finance.kz

FITCH ИЗМЕНИЛО ПРОГНОЗ ПО КИТАЮ НА «НЕГАТИВНЫЙ»

Пересмотр прогноза отражает растущие риски для перспектив госфинансов КНР

chinese-2021-golden-objects-copy-space.jpg

Изображение: freepik


Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) Китая в иностранной валюте со «стабильного» на «негативный» и подтвердило РДЭ на уровне «A+».


Ключевые рейтинговые факторы


«Негативный» прогноз: пересмотр прогноза отражает растущие риски для перспектив государственных финансов Китая, поскольку страна сталкивается с более неопределёнными экономическими перспективами на фоне перехода от роста, основанного на собственности, к тому, что правительство рассматривает как более устойчивую модель роста. Большой бюджетный дефицит и растущий государственный долг в последние годы привели к разрушению бюджетных буферов с точки зрения рейтингов. Fitch полагает, что бюджетно-налоговая политика, скорее всего, будет играть важную роль в поддержке экономического роста в ближайшие годы, что может поддерживать устойчивую тенденцию роста долга. Риски условных обязательств также могут возрастать, поскольку более низкие номинальные темпы роста усугубляют проблемы с управлением высоким уровнем заёмных средств в масштабах всей экономики.


Рейтинги подтверждены: рейтинг Китая «А+» поддерживается его крупной и диверсифицированной экономикой, всё ещё устойчивыми перспективами роста ВВП по сравнению с сопоставимыми странами, важной ролью в мировой торговле товарами, устойчивыми внешними финансами и статусом резервной валюты юаня. Эти сильные стороны уравновешиваются высоким уровнем левериджа в масштабах всей экономики, растущими бюджетными проблемами, а также доходом на душу населения и рейтингами управления ниже, чем у сопоставимых стран категории «А».


Расширение бюджетного дефицита: бюджетное стимулирование усиливается, поскольку правительство стремится компенсировать экономические препятствия.


Мы прогнозируем, что дефицит сектора государственного управления вырастет до 7,1% ВВП в 2024 году (медиана категории «А» 3,0%) с 5,8% в 2023 году на консолидированной основе Fitch, которая включает инфраструктуру и другую официальную бюджетную деятельность за пределами основного бюджета. Дефицит в 2024 году будет самым высоким после дефицита в 8,6% ВВП в 2020 году. Дефицит был высоким с 2020 года, примерно вдвое превышая средний показатель 2015-2019 годов в 3,1% ВВП.


Центральное правительство играет более важную роль: Центральное правительство (ЦП) возьмёт на себя большую долю финансового бремени в 2024 году, поскольку финансы местных и региональных органов власти (МРГ) по-прежнему ограничены из-за снижения доходов, связанных с землёй, и высокого долгового бремени. В 2024 году ЦП планирует выпуск сверхдлинных облигаций на сумму 1 триллион юаней (0,8% ВВП) в дополнение к выпуску облигаций того же размера в 2023 году.


Неопределённый путь консолидации: Аналитики ожидают, что сокращение дефицита будет постепенным, поскольку оно, вероятно, будет сбалансировано с целями экономического роста. Нет ясности относительно мер реформирования, направленных на поддержку среднесрочной бюджетной консолидации. Доходная база также сократилась в результате мер по налоговым льготам с 2018 года и более слабых прогнозов по доходам, связанным с недвижимостью (20%-30% от общего дохода местных органов власти). ЦП, скорее всего, продолжит брать на себя более значительную финансовую роль для поддержки инвестиционных приоритетов на фоне возобновления усилий по сокращению внебюджетных расходов, особенно если не будет реформ, направленных на увеличение доходов местных органов власти.


Государственный долг неуклонно растёт: Аналитики прогнозируют, что государственный долг (явный долг местных и центральных правительств) вырастет до 61,3% ВВП в 2024 году (медиана «А» 54,0%) с 56,1% в 2023 году. Это явное ухудшение с 38,5% в 2023 году. В 2019 году долг был значительно ниже медианного уровня аналогичных стран, главным образом благодаря устойчивой бюджетной поддержке для противодействия экономическому давлению. По прогнозам, доля долга в доходах в 2024 году составит 234%, что значительно превышает медианный показатель категории «А» в 145%.


Мы прогнозируем, что коэффициент долга вырастет до 64,2% в 2025 году и почти до 70% к 2028 году, что выше нашего прогноза чуть менее 60% в нашем предыдущем обзоре. Степень, в которой бюджетная поддержка вновь активизирует основной рост ВВП, является ключевой неопределённостью для нашей долговой траектории. Риски, связанные с ростом государственного долга, смягчаются высокой нормой внутренних сбережений, которая поддерживает доступность долга и гибкость финансирования.


Условные обязательства: В Fitch считают, что бюджетные риски выше, чем предполагают официальные показатели государственного долга, учитывая мнение о том, что некоторые связанные с государством предприятия получают неявную государственную поддержку. Нефинансовые корпоративные обязательства на конец третьего квартала 2023 года составляли 167% ВВП.


Наш базовый сценарий предполагает не участие правительства в крупномасштабной балансовой поддержке, а скорее поэтапную поддержку, в том числе через политические институты и государственные банки, чтобы реагировать на потенциальные риски финансовой стабильности и сохранять экономическую и социальную стабильность.


Фискальные риски, связанные с LGFV: LRG пострадали от спада в сфере недвижимости, а некоторые механизмы финансирования местных органов власти (LGFV) столкнулись с необходимостью рефинансирования.


В 2023 году некоторым регионам с крупной задолженностью было разрешено выпустить облигации рефинансирования на сумму около ¥1,4 трлн, чтобы перевести долг LGFV непосредственно на свои балансы; мы ожидаем, что такая эмиссия продолжится и в 2024 году. Банкам было предложено поддержать долговые структуры LGFV посредством реструктуризации, в то время как местные компании по управлению активами также оказали поддержку.


Постепенный подход к решению долговых проблем местных органов власти со стороны LGFV означает, что риски кристаллизации условных обязательств, вероятно, сохранятся в течение некоторого времени, потенциально создавая постепенное, но постоянное истощение бюджетных ресурсов. Крупные государственные банки имеют хорошие возможности для постепенной реструктуризации в ближайшем будущем, тогда как местные и региональные банки сталкиваются с более серьёзными трудностями.


Препятствия для роста в краткосрочной перспективе: Fitch прогнозирует, что рост ВВП снизится до 4,5% в 2024 году с 5,2% в 2023 году из-за сохраняющейся слабости сектора недвижимости и снижения потребления домохозяйств, что является результатом негативного воздействия на благосостояние в результате коррекции недвижимости и несколько вялого роста доходов. Эти препятствия частично компенсируются бюджетным стимулированием, при этом внешний спрос оказывает умеренную поддержку.


Дефляция по-прежнему вызывает беспокойство. В течение прошлого года на фоне слабой динамики внутреннего спроса и временных факторов возникли дефляционные риски.


Мы не прогнозируем длительный период дефляции с инфляцией на уровне 0,7% к концу 2024 года и 1,3% к концу 2025 года. Несмотря на это, риски смещены в сторону снижения, а инфляция может остаться ниже, чем мы прогнозируем, что ещё больше повлияет на прогноз роста номинального ВВП.


Среднесрочные перспективы роста: Fitch прогнозирует, что рост останется на уровне около 4,5% до 2028 года – выше, чем у сопоставимых стран по рейтингу – при поддержке крупного производственного и технологического секторов, высоких инвестиций и урбанизации. Устойчивые инвестиции в технологически развитые отрасли в соответствии с целями правительства могут повысить производительность и улучшить перспективы роста. Заметные риски снижения темпов роста включают неопределённость вокруг экономического перехода, демографии, снижения производительности, резких изменений в политике регулирования и геополитических рисков, особенно связанных с торговыми и инвестиционными потоками.


Центральная роль в глобальных цепочках поставок. Ключевая роль Китая в мировой торговле и производстве обеспечила экономике и внешним финансам такую ​​степень силы и устойчивости, которая необычна для суверенных стран, имеющих рейтинг Fitch. Эта роль сохраняется, несмотря на годы растущей торговой напряжённости с США.


Диверсификация цепочки поставок набирает темпы, но мы считаем, что этот процесс будет постепенным, учитывая развитую производственную экосистему Китая, высококачественную инфраструктуру и переход к отраслям с более высокой добавленной стоимостью.


ESG – Управление: Китай имеет показатель релевантности ESG (RS) «5» по политической стабильности и правам и «5[+]» по верховенству закона, качеству институционального и нормативного регулирования и контролю над коррупцией. Эти оценки отражают высокий вес, который индикаторы управления Всемирного банка (WBGI) имеют в нашей собственной модели суверенных рейтингов. Китай имеет средний рейтинг WBGI (41-й процентиль), что отражает мирные политические переходы, ограниченное участие в политическом процессе, относительно высокий институциональный потенциал, неравномерное применение верховенства закона и умеренный уровень коррупции.


Рейтинговая чувствительность


Факторы, которые могут по отдельности или в совокупности привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтинга:


Государственные финансы: Продолжающаяся восходящая траектория общего государственного долга/ВВП из-за постоянно высокого бюджетного дефицита или роста вероятности материализации условных обязательств, например, со стороны LGFV или финансового сектора, так что уровни государственного долга менее выгодно сравниваются с рейтинговыми показателями.


Макроэкономика: Снижение уверенности в среднесрочных перспективах роста.


Факторы, которые могут по отдельности или в совокупности привести к положительному рейтинговому действию/повышению рейтинга:


〶 Государственные финансы: более быстрое сокращение дефицита в соответствии со стабилизацией коэффициента долга сектора государственного управления в среднесрочной перспективе, например, за счёт более сильного и устойчивого восстановления базового роста или налогово-бюджетных реформ, которые структурно улучшают финансы местных органов власти.


〶 Макроэкономика: более сильные среднесрочные перспективы роста, которые приближают ВВП на душу населения к аналогам по рейтингу и увеличивают вес Китая в мировой экономике.


〶 Структурные особенности: существенное снижение макрофинансовых рисков и связанных с ними условных обязательств, стоящих перед суверенным государством, например, за счёт поддержания роста кредитования ниже номинального роста ВВП в течение нескольких лет, что приведет к отмене отметки -1 QO для структурные особенности.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram