ОПЕК+ УДЕРЖИВАЕТ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ НА ОПТИМАЛЬНОМ УРОВНЕ
Добровольное сокращение останется в силе как минимум до конца июня
Изображение: wirestock/Freepik
ОПЕК+ доводит цену на нефть до оптимального уровня, весь фокус в том, чтобы удержать её там, пишет обозреватель агентства Reuters по сырьевым товарам и энергетике Азии Клайд Рассел. Неудивительно, что высшая встреча министров ОПЕК+ решила сохранить политику добычи без изменений, поскольку мировой рынок сырой нефти находится почти именно там, где этого хочет группа экспортёров.
Министерский комитет ОПЕК+ в среду сохранил текущие целевые показатели добычи, но отметил, что некоторые страны перепроизводили нефть и обязались ужесточить соблюдение требований.
Такое решение, по словам обозревателя, означает, что добровольное сокращение добычи на 2,2 млн баррелей в сутки останется в силе как минимум до конца июня, присоединившись к существующим сокращениям на 3,66 млн баррелей в сутки, согласованным в 2022 году.
Добровольное сокращение добычи возглавляют Саудовская Аравия и Россия, ведущие экспортёры в группе, объединяющей Организацию стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и её союзников. Цены на сырую нефть в последние месяцы выросли, при этом фьючерсы на эталонную нефть марки Brent достигли шестимесячного максимума и приблизились к уровню в пределах одного цента от $90 за баррель во время торгов в среду.
Снижение добычи в рамках ОПЕК+, напряжённость на Ближнем Востоке и признаки усиления спроса — всё это способствовало росту цены на нефть марки Brent с минимума в $72,29 за баррель 13 декабря до цены закрытия в $89,35 в среду.
ОПЕК+ официально не устанавливает целевые цены на нефть, но считается, что большинство стран-членов в настоящее время предпочитают цену ближе к $90 за баррель, чем уровень в $70, зафиксированный в конце прошлого года.
Сейчас, когда цена находится на этом уровне, задача ОПЕК+ состоит в том, чтобы заякорить цену в $90, вокруг которой нефть может торговаться с обычной ежедневной волатильностью, часто обусловленной заголовками новостей о событиях, которые угрожают поставкам или изменяют ожидаемый спрос.
Риск заключается в том, что цена на нефть превысит отметку в $90 за баррель и вернётся к отметке в $100, что, вероятно, вызовет новый виток инфляции в странах-импортёрах, а также нанесёт ущерб ожидаемому росту спроса.
В 2023 году стоимость Brent в среднем составляла около $82,10 за баррель, поэтому любой уровень, значительно превышающий этот, усилит инфляционное давление и сделает смягчение денежно-кредитной политики центральными банками ещё труднее.
Более высокие цены на нефть могут также ограничить спрос, особенно в чувствительных к ценам развивающихся странах Азии, крупнейшего в мире региона-импортёра.
В последние месяцы спрос в Азии ускорился: данные LSEG Oil Research показывают, что импорт в марте составил 27,33 млн баррелей в сутки, по сравнению с 26,68 млн баррелей в сутки в феврале и самым высоким показателем с июня прошлого года.
Китай, крупнейший в мире импортёр нефти, лидирует с поставками в марте 11,68 млн баррелей в сутки по сравнению с февральскими 11,16 млн баррелей в сутки.
Индия, второй по величине покупатель сырой нефти в Азии, в марте импортировала 5,07 млн баррелей в сутки по сравнению с февральскими 4,55 млн баррелей в сутки, поскольку южноазиатская страна закупила больше российской нефти — импорт из страны, находящейся под санкциями Запада, достиг восьмимесячного максимума.
Хотя спрос на сырую нефть в Азии высок, этого нельзя сказать о прибыли её нефтеперерабатывающих заводов, которая снизилась из-за более высоких цен на нефть, которые не сопровождались ростом цен на нефтепродукты.
Маржа прибыли от переработки барреля сырой нефти в Дубае в продукцию на типичном сингапурском нефтеперерабатывающем заводе упала до четырёхмесячного минимума в $4,22 за баррель 2 апреля, а затем немного восстановилась и завершилась в среду на уровне $4,33.
Маржа сократилась на 56% с момента максимума в 2024 году в $9,91 за баррель, достигнутого 13 февраля.
Вопрос для рынка заключается в том, приведут ли более высокие цены на нефть и недостаточная рентабельность переработки к ослаблению роста спроса на импорт в Азии, или же истории восстановления экономики в Китае и продолжающегося роста в Индии будет достаточно, чтобы сохранить устойчивый спрос.
Конечно, недавняя история показывает, что Китай имеет тенденцию сокращать импорт, когда его нефтеперерабатывающие заводы считают, что цены выросли слишком высоко и слишком быстро, и обращаются к запасам, чтобы поддерживать высокий уровень производительности, если этого требует спрос.
Но любое сокращение импорта Китаем происходит с отставанием от изменений цен, поскольку с момента покупки нефти до её физической доставки в китайский порт проходит около двух месяцев.
Мнения, высказанные здесь, принадлежат автору, обозревателю Reuters.
UTC+00