ВСЕМИРНЫЙ БАНК СОХРАНИЛ ПРОГНОЗЫ ПО РОСТУ ВВП КАЗАХСТАНА
Однако оценки в других странах Центральной Азии повысились
Изображение: freepik
Согласно прогнозам из доклада Всемирного банка, экономика стран Центральной Азии вырастет в 2024 году на 4,3%, что меньше показателя прошлого года (5,6%). В Казахстане на фоне задержки с реализацией проекта расширения Тенгизского месторождения нефти и ужесточения фискальной политики ожидается замедление роста до 3,4% по сравнению с 5,1% в 2023 году. Оценки экономического роста в других странах Центральной Азии были пересмотрены в сторону повышения, в среднем, почти на 1 процентный пункт, что отражает оживление потребления, увеличение объёма государственных расходов и сохранение поддержки в виде денежных переводов из России и торговли с Россией. Но, несмотря на такое улучшение прогноза, ожидаемый прирост ВВП на душу населения в странах Центральной Азии составит в текущем году лишь 2,7%. Это самые низкие темпы роста среди всех субрегионов ЕЦА, не считая Турции. Аналитики рекомендуют глубокую модернизацию систем образования региона, особенно систем высшего образования, в целях формирования человеческого капитала и кадрового потенциала, необходимого для возобновления экономического роста и ускорения сближения со странами с высоким уровнем дохода.
Как следует из доклада, дальнейшее замедление инфляции наряду с ростом доходов населения должны поддержать восстановление экономической активности стимулированной потреблением, а постепенное возобновление роста экономик основных торговых партнёров, особенно в еврозоне, будет способствовать росту экспорта. Как ожидается, снижение стоимости заимствования и (это касается Центральной Европы) прогресс в освоении средств ЕС приведут к увеличению объёма инвестиций.
Субрегион Центральной Азии, где ожидается экономический рост в размере 5%, в 2025 году будет опережать все остальные субрегионы по темпам роста, что будет связано, прежде всего, с возобновлением динамичного роста в Казахстане на фоне увеличения добычи нефти. Однако на остальной территории Центральной Азии прогнозируется замедление роста вследствие нормализации торговли с Россией и поступающих из России потоков денежных переводов.
Сводная информация о темпах экономического роста в регионе Европы и Центральной Азии в разбивке по странам, 2021-2026 годы
(прирост реального ВВП (%) в рыночных ценах, если не указано иное)
Источник: Всемирный банк
Примечание. о = оценка; ЕЦА = Европа и Центральная Азия; п = прогноз
Прогнозируемое на следующий год замедление экономического роста в России, вероятно, приведёт к снижению темпов роста экономической активности во всем регионе ЕЦА до 2,6% в 2025 году по сравнению с 3,3% 2024 году, пишут аналитики. Без учёта России, темпы экономического роста в регионе, в целом, не изменятся и составят 3,2% в 2025 году, а затем повысятся до 3,7% в 2026 году.
Страны региона Европы и Центральной Азии успешно справились с недавними шоками, вызванными высокой инфляцией, последствиями российского вторжения в Украину и медленным повышением уровня экономической активности в Европейском союзе, ключевом экспортном рынке этого региона, — отметила Антонелла Бассани, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. — Для ускорения роста производительности в долгосрочной перспективе странам региона необходимо существенно повысить качество среднего и высшего образования, что является главным условием наращивания человеческого капитала и творческого потенциала.
В целом, регион ЕЦА имеет высокие показатели продолжительности обучения детей в школе: средний срок обучения составляет около 12,6 лет, что всего на 1,4 года меньше теоретического максимума, равного 14 годам основной общеобразовательной подготовки (2 года — дошкольное образование плюс 12 лет — обучение в начальной и средней школе). Наименьшее количество лет основной общеобразовательной подготовки фиксируется в Таджикистане (10,8) и Северной Македонии (11,0), а наибольшее — в Беларуси (13,8), Казахстане (13,7) и Российской Федерации (13,7). Эти уровни образования соответствуют уровням дохода стран ЕЦА. Данные цифры показывают, что в целом охват основным общим образованием не относится к серьёзным проблемам в регионе. Нерешённой проблемой остаётся недостаточно высокие уровни доступности и охвата дошкольным образованием, особенно среди социально незащищённых слоёв населения. В частности, в западно-балканских странах доступность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и услуг по уходу и присмотру за детьми является особенно низкой для цыган. Низкая доступность дошкольного образования также наблюдается в Центральной Азии, хотя в некоторых странах последнее время ситуация улучшается.
Несмотря на низкий уровень инвестиционного обеспечения университетов, они являются основными центрами научных исследований и разработок (НИиР) в ЕЦА, выполняя большую долю этих функций, чем вузы в других регионах мира. В ЕЦА на долю высших учебных заведений приходится около 30% инвестиционных расходов на НИиР. Данный показатель варьируется в диапазоне от более 50% в Боснии и Герцеговине и в Северной Македонии (хотя в абсолютно выражении эти расходы очень малы) до примерно 40% в Казахстане, 30% в Польше, Сербии и Турции, 25% в Румынии и менее 10% в Болгарии. Средний показатель по Европейскому союзу составляет около 22% (Eurostat 2024a). Доля НИиР, выполняемая университетами, составляет 8% в Китае, 9% в Республике Корея, 10% в США и 12% в Японии. Но инвестиционные расходы университетов на НИиР в расчёте на одного жителя страны в ЕЦА невелики (от €6 в Болгарии до €81 в Польше), что в несколько раз меньше, чем в США (€214), Европейском союзе (€172), Корее (€133) и Японии (€132). Отсутствие инфраструктуры и поддержки препятствует развитию инновационной и предпринимательской деятельности в ЕЦА. Во многих странах нет необходимой инфраструктуры для развития инновационной деятельности (например, научных лабораторий и технопарков), а также отсутствуют институциональная база для защиты прав интеллектуальной собственности, венчурный капитал и государственные программы/политика стимулирования развития предпринимательской и инновационной деятельности.
Общей проблемой для всех стран ЕЦА является эмиграция квалифицированных работников. Более трети людей с высшим образованием эмигрируют из Албании, Боснии и Герцеговины, Казахстана и Молдовы, а в Армении, Болгарии, Хорватии, Кыргызской Республике и Северной Македонии — более четверти. В странах с меньшей численностью граждан с высшим образованием самые высокие показатели эмиграции таких специалистов. Немалая часть выпускников средней школы тоже уезжают из своих стран для обучения в зарубежных вузах. Из 151 274 граждан в возрасте 20–24 лет, уехавших из стран ЕЦА в Европейский cоюз в 2022 году, примерно 25 967 (17,2%) переехали туда в целях получения образования.
Система высшего образования справляется со своими задачами ещё хуже, чем система базового образования. В странах других регионов со схожим качеством базового образования или аналогичным уровнем дохода, качество образования в университетах намного лучше. В частности, в списке 500 лучших университетов мира, который составляет британский журнал Times Higher Education, только девять вузов из этого региона, — говорится в докладе.
Количество университетов, входящих в число 500 лучших университетов мира по рейтингу издания Times Higher Education, по регионам и странам
Источник: Расчёты авторов доклада на основе данных социологического исследования «Жизнь в переходный период» (LiTS) (2016 и 2022 годы) и обследования ЕС «Статистика доходов и условий жизни» (EU-SILC) (2017 и 2022 годы)
Примечание. Указанные цифры — это коэффициенты, ассоциированные с высшим образованием, в регрессии с логарифмом заработков в качестве зависимой переменной, а также среднего образования, количества лет пребывания на рынке труда и квадрата их числа в качестве контрольных переменных. Оценка регрессии проводится по каждой стране отдельно. К странам ЕЦА с уровнем дохода выше среднего относятся Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Косово, Молдова, Черногория, Северная Македония, Сербия, Турция и Украина. К странам ЕЦА с уровнем дохода ниже среднего относятся Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан.
— Нет данных.
a. Оценки за 2017 и 2022 годы
b. Оценки за 2016 и 2020 годы.
К числу недостатков систем высшего образования относятся устаревшая учебная программа, нехватка инвестиций в оборудование и инфраструктуру, неэффективное управление и несоответствие образования потребностям рынка труда. Для решения этих проблем необходимо приложить усилия с целью ускорения реформирования учебных программ, особенно по таким предметам, как естественные науки, технология, инженерия и математика, повышения качества высшего образования, а также увеличения численности и повышения квалификации преподавателей, чтобы стимулировать формирование человеческого капитала.
UTC+00