискальные меры, включая сокращение некоторых областей расходов на фоне ожидаемого увеличения расходов на оборону, промышленную политику и выплату процентов.
В отчёте также содержится предупреждение о том, что растущая зависимость от выпуска облигаций в регионах ЕБРР за счёт льготного кредитования делает экономики с более низкими доходами более уязвимыми к волатильности рынка и неопределённости политики.
Усиление геополитической напряжённости побудило многие экономики ЕБРР увеличить свои расходы на оборону. В период с 2014 по 2023 год расходы на оборону в регионах Банка почти удвоились — с 1,8% ВВП до примерно 3,5%. В отчёте отмечается, что экспорт вооружений из регионов вырос с 0,05% ВВП в 2019 году до 0,09% в 2024 году, при этом Босния и Герцеговина, Словакия, Чехия и Польша сейчас регистрируют самый высокий уровень экспорта. В отчёте исследуется, как увеличение расходов на оборону в сочетании с внутренним снабжением может значительно повысить производство. Анализ показывает, что растущий спрос на продукцию оборонного назначения может повысить ВВП Словакии, Греции, Хорватии и Венгрии на 1,0-1,5%.
Прогнозы регионального роста
Ожидается, что рост в Центральной Азии немного замедлится с 5,6% в 2024 году до 5,5% в 2025 году и 5,2% в 2026 году. Более низкие цены на сырьевые товары привели к пересмотру в сторону понижения для Казахстана и Монголии. Так, прогноз для нашей республики понижен на 0,3 п.п., с 5,2% в феврале до 4,9% в мае. Прогноз на 2026 год для Казахстана сохранён на уровне 4,5%. При этом ожидания по экономическому росту Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана остались без изменений, как на этот год, так и на следующий.
В Восточной Европе и на Кавказе ожидается, что рост продолжит замедляться до 3,5% в 2025 году, прежде чем восстановится до 4,3% в 2026 году. Экономические перспективы Молдовы и Украины были пересмотрены в сторону понижения, отражая более слабый спрос в ЕС и продолжающийся ущерб энергетической инфраструктуре Украины.
Рост в Турции замедлился до 3,2% в 2024 году на фоне более жёсткой денежно-кредитной политики. Ожидается дальнейшее замедление до 2,8% в 2025 году, прежде чем показатель вырастет до 3,5% в 2026 году. Прогноз на 2025 год был сокращён из-за более жёсткой, чем ожидалось, денежно-кредитной политики и более низкого внутреннего и внешнего спроса.
Прогнозируется, что рост в Центральной Европе и странах Балтии составит 2,4% в 2025 году и 2,7% в 2026 году. Оба показателя были пересмотрены в сторону понижения по сравнению с предыдущими прогнозами из-за влияния новых тарифов, более слабого внешнего спроса — особенно со стороны Германии — и возросшей неопределённости глобальной политики.
В экономиках юго-восточной части ЕС, после вялого роста на 1,6% в 2024 году, ожидается скромное восстановление до 2,0% в 2025 году — ниже, чем прогнозировалось ранее, — прежде чем рост ускорится до 2,4% в 2026 году. Прогноз для Болгарии несколько более оптимистичен из-за устойчивого внутреннего спроса.
Прогнозируется, что рост на Западных Балканах замедлится с 3,6% в 2024 году до 3,2% в 2025 году, а затем увеличится до 3,4% в 2026 году. Политическая нестабильность в Сербии и последствия замедления роста в развитых европейских экономиках омрачают перспективы региона.
Ожидается, что рост в регионе Южного и Восточного Средиземноморья ускорится до 3,6% в 2025 году и 3,9% в 2026 году. Однако эти прогнозы были пересмотрены в сторону понижения по сравнению с февральским прогнозом на 2025 год, что отражает продолжающиеся конфликты и высокую неопределённость глобальной политики.
UTC+00