ПОЧЕМУ КАЗАХСТАНУ НЕ УДАЁТСЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАТЬ ЭКОНОМИКУ?
Halyk Finance представил экспертный взгляд на проблемы индустриализации и диверсификации
В марте этого года МВФ опубликовал хорошее исследование «Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era» в котором отмечалось, что многие страны - экспортеры нефти – (включая Казахстан) пытались диверсифицировать свою экономику и, несмотря на большие инвестиции и на значительные улучшения в инфраструктуре, образовании и деловой среде, проводимые до сих пор стратегии не привели к каким-либо значительным успехам. Также, в августе 2023 года вышло исследование от авторитетных международных экспертов в сфере промышленной политики – «The New Economics of Industrial Policy», где суммируются успехи и провалы в промышленной политике различных стран мира и даются очень хорошие рекомендации.
В своей публикации «Индустриализация и диверсификация Казахстана: почему мы топчемся на месте уже много лет» советник председателя правлени Halyk Finance Мурат Темирханов детально остановился на провале прошлых и текущих усилий властей по индустриализации и диверсификации экономики Казахстана. Кроме того, автор аргументировал своё мнение о том, почему действующая «Концепция развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы», а также Закон «О промышленной политике» не приведут к улучшению в данном направлении.
Автор отмечает, что с 2003 года, когда был утверждён первый программный документ по диверсификации экономики, Казахстану так и не удалось диверсифицировать экспорт страны и значительно улучшить факторную производительность и другие показатели конкурентоспособности экономики Казахстана. Как было сказано в исследовании МВФ самым главным показателем результатов политики индустриализации и диверсификации в странах экспортерах нефти является доля средне- и высокотехнологичного несырьевого экспорта в общем экспорте страны. К сожалению, официальная статистика в Казахстане не анализирует данный показатель, чтобы показать более благоприятную картину. То же самое происходит с анализом факторной производительности, индексом экономической сложности, и другим показателям, оценивающим конкурентоспособность нашей экономики в Казахстане.
Согласно официальной статистике за 2022 год, на несырьевой экспорт Казахстана приходилось 31% от общего объёма экспорта. Однако мировая практика говорит о том, что для реальной оценки диверсификации экспорта нужно принимать во внимание уровень переработки природного сырья. Несырьевой экспорт не должен включать в себя первый передел сырья, добываемого в стране, что подразумевает производство металлов, продуктов нефтепереработки, а также необработанные сельскохозяйственные товары.
Если посчитать реальный несырьевой экспорт Казахстана в соответствии с мировой практикой, исключив промежуточные продукты (металлы и прочий экспорт первого передела сырья), то он в 2022 году составлял лишь 13% от общей стоимости экспорта. На рисунке ниже, несырьевой экспорт состоит из высокотехнологичных продуктов и прочего экспорта. Однако 13% несырьевого экспорта для 2022 тоже не является объективным показателем поскольку в том году данная доля включала резкий скачок реэкспорта высокотехнологичной продукции из Казахстана в Россию. К сожалению, статистика в Казахстане не разделяет несырьевой экспорт собственного производства и реэкспорт.
Как видно, динамика доли высокотехнологичных продуктов в экспорте редко превышает 2-3% с 2014 по 2021 года, что свидетельствует о низком уровне технологического развития и инновационной активности. В 2020 году доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте выросла только благодаря резкому спаду экспорта нефти из-за коронавирусного кризиса, что хорошо видно на Рисунке 2. Также в 2022 году наблюдается существенный рост доли высокотехнологичного экспорта до 6-7%, однако этот рост обусловлен преимущественно реэкспортом в Россию, на фоне западных санкций, введенных против России. В 2023 году, с ослаблением первоначального шока, доля вновь возвращается к уровню около 3%.
Структура экспорта Казахстана по категориям продукции (2014-2023)
Источник: БНС и расчеты Halyk Finance
* На рисунке высокотехнологичные и прочие продукты представляют собой несырьевой экспорт Казахстан
Далее показан экспорт Казахстана по вышеописанным категориям в денежном выражении. Как видно, сырьевой экспорт крайне волатильный и целиком зависит от цен на нефть. Такая большая волатильность сырьевого экспорта наносит большой вред экономическому развитию страны. Это еще раз подчёркивает, насколько важно для Казахстане иметь диверсифицированный несырьевой экспорт.
Динамика экспорта Казахстана по различным категориям продукции, $ млрд
В своём докладе по экономике Казахстана Всемирный Банк назвал текущий период экономического развития Казахстана «потерянным десятилетием» с точки зрения роста факторной производительности.
График, представленный в докладе, показывает, как менялась совокупная факторная производительность (TFP) в Казахстане с 2002 по 2022 год. TFP измеряет эффективность использования всех факторов производства, таких как труд и капитал, в процессе создания экономического продукта. Рост TFP свидетельствует об улучшении эффективности и технологическом прогрессе, тогда как снижение указывает на проблемы с производительностью и возможное ухудшение экономических условий.
В начале периода, в 2002 году, экономика демонстрировала значительный рост производительности около 9-10%. Однако уже через несколько лет начался спад, и к 2009 году рост фактически остановился и стал отрицательным, достигнув около минус 2%. В последующие годы ситуация оставалась нестабильной: периоды незначительного роста сменялись спадами, но ни один из подъемов не привел к устойчивому улучшению. Особенно резкий спад был зафиксирован в 2020 году, когда производительность снизилась до минус 5%, что было напрямую связано с коронавирусным кризисом. В 2021 наблюдалось некоторое улучшение по данному показателю, однако он скорее всего произошел из-за низкой базы 2020 года.
Динамика TFP индекса Казахстана
Стагнация факторной производительности экономики показывает, что мы не приближаемся, а отдаляемся от 30ки развитых. Данный показатель говорит о том, что, начиная с финансового кризиса 2008–2009, все меры правительства по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики Казахстан давали обратный эффект.
Помимо проблемы с производительностью также можно отметить проблему привлечения инвестиций в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности Казахстана. В частности. В «Концепции развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы» говорится, что: «Инвестиции в традиционные сектора металлургии и нефтепереработки составляют большую часть, в то время как инвестиции в прочие отрасли обрабатывающей промышленности достаточно стабильны и не демонстрируют тенденцию к быстрому росту. Без учета базовых секторов показатель (инвестиций в высокотехнологичное производство) близок к простому воспроизводству.»
Далее в исследовании автор проанализировал действующую «Концепцию развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы» (Концепция), которая была утверждена в марте 2023 года, а также Закон «О промышленной политике», который был утвержден в декабре 2021 год. В данных документах говорится, что в них описываются главные направления государственной политики индустриализации, как катализатора и основы диверсификации всей экономики. Мы сравнили текущую промышленную политику Казахстана с тем, что рекомендуется в исследовании МВФ «Call of Duty: Industrial Policy for the Post-Oil Era» и в авторитетном исследовании – «The New Economics of Industrial Policy». В результате мы отметили следующее.
- Начиная с 2008 года в Казахстане начался переход промышленной политики от рыночных подходов к командно-административным методам, усиливая роль государства в экономике. То есть, используя нефтяные деньги, накопленные в Нацфонде, чиновники стали замещать собой рынок, определяя какие товары, предприятия, и сектора экономики станут «прорывными» для индустриализации и диверсификации страны. Отсутствие фокуса правительства на усилении рыночных механизмов распределения финансовых ресурсов и на решении проблем «рыночных провалов» для индустриализации стало одной из главных проблем неэффективности всех прошлых государственных мер индустриально-инновационного развития. Государство не должно замещать собой рынок, а также частное предпринимательство и инициативу.
- Только в последние пять лет промышленная политика в Казахстане стала четко говорить о своем фокусе на несырьевом экспорте. В частности, в действующей Концепции в начале говорится, что «в Казахстане поэтапно реализуется политика промышленно-инновационного развития, направленная на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности». Однако далее в документе предлагаются меры поддержки бизнеса, которые напрямую противоречат экспортной ориентированности.
Например, далее в той же Концепции говорится, что: «Перед Казахстаном стоят задачи качественного роста обрабатывающей промышленности, ориентированные на удовлетворение первоочередных нужд населения, как в продовольственных, так и непродовольственных товарах, обеспечения бесперебойной работы и развития отечественного производственного комплекса, и тем самым повышения самодостаточности экономики страны».
Однако, самодостаточность (импортозамещение) и экспортоориентированность – это два противоположных несовместимых направления промышленной политики, и международные исследования, упомянутые ранее, как раз и говорят, что политика импортозамещения напрямую вредит индустриализации и диверсификации в стране. В прошлом и сейчас практически все государственные меры по развитию обрабатывающей промышленности относятся к инструментам импортозамещения, что приводит к крайне низкой эффективности промышленной политики за последние двадцать лет. Ярким примером политики «импортозамещения» в Казахстане является государственная поддержка развития автомобильной промышленности.
«В целом текущая государственная помощь для бизнеса приводит к искажению в рыночной мотивации по повышению их конкурентоспособности (прежде всего повышению производительности). На сегодня в отечественным бизнесе сформировались иждивенческие ожидания по отношению к государству. В результате такой госпомощи в Казахстане не работает процесс «созидательного разрушения» (creative destruction), когда с рынка оперативно уходят неэффективные компании, а вместо них приходят много новых и эффективных. В связи с этим надо кардинально пересмотреть подходы по предоставлению государственной помощи так, как это рекомендуется международным исследованиями, упомянутыми ранее», - уверен Мурат Темирханов.
UTC+00