В ОЭСР ПОВЫСИЛИ ПРОГНОЗ ПО РОСТУ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аналитики рекомендуют продолжать снижать процентные ставки в развитых странах, кроме Японии
Изображение: Freepik
Мировой ВВП, по прогнозам представленным в экономическом обзоре ОЭСР, незначительно вырастет до 3,3% в 2025 году и останется на этом уровне до 2026 года. В экономиках стран ОЭСР рост ВВП, как ожидается, будет скромным по сравнению с допандемийным периодом и составит 1,9% как в 2025, так и в 2026 году. В экономиках стран, не входящих в ОЭСР, совокупный рост, как ожидается, также останется в целом стабильным на текущем уровне, при этом основным двигателем глобального роста по-прежнему будет развивающаяся Азия.
Согласно последнему экономическому обзору ОЭСР, глобальная экономика, несмотря на значительные вызовы, сохранит устойчивость. Обзор прогнозирует рост глобального ВВП на 3,3% в 2025 году, по сравнению с 3,2% в 2024 году и 3,3% в 2026 году. В предыдущем докладе аналитики прогнозировали 3,1% в текущем году и 3,2% в следующем.
Перспективы роста значительно различаются по регионам. Рост ВВП в США прогнозируется на уровне 2,8% в 2025 году, а затем замедлится до 2,4% в 2026 году. В еврозоне восстановление реальных доходов домашних хозяйств, напряжённость на рынках труда и снижение процентных ставок продолжают стимулировать рост. Рост ВВП еврозоны прогнозируется на уровне 1,3% в 2025 году и 1,5% в 2026 году. Рост в Японии прогнозируется на уровне 1,5% в 2025 году, но затем снизится до 0,6% в 2026 году. Китай, как ожидается, продолжит замедляться, с ростом ВВП 4,7% в 2025 году и 4,4% в 2026 году.
Глобальная экономика оказалась устойчивой. Инфляция продолжает снижаться к целевым показателям центральных банков, в то время как рост остаётся стабильным, — заявил Генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корманн. — Остаются значительные вызовы. Геополитическая напряжённость создаёт краткосрочные риски, уровень государственного долга высок, а среднесрочные перспективы роста слишком слабы. Политические меры должны обеспечивать макроэкономическую стабильность — путём осторожного смягчения денежно-кредитной политики для обеспечения устойчивого сдерживания инфляционных тенденций и путём фискальной политики, которая восстанавливает фискальное пространство для сохранения возможности удовлетворения будущих расходов. Для повышения производительности и укрепления основ роста необходимы усилия в области образования и развития навыков, устранить чрезмерно жёсткие ограничения на инвестиции бизнеса и успешно решить проблему структурного роста дефицита рабочей силы.
Ожидается, что инфляция в странах ОЭСР продолжит снижаться, с 5,4% в 2024 году до 3,8% в 2025 году и 3,0% в 2026 году, что поддерживается сохраняющейся жёсткой денежно-кредитной политикой в большинстве стран. Инфляция уже вернулась к целевым показателям центральных банков почти в половине развитых экономик и около 60% стран с формирующимся рынком. Однако инфляция на услуги остаётся стойкой и в сентябре составляла примерно 4% в медианной экономике ОЭСР. В перспективе годовая инфляция потребительских цен в странах G20 должна ещё больше снизиться, и к концу 2025 или началу 2026 показатель, как ожидается, вернётся к целевому уровню почти во всех остальных крупных экономиках.
Рынки труда постепенно ослабевают, однако уровень безработицы остаётся низким по историческим меркам. Сильный рост номинальной заработной платы и продолжающееся снижение инфляции укрепили реальные доходы домашних хозяйств. Однако рост частного потребления в большинстве стран остаётся слабым, что отражает низкий уровень потребительского доверия. Глобальные объёмы торговли восстанавливаются, прогнозируемый рост составляет 3,6% в 2024 году.
Несмотря на некоторое ослабление на рынках труда, нехватка рабочей силы и квалификации остаётся на очень высоком уровне. За последнее десятилетие уровень вакансий почти удвоился, при этом особенно резкий рост наблюдается в таких секторах, как здравоохранение и ИКТ. Старение населения усугубляет эту нехватку и, как ожидается, будет ускоряться в ближайшие десятилетия. Постоянная нехватка рабочей силы может препятствовать экономическому росту и затруднять максимальное использование цифровых и экологических преобразований. Для решения этой проблемы согласование рабочей силы и её навыков с возникающими потребностями требует государственных и частных инвестиций в повышение квалификации и переподготовку кадров, а также реформ в системах образования и непрерывного обучения, — подчёркивается в докладе.
В обзоре отмечается сохраняющаяся неопределённость. Усиление текущих конфликтов на Ближнем Востоке может нарушить рынки энергии и негативно повлиять на уверенность и рост. Рост торговой напряжённости может создать риск замедления роста торговли. Неблагоприятные неожиданности, связанные с перспективами роста или траекторией снижения инфляции, могут спровоцировать деструктивные корректировки на финансовых рынках. Рост также может преподнести приятные сюрпризы. Улучшение потребительского доверия, например, если покупательная способность восстановится быстрее, чем ожидалось, может стимулировать расходы. Раннее разрешение крупных геополитических конфликтов также может улучшить настроения и снизить цены на энергоносители.
Наш основной сценарий в «Экономическом обзоре» рисует картину устойчивости. Однако этот оптимизм смягчается значительной неопределённостью. Повышенная геополитическая напряжённость может нарушить энергетические рынки и цепочки поставок, потенциально повысив инфляцию и снизив экономическую активность. В более широком плане эта напряжённость создала препятствия для торговли как в развитых, так и в развивающихся рынках, усилив неопределённость в отношении будущего курса глобальной торговли. Более фрагментированная, протекционистская торговая среда и политика изоляционизма негативно скажутся на конкуренции, приведут к повышению цен и будут препятствовать повышению производительности и росту, а также ограничат потенциал стран с развивающимися рынками для ускоренного развития.
Для преодоления этих вызовов аналитики отмечают необходимость устойчивого снижения инфляции, решения проблемы растущего фискального давления и борьбы с дефицитом рабочей силы для устранения структурных препятствий для более высокого трендового роста. В развитых экономиках, кроме Японии, следует продолжить снижение процентных ставок центральных банков. Сроки и масштабы снижения должны тщательно оцениваться и оставаться зависимыми от данных, обеспечивая полное сдерживание базовых инфляционных тенденций.
〶 Денежно-кредитная политика должна продолжать смягчаться, но при этом должна оставаться осмотрительной.
〶 По мере того как инфляция снижается до целевых уровней центральных банков, в развитых экономиках следует продолжать снижать процентные ставки, однако сроки и масштабы снижения следует тщательно оценивать и принимать решение в зависимости от данных, чтобы обеспечить устойчивое сдерживание базового инфляционного давления.
〶 Правительствам необходимо активизировать усилия по консолидации государственных финансов.
〶 Необходимы решительные фискальные меры для обеспечения устойчивости государственного долга, сохранения возможностей для правительств реагировать на будущие шоки и создания ресурсов для удовлетворения крупных предстоящих расходов. Более решительные усилия по сдерживанию и перераспределению расходов, а также по увеличению доходов в рамках реалистичных среднесрочных путей корректировки, адаптированных к конкретным странам, являются ключевым фактором обеспечения стабилизации долговой нагрузки.
〶 Необходимы амбициозные структурные политические реформы для улучшения основ роста.
〶 Потенциальный объём производства в целом ослаб как в развитых, так и в развивающихся экономиках с момента глобального финансового кризиса. Реформы, направленные на улучшение образования и развития навыков, а также на снижение ограничений на рынках труда и продуктов, которые препятствуют инвестициям и мобильности рабочей силы, имеют важное значение для повышения производительности, расширения распространения новых технологий и увеличения участия рабочей силы. Государственные инвестиции должны дополнять эти реформы в важных областях со значительными рыночными неудачами.
Структурные реформы необходимы для создания основы для более сильного и устойчивого роста, — заявил главный экономист ОЭСР Альваро Перейра. — Дефицит рабочей силы уже является проблемой для фирм во многих странах, и старение населения только усугубит эту проблему. Политические меры должны обеспечить, чтобы навыки развивались в соответствии с требованиями рынков труда, а участие в рабочей силе, особенно пожилых работников и женщин, росло.
UTC+00