finance.kz

ПРОГНОЗЫ МВФ ПО ТОРГОВОМУ БАЛАНСУ КАЗАХСТАНА СТАЛИ МЕНЕЕ ПЕССИМИСТИЧНЫМИ

Ожидания по росту ВВП остались без изменений

blue-arrow-with-blue-background.png

Изображение: freepik/imf.org


Международный валютный фонд сохранил прогнозы по экономическому росту Казахстана в октябрьском докладе о перспективах мировой экономики, после пересмотра в июле. Тогда ожидания на 2024 год были повышены с 3,1% до 3,5%, а на 2025 год понижены с 5,6% до 4,6%. При этом изменились прогнозы по потребительским ценам (которые не публиковались в июльском отчёте). Так, если в апреле МВФ ожидал, что инфляция по итогам текущего года сложится на уровне 8,7%, то новый прогноз предрекает уже 8,6%. В то же время ожидания на следующий год ухудшились на 0,2 процентных пункта, до 7,2%. Кроме того, менее пессимистичными стали прогнозы по торговому балансу на 2024 год. Теперь аналитики ожидают, что он сложится на уровне -1,5% к ВВП вместо -4,5% ожидавшихся весной этого года. При этом аналитики сохранили прогноз на следующий год на уровне -2,7% к ВВП.

 

Аналитики МВФ ожидают, что глобальный рост останется стабильным, но недостаточным. С апреля 2024 года произошли заметные изменения: повышение прогноза для США компенсировало снижение прогноза для других развитых экономик, особенно крупнейших европейских стран. Точно так же в странах с развивающейся экономикой и развивающихся странах сбои в производстве и поставках товаров, особенно нефти, конфликты, гражданские беспорядки и экстремальные погодные явления привели к снижению прогноза для Ближнего Востока и Центральной Азии, а также для Африки к югу от Сахары. Это было компенсировано повышением прогноза для развивающейся Азии, где растущий спрос на полупроводники и электронику, обусловленный значительными инвестициями в искусственный интеллект, стимулировал рост, тенденцию, поддерживаемую значительными государственными инвестициями в Китае и Индии.


Глобальная дефляция продолжается, однако инфляция цен на услуги остаётся высокой во многих регионах, что указывает на важность понимания секторной динамики и соответствующей калибровки денежно-кредитной политики, заключают авторы доклада. С ослаблением циклических дисбалансов в мировой экономике краткосрочные приоритеты политики должны быть тщательно откалиброваны для обеспечения мягкой посадки. В то же время необходимы структурные реформы для повышения среднесрочных перспектив роста, при этом следует поддерживать наиболее уязвимые слои населения. Устойчивые структурные препятствия, такие как старение населения и низкая производительность, сдерживают потенциальный рост во многих экономиках.

 

Циклические дисбалансы ослабли с начала года, что привело к лучшему согласованию экономической активности с потенциальным выпуском в основных экономиках. Эта корректировка сближает показатели инфляции в разных странах и в целом способствует снижению глобальной инфляции. Ожидается, что глобальная инфляция снизится с годового среднего показателя 6,7% в 2023 году до 5,8% в 2024 году и 4,3% в 2025 году, причём развитые экономики вернутся к своим инфляционным целям раньше, чем страны с развивающейся рынком и развивающиеся экономики. По мере того как глобальная дефляция продолжает прогрессировать, в целом в соответствии с базовым сценарием, всё ещё возможны препятствия на пути к ценовой стабильности.

 

Риски для глобальных перспектив смещены в сторону снижения на фоне повышенной неопределённости в политике. Внезапные вспышки волатильности на финансовых рынках — как это произошло в начале августа — могут ужесточить финансовые условия и оказать давление на инвестиции и рост, особенно в развивающихся экономиках, в которых большие краткосрочные потребности во внешнем финансировании могут спровоцировать отток капитала и задолженность. Дальнейшие сбои в процессе дефляции, потенциально вызванные новыми всплесками цен на сырьевые товары на фоне сохраняющейся геополитической напряжённости, могут помешать центральным банкам смягчить денежно-кредитную политику, что создаст значительные проблемы для фискальной политики и финансовой стабильности.


