finance.kz

ЧЕМ ВЛАДЕЕТ ГОСУДАРСТВО: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЁТЫ НЕ ОТРАЖАЮТ ВСЕХ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Государство не владеет полной информацией о том, кто ему должен и что есть на балансе.

Ежегодно правительство не досчитывается триллионов тенге, теряя деньги не только из-за неосвоения и халатности чиновников, но еще и потому, что просто не знает о существовании долгов. Согласно государственному аудиту консолидированной финансовой отчетности (КФО) республиканского бюджета за 2023 год, проведенному Высшей аудиторской палатой (ВАП), правительство недосчитывает своих должников.

 

Как считают должников государства

 

Правительство дает деньги в долг – преимущественно квазигосударственному сектору. Это дешевые длинные деньги, которые направляются на поддержку различных секторов экономики, и в последующем должны быть возвращены в бюджет, как и любой кредит. На 31 декабря 2023 года остаток основного долга заемщиков по долгосрочным бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета, составляет ₸2,4 трлн.

 

В официальной отчетности такие займы учитываются по себестоимости, а не по справедливой, соответственно, в КФО не отображаются процентные ставки и сроки погашения.Кстати, преимущественно это касается займов, выданных субъектам квазигосударственного сектора, остаток по которым составляет ₸1,6 трлн. Причем все эти бюджетные кредиты выданы на нерыночных условиях (средний срок 20 лет, средняя процентная ставка 0,1%).

 

По настоянию ВАП был проведен перерасчет справедливой стоимости бюджетных кредитов, выданных субъектам квазигоссектора. В частности, займов, выданных АО «НУХ Байтерек» (37 займов на общую сумму ₸961,9 млрд, АО «ЖССБ Отбасы банк» (19 займов на общую сумму ₸439,6 млрд, АО «ФНБ Самрук-Казына» (6 займов на общую сумму ₸186,4 млрд, АО «Казахстанская жилищная компания» (1 заем на сумму ₸9,0 млрд, АО «Аграрная кредитная корпорация» (1 заем на сумму ₸140,0 млрд). Госаудиторы напомнили: при выделении «длинных», «дешевых» денег необходимо объективно признавать в КФО экономические последствия данных действий в форме неизбежных убытков.

 

Аналогично, по себестоимости в финансовой отчетности отображаются и обязательства государства по займам, без учета процентных ставок и сроков погашения, а также стоимость имеющихся на балансе государства материальных активов в виде зданий, машин и оборудования, и других, без учета их амортизации и срока службы.

 

Учитываются в КФО и безнадежные должники. Так, по состоянию на 31 декабря 2023 года задолженность получателей государственных гарантий (21 организация), не исполнивших свои обязательства в рамках договоров займов, составила ₸69,1 млрд. Причем значительная часть этой задолженности сложилась еще в 1994 году, и фактически является безнадежной. Более того, минфин предоставил госаудиторам информацию, что ₸43,1 млрд из этой суммы уже невозможно взыскать, так как все меры, предусмотренные законодательством, были выполнены и результата не дали. Но в отчетности эта сумма продолжает фигурировать, так как прописанные стандарты подготовки отчетов не дают возможности ее исключить.

 

Как учитываются активы государства

 

Аудиторы отмечают, что тот формат бюджетной отчетности, который используется для принятия экономических и финансовых решений, «не дает достаточной информации о финансовом положении государства».

 

Для обеспечения эффективного управления бюджетными средствами, правительству необходимо знать об имеющихся в распоряжении активах и уровне обязательств. Однако полной информации нет, поскольку ошибки заложены даже на бюрократическом уровне - в принятых стандартах формирования отчетности.

 

К примеру, в доходы от налоговых поступлений включается вся начисленная по лицевым счетам сумма налогов. Хотя налоговое законодательство дает право налогоплательщикам в некоторых случаях уменьшить суммы налога через подачу дополнительных деклараций. Однако по официальным отчетам, в доходы республиканского бюджета включены суммы начисленных налогов, а не реально уплаченных. А суммы уменьшения налогов отражаются как расходы республиканского бюджета, хотя таковыми они в действительности не являются.

 

«Расходы республиканского бюджета по налоговым поступлениям могут возникнуть только по НДС в случае превышения суммы зачета над суммой начисленного НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. Таким образом, доходы и расходы республиканского бюджета завышены как минимум на ₸3,8 трлн (это суммы уменьшения по всем налогам кроме вышеуказанного НДС)», – отмечено в заключении госаудита.

 

Инвестировали – и забыли?

 

Бюрократические нюансы возникают и при расчете долгосрочных финансовых инвестиций (ДФИ), которыеявляются самой существенной статьей активов КФО РБ. По состоянию на 31 декабря 2023 года ДФИ составили ₸15,4 трлн, что составляет 60,42% от валюты консолидированного баланса. Вместе с тем, только после замечаний ВАП в финотчетности была правильно отражена «справедливая стоимости долей участия Республики Казахстан в международных финансовых организациях».

Кроме того, в рамках аудита КФО РБ за 2023 год министерством финансов восстановлены инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора в сумме ₸21,7 млрд (АО «КТСП «Айт-Отель», ТОО «Дархан Group», ТОО «Автотрансстрой»), а также обеспечено отражение инвестиций в Евразийский банк развития в сумме ₸61,5 млрд, возникших вследствие перераспределения акций, принадлежащих Российской Федерации, между остальными государствами-участниками в 2023 году. Госаудит отметил, что в настоящее время в части ДФИ сохраняются системные проблемы при отражении трех категорий активов: инвестиций в субъекты квазигосударственного сектора; бюджетных кредитов, предоставленных субъектам квазигосударственного сектора; требований, возникших в силу исполнения государственных гарантий.

 

Так, выявлены существенные отклонения между стоимостью инвестиций в субъекты квазигосударственного сектора, отраженной в КФО по себестоимости и реальным размером чистых активов государства в квазигосударственном секторе. КФО включает в себя инвестиции в 326 субъектов квазигоссектора, активы которых, согласно данным их финансовой отчетности, составляют ₸52,4 трлн, обязательства – ₸27,3 трлн, соответственно чистые активы – ₸25,0 трлн. Поскольку доля государства в этих организациях также составляет, в чистых активах его доля также должна быть идентичной – ₸25,0 трлн. Но в КФО данные активы отражены в размере ₸10,9 трлн, и отклонение от суммы их объективного представления оценочно составляет ₸14,0 трлн.

 

В заключении аудита отмечено, что у 210 субъектов квазигоссектора чистые активы превышают сумму инвестиций в них, отраженную в КФО на ₸16,2 трлн (вследствие положительной рентабельности за период с момента осуществления инвестиций). А у 105 субъектов квазигоссектора сумма чистых активов меньше суммы инвестиций в них, отраженной в КФО, на ₸2,1 трлн.

 

Это не соответствует принципу осмотрительности, который имеет особую актуальность применительно к инвестициям в организации, осуществляющие управление стрессовыми активами. Так, в КФО за 2023 год отражены инвестиции в АО «Фонд проблемных кредитов» в сумме ₸2,0 трлн, тогда как чистые активы данной организации в результате деятельности, связанной с выкупом проблемных активов, составляют всего ₸296,3 млрд. Соответственно, в отчетности оценка актива завышена почти в 7 раз.

 

«Необъективное отражение инвестиций в субъекты квазигоссектора главным образом обусловливает недостоверность, представленных в КФО РБ данных о размере чистых активов и накопленном финансовом результате. Обязательства ежегодно растут, а прирост активов, за счет положительного эффекта инвестиций в квазигоссектор в КФО РБ отражения не находит. Проведенный анализ показал, что в 2022 году рост доли государства в чистых активах квазигоссектора составил оценочно ₸3,4 трлн. Вместе с тем, данный рост активов в КФО РБ отражения не находит», – отмечено в заключении ВАП.

 

Есть также и случаи не отражения финансовых инвестиций – в РГКП «Казахская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства» и РГП на ПХВ «Национальный институт интеллектуальной собственности» в размере ₸1,0 млрд, а также отражением финансовых инвестиций в ликвидированные НАО «Тюркская академия» и ТОО «Центр коммерциализации технологий» в сумме ₸70,8 млн.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram