finance.kz

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА В 2023 ГОДУ НА 3,1 ТРЛН ТЕНГЕ ПРЕВЫСИЛИ ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ

В прошлом году расходы увеличились на 27%, говорится в обзоре АФК.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА В 2023 ГОДУ НА 3,1 ТРЛН ТЕНГЕ ПРЕВЫСИЛИ ДОХОДНУЮ ЧАСТЬ

Фото: f.azh.kz


Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана отмечает, что в прошлом году снижение средних цен на нефть на 17% частично нивелировало позитивное влияние на объём налоговых поступлений в бюджет таких факторов, как рост экономики Казахстана (5,1% против 3,2% за 2022 г.), увеличение добычи сырья (+7%) и заметный рост налоговых ставок в отдельных секторах.


В прошлом году в стране собрали 23,5 трлн тенге налогов (+10%), что, в основном, было обеспечено перевыполнением плана по НДС на ТВП (265 млрд тг.) и импортным таможенным пошлинам (142 млрд тг.).


Budget-2023-01.png


Несмотря на это, план по налоговым сборам в 2023 г, составлявший 25,8 трлн тг. был выполнен всего на 91%, в сравнении со 117% годом ранее, за счет неисполнения по КПН (1,1 трлн тг), НДС на импорт (415 млрд тг), НДПИ (209 млрд тг) и ЭТП на сырую нефть (118 млрд тг).


Budget-2023-02.png


Поддержку доходной части бюджета в прошлом году оказали неналоговые поступления в размере 1,9 трлн тенге, увеличившиеся в 3,2 раза по сравнению с 2022 г. Это произошло, главным образом, из-за роста объёма выплат по дивидендам на госпакеты акций (до 1,1 трлн тг).


Между тем за последние 5 лет структура поступлений в КБ не претерпела существенных изменений: наиболее существенную долю занимают налоги из РБ (в среднем 37%, см. ниже).


Budget-2023-04.png


«Расходы консолидированного бюджета в 2023 г. выросли на 27% или 6,1 трлн тенге — до 28,6 трлн, превышая доходную часть на 12% или 3,1 трлн тенге. Указанный прирост был обеспечен, в основном, увеличением расходов на погашение и обслуживание госдолга (+1,3 трлн тг), образование (+1,3 трлн тг.), соцпомощь (+788 млрд тг.) и ЖКХ (+612 млрд тг.)», - сообщают аналитики АФК.


Budget-2023-03.png


При этом с 2019 по 2023 гг. рост доходов консолидированного бюджета (104%) отставал от прироста расходов (191%), что требовало устойчивого увеличения объёмов госзаимствования (рост в 1,7 раза, до 5,5 трлн тг. в 2023г.) и существенных изъятий из Нацфонда (20,9 трлн тг. за 5 лет).


Соответственно, доля расходов на погашение и обслуживание долга в структуре расходов КБ за 5 лет увеличилась с 10% до 16%, в том числе, на фоне снижения затрат на соцпомощь (с 23% до 18%) и прочие расходы (с 26% до 17%).


Несмотря на то, что согласно актуальному ПСЭР, в 2024 г. прогнозируется небольшой профицит КБ (0,4 трлн тг.), реализация таких рисков, как снижение цены на нефть, отсрочка расширения добычи на Тенгизе, проблемы в поставках по КТК и влияние геополитических факторов может способствовать ухудшению бюджетных параметров (МВФ).


«В 2023 году дефицит КБ составил 0,6 трлн тенге, несущественно изменившись по сравнению с прошлым годом (-0,8 трлн тг), так как темп роста расходов опередил увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений. Заметную поддержку государственным финансам продолжили оказывать трансферты из Нацфонда, составившие в 2023 году 4,0 трлн тенге (4,6 трлн тг. в 2022 году), а также привлечение заемных средств объемом 5,5 трлн тенге (4,2 трлн тг. в 2022 году)», - отмечают эксперты.


Рост налоговых поступлений был связан, среди прочего, с сохраняющимся высоким потребительским спросом, который мог стать причиной роста объемов НДС (увеличение оборотов по реализации товаров, работ и услуг) и импортных пошлин (повышение объемов импорта, в том числе, в рамках реэкспорта).


Вместе с тем на фоне восстановления в 2023 г. мировых рынков акций, облигаций и золота инвестиционный доход от управления Нацфондом составил 1,8 трлн тенге против убытка в -826,5 млрд тенге годом ранее.


«Рост затрат бюджета произошел, в том числе, из-за увеличения расходов на обслуживание и погашение долга (+41% по сравнению с 2022 годом), что могло одновременно быть связано как с увеличением объема долга, так и с ростом процентных ставок. А наблюдаемое смягчение монетарной политики Нацбанком в текущем году может способствовать значимому снижению процентных выплат по вновь выпущенным ГЦБ на среднесрочном периоде», - считают аналитики АФК.


Эксперты также отмечают, что за последние 5 лет в доходной части КБ преобладали налоги, поступающие в РБ, тогда как сырьевые налоги демонстрировали высокую волатильность вслед за ценами на нефть.


«Соответственно, текущие инициативы правительства по совершенствованию фискального законодательства могут поддержать данную тенденцию. С другой стороны, анонсированные правительством меры по усилению финансовой дисциплины могут благотворно сказаться на инфляции и курсе нацвалюты. Согласно оценкам Нацбанка, рост бюджетных расходов в среднем на 1% в текущем месяце приведет к росту импорта суммарно на 1,42% за 5 месяцев вследствие влияния мультипликативного эффекта госрасходов на общие расходы субъектов экономики», - заключили в АФК.


Говоря о расходной части, наиболее значимую долю, по традиции занимают социальные расходы, включая образование и соцобеспечение, тогда как затраты на здравоохранение с 2022 года на 85% покрываются за счет ФСМС. Отмечается также, что до 2029 года возможно увеличение расходных статей бюджета вследствие реализации Национального плана инфраструктурного развития.


«Между тем в текущем году могут реализовываться определенные риски, способные негативно повлиять как на доходную (снижение нефтяных котировок и/или добычи нефти, замедление торговой активности стран-партнеров, геополитические события), так и на расходную (форс-мажоры в социальной сфере, а также сфере ЖКХ, транспорта и пр.) части бюджета вследствие высокой доли сырья в экспорте товаров и импортозависимости казахстанской экономики», - резюмировали эксперты.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram