«ПОЗИТИВНЫЙ»: S&P ПОВЫСИЛО ПРОГНОЗ ПО КАЗАХСТАНУ
Аналитики подчёркивают, что улучшение связано с «устойчивым темпом реформ»
Изображение: THE TENGE
S&P Global Ratings изменило прогноз по Казахстану со «Стабильного» на «Позитивный», подтвердив рейтинги «BBB-/A-3». Это связано с ожидаемым улучшением фискального состояния страны. Аналитики S&P Global Ratings оценивают Казахстан как страну, которая предпринимает серьёзные шаги для улучшения своей экономической устойчивости через масштабные институциональные реформы. Позитивный прогноз отражает уверенность в том, что эти меры, в сочетании с ростом нефтяной добычи, позволят постепенно сократить дефицит бюджета и укрепить финансовые буферы, несмотря на существующие макроэкономические риски. Однако успешность этих изменений будет зависеть от последовательности и эффективности их реализации.
S&P Global Ratings пересмотрело прогноз по Казахстану со «Стабильного» на «Позитивный» и подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги страны на уровне «BBB-» и «A-3» соответственно. Оценка перевода и конвертируемости (T&C) остаётся на уровне «BBB». Одновременно мы подтвердили наш рейтинг Казахстана по национальной шкале на уровне «kzAAA».
Мы ожидаем ужесточения контроля над расходами, расширения налоговой базы, а также увеличения добычи нефти, что будет способствовать бюджетной консолидации в ближайшие несколько лет. Тем не менее, по-прежнему высокие внутренние процентные расходы будут продолжать оказывать давление на исполнение бюджета, учитывая ожидаемый уровень инфляции в 10–11% в 2025–2026 годах.
«Позитивный» прогноз отражает ожидания аналитиков, что более строгие фискальные правила, введённые в новом Бюджетном кодексе, в сочетании с более широким расширением доходной базы в рамках пересмотренного Налогового кодекса, поддержат усилия правительства по достижению бюджетной консолидации в ближайшие два-три года, сохраняя при этом значительные буферы ликвидных активов.
Мы можем пересмотреть прогноз на «Стабильный», если увидим, что власти отступают от мер, направленных на улучшение сбора налогов и диверсификацию доходной базы правительства, или если новые бюджетные правила окажутся недостаточными для предотвращения дальнейшего сокращения ликвидных активов правительства. Мы также можем пересмотреть прогноз или даже понизить рейтинги, если увидим резкое и продолжительное снижение доходов от нефти, в том числе если трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будет выведен из строя на длительный период.
Также аналитики отметили, что могут повысить рейтинги, если увидят, что новый Налоговый кодекс приведёт к устойчивому расширению несырьевой доходной базы, а новые бюджетные правила будут способствовать постепенному восстановлению фискальных буферов. Повышение рейтинга будет зависеть от стабилизации процентной нагрузки правительства на умеренном уровне.
Рост реального ВВП Казахстана, по ожиданиям аналитиков S&P, вероятно, превысит 5,5% в 2025 году, а затем замедлится до примерно 4% в 2026–2028 годах.
Экономика Казахстана будет продолжать расти в ближайшие несколько лет, чему способствует увеличение добычи нефти. Хотя сильный рост в 5,6% в этом году будет обусловлен ростом добычи нефти за счёт расширения месторождения Тенгиз и по-прежнему экспансионистского бюджета, мы ожидаем, что правительственные расходы сократятся со следующего года.
Как отмечается в отчёте, S&P Global Ratings изменило прогноз по Казахстану на «Позитивный» благодаря устойчивым усилиям по реформированию экономики и госуправления, начатым в 2019 году. Ключевые меры — принятие нового Бюджетного кодекса в марте 2025 года, который ограничивает переводы из Национального фонда, и нового Налогового кодекса, направленного на упрощение системы и расширение налоговой базы. Эти реформы, в сочетании с ожидаемым ростом добычи нефти, должны помочь снизить дефицит бюджета с 4% ВВП в 2025 году до 2% к 2028 году.
Несмотря на высокую инфляцию, Казахстан сохраняет сильные финансовые позиции, считают аналитики агентства. Ликвидные активы Национального фонда, как ожидается, останутся выше 20% ВВП, составляя около $60 млрд. Хотя страна по-прежнему сильно зависит от углеводородного сектора, правительство активно работает над диверсификацией экономики, реализуя Национальную инфраструктурную программу. Эти действия, по мнению агентства, укрепляют финансовую стабильность и снижают риски в долгосрочной перспективе.
Дефицит бюджета, вероятно, стабилизируется на фоне расширения налоговой базы. Высокая инфляция и процентные ставки будут продолжать оказывать давление на доходность государственных долговых обязательств.
Мы ожидаем, что относительно сильные ликвидные активы правительства Казахстана (то есть государственные депозиты и внешние ликвидные активы НФРК) в целом стабилизируются на уровне около 21% ВВП в течение следующих четырёх лет (по сравнению с примерно 25% в 2023 году).
Переход к внутренним заимствованиям на фоне высокой инфляции и процентных ставок будет продолжать оказывать давление на процентные расходы. Внутренние заимствования составляют более 70% от общего государственного долга. Поскольку инфляция и процентные ставки были высокими в последние годы и, как ожидается, останутся повышенными в течение прогнозируемого периода (до 2027 года), это оказывает давление на доходность государственных долговых обязательств, которая достигла в среднем 10,3% в первой половине 2025 года по сравнению с 7,7% в 2024 году.
Мы ожидаем, что соотношение процентных расходов к доходам правительства превысит 10% в 2025–2028 годах, поскольку мы ожидаем, что предпочтение внутренних заимствований сохранится.
Несмотря на более широкий дефицит счёта текущих операций, валовые потребности во внешнем финансировании останутся стабильными — менее 100% от поступлений по счёту текущих операций и валютных резервов.
Хотя рост добычи и объёмов экспорта нефти компенсирует прогнозируемое снижение цен на нефть, мы прогнозируем, что дефицит счёта текущих операций составит в среднем 3,2% ВВП в 2025–2028 годах, увеличившись по сравнению с оценёнными 1,74% в 2024 году на фоне сильного спроса на импорт для инвестиционных проектов.
Также аналитики ожидают стабилизации курса национальной валюты и отметили укрепление денежно-кредитной политики. Что касается политики внутренней, S&P подчеркнуло консолидацию президентской власти после событий января 2022 года.
На наш взгляд, принятие решений по-прежнему централизовано, а система сдержек и противовесов находится в процессе становления. Непродолжительная история формирования внутреннего консенсуса в Казахстане в некоторой степени снижает предсказуемость ответных мер в политике.
UTC+00