ПЫЛЬ В ГЛАЗА? О ЧЁМ ГОВОРИТ РЕЙТИНГ КАЗАХСТАНА В PISA?
О том, почему министр просвещения Гани Бейсембаев зря радуется.
Электронная библиотека ОЭСР опубликовала результаты исследования PISA-2022 — международного тестирования по математике, чтению и естественным наукам. Одним из первых об этом сообщил министр просвещения Гани Бейсембаев. На своей странице в Facebook он отчитался о том; что по сравнению с 2018-м годом Казахстан довольно сильно поднялся в рейтинге PISA.
«Сегодня опубликовали результаты очередного рейтинга PISA. Как вы знаете, это одна из важных международных систем оценки качества знаний. С радостью спешу сообщить вам о них. Казахстан вошел в ТОП-50 стран по математике и естествознанию, повысив показатели на 26 баллов по естествознанию и сохранив результаты по математике и чтению. Конечно же, особая роль в этом нелегком деле принадлежит нашим школам.
Совместными усилиями мы также достигли сокращения разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими школьниками. В целом, среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018г.), по чтению – 61-е место (69-е в 2018г.), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018г).
Постоянное внимание и всесторонняя поддержка Главы государства, оказываемая системе просвещения, сыграли ключевую роль. Это закрепление «статуса педагога» и повышение заработных плат, развитие дополнительного образования, инфраструктуры, обеспечение безопасной и комфортной среды для наших детей. Все эти меры напрямую влияют на повышение качества образования. И, как показывает практика, нам необходимо продолжить работу для достижения еще больших результатов», - говорится в публикации.
Редакция The Tenge решила разобраться в том, что из себя представляет PISA, чему так рад Бейсембаев и каких изменений требует казахстанская система школьного образования.
PISA или Programme for International Student Assessment - это программа, которая оценивает функциональную грамотность учащихся 9 классов (15 лет). Она запущена в 2000 году ОЭСР и проводится 6 часовым экзаменом раз в три года среди 80 стран. Оценивается три параметра: чтение, математика и естественно-научные знания. Иногда фокус делается на математику, в следующий раз - на чтение и т.д. Казахстанские школьники впервые были оценены в 2009 году. Последнее тестирование проводилось в 2022 году, в 2019-м оно не состоялось из-за пандемии. Для сбора, обработки и систематизации результатов PISA требуется большое количество времени, поэтому результаты прошлогоднего тестирования были обнародованы лишь сейчас. В Казахстане тестирование прошли 33 тысячи учеников. Докторант Университета штата Мичиган по программе образовательная политика Алия Бижанова называет PISA одним из самых объективных измерителей образовательной системы. По результатам можно понять – обладают ли 15-летние выпускники основной школы, знаниями и навыками для решения задач в различных сферах жизни, общения и социальных отношений.
«Это просто инструмент, как градусник, который измеряет температуру. Если человек болеет и градусник показывает температуру 38 градусов, мы же не говорим, что это градусник плохой. Так вот в случае с PISA - это инструмент, который замеряет функциональную грамотность школьников 15 лет в странах, которые принимают участие в нем. Он исследует, насколько ученики могут применять школьные знания в обычной среде - это и есть функциональная грамотность. Тест очень валиден и надёжен, так как составляется авторитетными учеными из таких университетов как Гарвард, Стэнфорд и так далее. Главное отличие PISA от национальных тестирований - широкий международный охват и огромное количество аналитиков, экспертов по психометрии, которые составляют вопросы для тестирования», - отмечает Алия.
Другими словами, задания измеряют не знание фактов, а умение применять их для решения нестандартной задачи. Например, какой налоговой режим выгодней для ведения бизнеса в отдельной стране. Или на основе простой картинки плана квартиры предположить как точно измерять ее площадь. В математике оценивается способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах, способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы.
Программа PISA помогает странам-участницам провести мониторинг образовательной программы, выявить слабые места и осуществить работу над ошибками.
Результаты Казахстана.
В целом, среди 81 страны Казахстан по итогам 2022-го года, по математике занял 46-е место (54-е в 2018 г.), по чтению — 61-е место (69-е в 2018 г.), по естествознанию — 49-е место (69-е в 2018 г.). Но если сравнивать баллы, которые казахстанские школьники набрали пять лет назад и в 2022-м, то большая разница есть только по естественным наукам: показатель вырос с 397 до 423 баллов. В принципе, этим и объясняется такой резкий скачок в рейтинге — сразу на 20 пунктов.
А вот с математикой не всё так радужно, с чтением дела обстоят и вовсе грустно. По математике Казахстан поднялся всего на два балла — с 423 до 425. А по чтению даже на один опустился — c 387 до 386.
И, хоть Казахстан и поднялся в рейтинге PISA, это вовсе не значит, что с момента последнего тестирования, система образования в стране сделала мощный рывок в своем развитии, говорят эксперты. Если посмотреть на сами баллы, то улучшение показателей по сравнению с прошлыми тестированиями совсем незначительное. Из этого следует, что это не казахстанское образование стало лучше, а системы других стран в чем-то потеряли баллы. Аналитики связывают это явление с периодом коронавируса и поэтому не разделяют гордости министра Бейсембаева.
«Результаты последнего PISA - хорошая и плохая новость для нас. Хорошо, что мы улучшили свои позиции, а не потеряли, одновременно количество стран выросло, также мы пережили одно из сложнейших потрясений - пандемию, которая негативно повлияла на качество образования во многих странах. Мы стали лучше только лишь потому, что другие страны стали хуже. Значит, что их системы образования не справились с ковидом так, как Казахстан. Если сравнить результаты Казахстана со своими же - в 2009, 2012, 2015, 2018 - у нас примерно такие же результаты, за исключением естественно-научных знаний, где есть прогресс, то есть мы не поменялись», - утверждает Алия Бижанова.
Нурлан Киясов, основатель и программный директор глобальной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch:
«Казахстанские школьники плохо читают, считают и меньше знают о мире. Вины педагогов, родителей или детей тут нет. О прогрессе говорить еще рано. Изменения (снижение или повышение) в PISA до 20 баллах статистически незначимо – можно сказать, что ничего не происходит, Казахстан держится в аутсайдерах среди стран ОЭСР. Если в 2018 года по математике было около 423 баллов, то в 2022 год 425 баллов. Это не говорит об изменении. Средний балл по ОЭСР снизился в целом и некоторые страны, как например Нидерланды, ушли вниз. И таких стран много. К тому же, в исследовании 2022 года не принимают участие Россия, Белоруссии, частично Украина, добавились новые страны как Узбекистан и другие. Место страны в общем зачете и рейтинг не является характеристикой улучшения результатов, главной характеристикой являются баллы международным шкалам и распределение учащихся по уровням. Необходимо смотреть, например, есть ли снижение долю функционально неграмотных детей, нагрузку на педагога, объема финансирования относительно результатов по сравнению с другими, вовлеченности родителей и другие вещи.
В Казахстане в целом растёт доля школьников, которые не достигают необходимого минимума функциональной грамотности. В будущем им будет сложно приспособиться к жизни в современном мире. Тех, кто не достиг минимального порога хотя бы по одному из видов грамотности (читательской, математической или естественнонаучной) – больше половины всех учащихся - они неграмотны по всем трем предметным направлениям. И самих детей нет внутренней мотивации хорошо сдать PISA так как результаты не оказывают прямого влияния на них как ЕНТ. Это показывают оценки школьников на приложенное усердие во время сдачи PISA.
Еще один вызов — это когда наши чиновники начинают натаскивать на PISA подобные темы за несколько месяцов до официального исследования. Представьте у группы людей с лишним весом вы хотите узнать средний размер ожирения. Заранее предупреждаете их об этом, и они специального готовятся несколько месяцев к измерению веса. Вы измеряете, а они далее живут прежним образом. Каков результат будет?
PISA – это инструмент для нас самих, понять где мы находимся, правильные ли наши решения и готовим ли детей самостоятельно жить в современном мире. По результатам глубокого анализа чиновникам в образовании необходимо принять смелы стратегические решения, а не заниматься очковтирательствомВсе что ниже 450 баллов по PISA это группа риска и страны маргиналов».
Говоря о слабых местах, эксперт также отмечает, что ухудшение показателей по чтению - очень тревожный признак, который требует к себе пристального внимания и скорейшего решения.
«Естествознание и читательская грамотность остаются самым «слабым звеном» для наших учащихся, хоть и по первому есть динамика позитива. Почему слабое чтение? Наши дети сильно отстают от сверстников из стран ОЭСР в заданиях, где требуются оценка качества и достоверности информации, выявление и анализ противоречий, критический взгляд на содержание и форму текста, выработка собственной аргументированной позиции по обсуждаемой проблеме. Речь идет о развитии способностей осмыслить и оценить тексты. Более того, когда делают задания PISA наши ученики не готовы к разнообразию текстов, имеются когнитивные особенности при работе с электронными текстами и навигациями по сравнению со школьниками из Китая или Сингапура. Также низкие баллы наши связаны с неумением обобщать, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные отношения во время чтения. Вообще, читательская грамотность – маркер экономической успешности человека. Умение понимать прочитанный текст (reading comprehension), является важным фактором для успеха в университете и в жизни. Если вы хотите готовиться к PISA, надо начинать с читательской грамотности и это не задача только начальной школы или урока по литературе. Читательская грамотность эффективно развивается через все дисциплины. Но этому в наших педвузах или Академиях не учат», - говорит Киясов.
С ним согласен учитель физики и математики, а также автор курсов для учителей физики по повышению квалификации Ильяс Мынжасаров. По его словам, многие дети испытывают проблемы с пониманием прочтенного материала.
«У меня сейчас проблема - я столкнулся с тем, что большинство детей они не понимают условия задачи. То есть, представлена какая-то задача по физике, а они не понимают, что от них хотят. Хотя знают, как ее можно решить, если объяснить условия, но с самим пониманием условия есть проблемы. А почему так плохо? Это общее падение системы образования. Это же опять квалификация наших педагогов. Это вообще критерии, какие-то оценивания», - считает учитель.
Ещё одна серьёзная проблема - большой разрыв между успешными и отстающими учениками. По словам Нурлана Киясов, в нашей стране по-прежнему бОльший упор делается на успевающих и одарённых детей. К тому же из-за социального разрыва, пропасть в образовании между казахстанскими детьми становится и вовсе огромной. Но, в прочем, и это лишь верхушка айсберга.
«Проблем еще много. Архаичная инфраструктура, слабый инновационный потенциал руководителей, недостаточная ориентация на социальную мобильность, низкая вовлеченность родителей и бизнеса (при этом их ожидания возрастают), отсутствие продуманной образовательной политики у Министерства, отставание образования от меняющихся запросов экономики - не конвертирует колоссальный человеческий капитала Казахстана и программы обучения в благополучие людей. Образование работает формально как «вещь в себе» и «сама по себе». Все это усиливается фундаментальным недофинансированием и кадровой деградацией на уровне руководителей школ, заместителей, руководителей управлений образования, курирующих заместителей акимов и Министерства. При текущий конструкции увеличивать финансирование на образование нельзя – все будет уходить как вода в песок. Мы принимаем простые решения и отстаем. Увлеклись популизмом и дешевым имиджем в глазах у педагогов. Кроме строительного проекта Комфортная школа и увеличение зарплаты педагогам нам нечем хвастаться. Комфортная школа — это образовательный проект, не строительный. И его провалили из-за страха брать ответственность. В образование нужны менеджеры из не образования. Педагоги плохие менеджеры», - резюмирует Нурлан Киясов.
Справедливости ради стоит отметить, что у программы есть и критики. Они отмечают, что нужно быть очень осторожным, потому что с одной стороны - да, это признанный мировой тест, с другой - нужно понимать, что он стандартизированный и не отражает национальные контекстные элементы любой системы образования. Поэтому делать слишком большо упор на PISA ни политикам, ни тем, кто принимает решения, делать не стоит, потому что должна быть своя национальная траектория развития.
«По опыту успешных стран, занимающих в рейтинге первые позиции, они никогда не меняют систему образования под ответы на вопросы PISA, там делают упор на развитие своего подхода, с упором на ученика и его потребности. Они развивают в учениках любопытство, в учителях поощряют увлечённость и не забывают о важности мотивированная педагогического состава. И знаете очень сильно расстраивает, что уже некоторые страны, которые находятся в топе рейтинга. та же самая Германия, та же самая Литва - они уже сделали выводы по тем данным, которые были опубликованы. Они наоборот, каждый раз бьют тревогу. То есть, казалось бы те страны, которым нечего бить тревогу, они продолжают находить изъяны в своей системе образования, думать над тем, как их исправить, и думать над тем, какие ошибки они допустили так или иначе, в то время как в Казахстане министром образования говорит о том, что поднятие на несколько пунктов в пределах низкого уровня уже является прогрессом. Я бы на месте руководства нашего хватался за голову. Да, сидел бы в панике и целыми днями и ночами думал вообще, что надо делать, и как это все исправлять», - заключает учитель физики Ильяс Мынжасаров.
UTC+00