ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ I. В МИРЕ И КАЗАХСТАНЕ
10 ноября в Казахстане отмечается День работников цифровизации и информационных технологий. THE TENGE в честь всех тех, кто из года в год делает цифровизацию Казахстана реальностью, публикует специальный гайд.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ II. ГОСУДАРСТВО
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА. ЧАСТЬ III. БИЗНЕС
Мы живем в интересную эпоху. То, что еще вчера было фантастикой, сегодня уже стало нашим привычным бытом. Во многом это происходит благодаря цифровизации. Мы предлагаем вам гайд «Цифровизация Казахстана». Это путеводитель, из которого вы узнаете, что означает этот термин, а также сможете совершить путешествие по всем этапам развития цифровизации в Казахстане. И даже заглянуть в будущее, которое ближе, чем вы думаете.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МИРЕ И КАЗАХСТАНЕ
Термин «цифровизация» вошел в нашу жизнь в конце XX века. В 1995 году американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского университета впервые употребил понятие «цифровая экономика». Мы говорим про “цифровизацию” как про внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.
Часто цифровизацию путают с автоматизацией. Однако автоматизация – это лишь замена человека техническими средствами, причем не обязательно цифровыми. Цифровизация же меняет всю модель поведения и взаимоотношения участников процессов, полностью трансформирует их.
Если раньше, чтобы получить справки, нужно было посетить большое количество госучреждений за справками, то сейчас их можно собрать за несколько минут через сайт электронного правительства. Раньше надо было готовить, распечатывать, подписывать и высылать кучу бухгалтерских документов, а сейчас электронный документооборот позволяет оформить их за считанные секунды.
Ниже мы рассмотрим, как проходит процесс цифровизации в Казахстане, что он меняет в нашей жизни, с какими трудностями сталкивается и как их можно решить.
В Казахстане сейчас вопросами цифровизации занимается министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
ИСТОРИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА
От первых планов до Е-gov
Впервые о цифровизации в Казахстане заговорили в середине 90-х. Правда, на начальном этапе речь шла о развитии сферы телекоммуникаций как необходимого условия для экономического роста страны. Затем пришло понимание, что цифровизация может охватывать все сферы жизни.
В октябре 1997 года в своем Послании народу Казахстана президент РК Нурсултан Назарбаев наметил основные вехи развития страны. Тезисы, прозвучавшие в нем, стали основополагающими для стратегии “Казахстан 2030”. В послании были выделены семь долгосрочных приоритетов, шестым из них как раз стало развитие телекоммуникационной отрасли.
В этом же году, 9 декабря, был издан указ президента РК «О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан». В нем формирование единого информпространства в Казахстане признавалось приоритетной сферой государственной политики.
В 2000 году постановлением правительства было создано АО “Национальные информационные технологии” (НИТ). На данный момент оно является крупнейшей компанией на рынке информационных технологий Казахстана и выполняет следующие функции:
- 1) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
- 2) оператор единой информационной системы обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;
- 3) национальный оператор (национальный администратор) системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники;
- 4) оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов;
- 5) оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции.
16 марта 2001 года указом президента РК утверждается государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, охватывающая период с 2001 по 2005 годы включительно. В нее включают планы по созданию и развитию электронного правительства в госуправлении и электронной коммерции – в экономике.
В рамках реализации программы 7 января 2003 года принимается Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и 8 мая 2003 года – «Об информатизации».
Новый этап государственной политики по цифровизации начался в 2003 году вместе с принятием Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы. Основной ее целью были уход от сырьевой экономики и производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров в обрабатывающей промышленности. Также планировалось развитие инновационной сферы. В дальнейшем стратегия пережила ряд преобразований и трансформировалась в ГПИИР (государственную программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан), разбитую на три “пятилетки” с 2010 по 2025 годы.
В 2022 году программа была ликвидирована постановлением правительства.
В 2004 году принимается государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005–2007 годы, утвержденная указом президента РК от 10 ноября 2004 года.
В 2006 году запущен портал электронного правительства eGov.kz.
ОТ ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА К ЦИФРОВОМУ ГОСУДАРСТВУ
В ноябре 2007 года постановлением правительства РК была утверждена программа развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008–2010 годы. Она предусматривала повышение качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально значимых государственных услуг.
На смену программы развития «электронного правительства» приходит программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010–2014 годы, утвержденная постановлением правительства РК 29 сентября 2010 года.
В декабре 2012 года глава государства в своем очередном Послании народу Казахстана объявил о новом политическом курсе развития страны “Казахстан-2050”. В нем, в частности, обозначены 10 глобальных вызовов в XXI веке. Седьмым из них была определена Третья индустриальная революция. В документе также декларировалось, что “технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков” и “человечество живет уже в новой технологической реальности”. Была поставлена задача активно внедрять высокие технологии в медицине, робототехнике, а также отмечались цифровые подходы в целом.
Уже 8 января 2013 года указом президента была утверждена государственная программа “Информационный Казахстан –2020”. Программа предусматривала два этапа реализации. Первый этап – 2013–2017 годы, второй этап – 2018–2020 годы.
Реализация этих этапов должна была позволить стране достигнуть ряда ключевых показателей. 5 июля 2018 года указом президента РК программа “Информационный Казахстан – 2020” утратила силу в связи с началом реализации новой программы “Цифровой Казахстан”. Мы проверили, что из запланированного удалось достичь в 2020 году, несмотря на завершение программы. Ниже на инфографике показано, какие из целевых показателей данной программы были достигнуты, а какие нет.
👍- достигнуто
👎- не достигнуто
👐- информация не найдена
Следующим важным этапом цифровизации Казахстана стало принятие в 2017 году программы «Цифровой Казахстан». Ей посвящен отдельный блок гайда.
10 января 2018 года президент РК в своем Послании народу Казахстана, озаглавленном «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», обозначил основные приоритеты развития промышленности страны в плане внедрения в нее цифровых технологий.
Одним из основных направлений была реализация программы “Цифровой Казахстан”, а также принятие комплексного стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года (утвержден указом президента РК от 15 февраля 2018 года).
Стратегический план до 2025 года провозглашает семь важнейших системных реформ и семь приоритетных политик.
- 📍 системные реформы – семь важнейших прорывных изменений, которые должны произойти в экономике и социальной жизни страны до 2025 года;
- 📍 приоритетные политики – курс, осуществляемый по приоритетным направлениям стратегии «Казахстан – 2050».
- 📍 Одной из заявленных политик является технологическое обновление и цифровизация.
12 октября 2021 года постановлением правительства был утвержден национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Его цель – «становление Казахстана современной страной с эффективным государственным управлением за счет цифровой трансформации, принимающим решения на основе достоверных данных, а также обеспечивающим эффективное и безопасное использование инфраструктуры в цифровую эпоху, увеличивающим вклад науки в социально-экономическое развитие страны».
28 марта 2023 года постановлением правительства РК утверждена последняя на сегодняшний день концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023– 2029 годы.
В своем последнем Послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года президент РК Касым-Жомарт Токаев поставил стратегически важную задачу – превратить Казахстан в IT-страну. При этом он отметил, что Казахстан уже в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха.
ПРОГРАММА ЦИФРОВОЙ КАЗАХСТАН
На сегодняшний день наибольшую роль в цифровизации страны сыграла программа “Цифровой Казахстан”. Изначально она была рассчитана на 2018–2022 годы.
Основанием для ее разработки стало Послание народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», зачитанное президентом РК 31 января 2017 года. Правительство утвердило программу в декабре 2017-го, и поставило на утрату 17 мая 2022 года.
Основными целями “Цифрового Казахстана” декларировались “ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе”.
Программа включала в себя пять ключевых направлений, в свою очередь, разделенных на основные задачи.
В рамках перехода на новую систему госпланирования (СПГ) отдельные направления госпрограммы позднее вошли в нацпроект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» на 2021–2025 годы». По факту не все показатели “Цифрового Казахстана” были напрямую связаны с цифровизацией. Достигнутые показатели, непосредственно связанные с цифровым развитием, приведены в таблице. Отдельные индикаторы не были реализованы в силу причин непреодолимой силы. Так как на момент подведения итогов, данных рейтингов уже не существовало.
👍- достигнуто
👎- не достигнуто
👐- индикатор прекратил свое существование
Одним из пяти ключевых направлений “Цифрового Казахстана” была определена реализация цифрового Шелкового пути. Она включает в себя две основные задачи: расширение покрытия сетей связи и ИКТ инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности в сфере ИКТ. По сути, это построение фундамента для здания цифровизации страны и безопасного в нем нахождения. Именно поэтому мы начнем с этого блока.
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ
В 2011 году доступ к интернету ООН отнесла к базовым правам человека. Тогда же появился термин «цифровой разрыв», или, как еще говорят, «цифровое неравенство». Он отражает зависимость социального успеха индивида от его отношений с компьютерной и телекоммуникационной революцией.
В Казахстане с момента запуска программы «Цифровой Казахстан» отмечается значительный рост абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету. Так, в период с апреля 2018 года по апрель 2023 года он увеличился с 13,6 млн абонентов до 17,4 млн. Охват населения составляет практически 100% процентов, учитывая общее количество граждан (по данным Бюро национальной статистики, (19 921 425 человек по состоянию на 1 августа 2023 года).
Одновременно ежегодно растет и общее количество пользователей сети Интернет. Ниже мы приведем инфографику, показывающую, как увеличился процент пользователей, с разбивкой по регионам страны и по населению городов и сел.
Расширение доступа к Сети произошло также благодаря инвестициям со стороны телекоммуникационных компаний и усилиям властей. Можно вспомнить проект «250+», реализуемый тремя сотовыми операторами Казахстана в рамках программы «Цифровой Казахстан». Он подразумевает обеспечение сельских населенных пунктов с численностью населения от 250 человек широкополосным мобильным интернетом.
«Сотрудничество операторов связи с регулирующими органами в рамках программы «250+» является примером успешного взаимодействия между бизнесом и государством, – рассказывает Сергей Коньков, CEO Tele2/Altel. – В более 1,5 тысячи населенных пунктах по всему Казахстану появился доступ в Интернет, который был попросту недоступен до 2020 года. После пандемии операторы связи начали ориентироваться не только на бизнес, но и на обеспечение социальных потребностей, превращая инфраструктуру связи в важный социальный ресурс».
Однако новые возможности несут в себе и новые вызовы. Все больше пользователей стали сталкиваться с угрозами в Сети. Ликвидация этих угроз – еще одна задача цифрового Шелкового пути.
— Проблемы кибербезопасности становятся ежедневной угрозой для пользователей Казнета. Страдает также и бизнес. Злоумышленники постоянно оттачивают мастерство, используя социальную инженерию, фишинг, зараженные ссылки и прочее, – комментирует ситуацию эксперт по кибербезопасности, IТ и коммуникациям Евгений Питолин – Нельзя назвать единую причину возникновения уязвимости. В любых случаях присутствует человеческий фактор.
На сегодняшний день специалисты по кибербезопасности выделяют семь основных угроз.
Для борьбы с этими, а также другими угрозами постановлением правительства РК от 30 июня 2017 года была утверждена Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана»).
Задача «Киберщита» – обеспечить «единство подходов к мониторингу обеспечения информационной безопасности государственных органов, физических и юридических лиц, а также выработку механизмов предупреждения и оперативного реагирования на инциденты информационной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введения чрезвычайного или военного положения».
В 2023 году Казахстан занял 78-е место из 176 в мире в рейтинге стран по национальному индексу кибербезопасности. Индекс страны составил 48,05% из максимально возможных 100%. В этом же рейтинге уровень цифрового развития населения достиг 60,18%.
Индекс национальной кибербезопасности – глобальный оперативный индекс, измеряющий готовность стран предотвращать киберугрозы и управлять киберинцидентами. Возглавили список такие страны, как Бельгия, Литва и Эстония.
Данный рейтинг составляет оценку по трем основным категориям: глобальному индексу кибербезопасности, индексу развития ИКТ и сетевой готовности. В свою очередь, они разделены еще на 12 подкатегорий, в которых Казахстан был оценен следующим образом:
При этом страна показала хорошую динамику развития, так как в 2018 году индекс страны был на уровне 19%, а разбивка по категориям выглядела так:
UTC+00