Ожидается, что глобальная торговля будет продолжать расти в соответствии с ВВП, достигнув в среднем 3,25% в год в 2024 и 2025 годах после периода почти застоя в 2023 году. Несмотря на увеличение трансграничных ограничений, влияющих на торговлю между геополитически отдалёнными блоками, ожидается, что глобальное соотношение торговли к ВВП останется стабильным. До сих пор компенсирующими силами были внутриблоковая торговля и торговля с третьими странами.


Между тем ожидается, что глобальные текущие счета — суммы абсолютных профицитов и дефицитов — будут продолжать снижаться с их пиковых значений 2022 года. Как сообщается в Докладе о внешнем секторе МВФ за 2024 год, значительное снижение текущих счетов в 2023 году до допандемического уровня отразило обращение крупных профицитов текущего счёта в странах-экспортёрах сырьевых товаров, продолжающееся экономическое восстановление после пандемии и замедление глобальной торговли товарами в течение 2023 года. В среднесрочной перспективе ожидается, что глобальные балансы будут постепенно сужаться по мере снижения цен на сырьевые товары.


Более глубокое или продолжительное, чем ожидалось, сокращение сектора недвижимости Китая, особенно если оно приведёт к финансовой нестабильности, может ослабить потребительские настроения и создать негативные глобальные эффекты из-за большого присутствия Китая в мировой торговле. Усиление протекционистской политики обострит торговую напряжённость, снизит эффективность рынков и ещё больше нарушит цепочки поставок. Растущее социальное напряжение может спровоцировать социальные волнения, навредить потребительскому и инвесторскому доверию и потенциально затормозить принятие и реализацию необходимых структурных реформ. По мере ослабления циклических дисбалансов в мировой экономике краткосрочные приоритеты политики должны быть тщательно откалиброваны для обеспечения мягкой посадки, считают аналитики МВФ.

 

Во многих странах срочно необходимо переключиться на фискальную политику, чтобы обеспечить устойчивость государственного долга и восстановить фискальные резервы; темпы корректировки должны быть адаптированы к конкретным обстоятельствам в стране. Структурные реформы необходимы для повышения среднесрочных перспектив роста, но следует поддерживать наиболее уязвимые слои населения.


Политики во всём мире находятся под давлением, чтобы возродить улучшения уровня жизни и обеспечить процветание своих экономик в условиях продолжающихся структурных изменений, которые представляют собой как возможности, так и вызовы. В этом контексте крайне важно осуществлять политику и реформы, которые стимулируют участие в рабочей силе и облегчают перераспределение рабочей силы и капитала высокопроизводительным фирмам и растущим секторам. Исторически сложилось так, что получение необходимой социальной и политической поддержки для принятия и поддержания этих политик и реформ было серьёзной проблемой.

 

Предыдущие исследования МВФ подчёркивали важность «реформ первого поколения», таких как укрепление верховенства закона, борьба с коррупцией и создание беспристрастной государственной администрации, для экономического роста. Укрепление управления также может иметь решающее значение для успешного принятия реформ второго поколения на рынках продуктов и труда. Важность тщательного проектирования изменений в политике и продвижения реформ управления для преодоления дефицита доверия также необходимо учитывать в разработке программ МВФ.


Подводя итог, авторы доклада резюмируют, что эффективная разработка реформ должна включать тщательные консультации и коммуникацию. Расширение наборов инструментов для принятия решений с целью обеспечения более активного процесса реформ не только укрепляет понимание общественностью предложений по реформам, но и укрепляет доверие к государственным учреждениям, что приводит к большей социальной приемлемости и успешной реализации политики.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram