finance.kz

ИТОГИ ГОДА: КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНДИКАТОР СЛОЖИЛСЯ НА УРОВНЕ 6,2%

Прирост был обеспечен расширением государственных расходов и значительным потребительским спросом.

По итогам 2024 года рост краткосрочного экономического индикатора (КЭИ) достиг крайне высокого значения в 6,2%, продемонстрировав существенное ускорение экономической активности. Наибольший вклад в динамику КЭИ внесли следующие секторы: строительство (+13,1%), торговля (+9,1%), транспорт и складирование (+8,5%), а также сельское хозяйство (+13,7%). Рост в этих отраслях был обусловлен сезонным увеличением потребительского спроса, подкреплённого расширением банковского кредитования, а также традиционным декабрьским ростом активности в строительной отрасли, который связан с отражением в отчётности завершённых объектов и, соответственно, сделок по ним.


Достижение правительственных целей по экономическому росту сопровождалось значительными вызовами. В начале года планы были пересмотрены в связи с задержкой реализации проекта Тенгиз и последствиями весенних паводков. Поддержание экономической активности обеспечивалось через увеличение государственных расходов, которые финансировались за счёт трансфертов из Национального фонда. Ежегодное вливание значительных средств из Национального фонда в экономику через бюджетные трансферты остаётся ключевым инструментом государственной политики. Однако эффективность распределения этих средств вызывает серьёзные вопросы: значительные ресурсы перераспределяются через недостаточно проработанные механизмы, что приводит к их низкой отдаче. Такое управление позволило достичь высоких показателей роста, но – ценой усиления инфляционного давления и усугубления структурных дисбалансов.


Фискальная политика правительства, направленная на стимулирование экономики через бюджетные вливания, обеспечила краткосрочное увеличение активности. Однако такие меры усиливают риск перегрева экономики. В 2025 году правительство планирует направить из Национального фонда дополнительные ₸5,3 трлн, что, совместно с ожидаемым расширением добычи нефти, обеспечит дальнейший рост экономики. Тем не менее, такая политика создаёт предпосылки для роста инфляции и дальнейшего усиления структурных проблем, что снижает устойчивость экономического развития в долгосрочной перспективе.


кэи-24-1.jpg

Источник: данные БНС


Сельское хозяйство демонстрирует ускорение темпов роста: по итогам года прирост составил 13,7%, в то время как годом ранее отрасль сократилась на 7,7%. Основным драйвером аграрного сектора является растениеводство, динамика которого в значительной степени обусловлена влиянием погодных условий. Благоприятный климатический фон в сочетании с низкой базой прошлого года обеспечили столь высокий рост. Однако подобное двузначное увеличение носит временный характер, что обусловлено цикличной природой отрасли.


Несмотря на значительные меры государственной поддержки, включая субсидии и льготное кредитование, аграрный сектор в целом остается технологически отсталым. Даже на фоне улучшения финансового положения предприятий, это не сопровождается ростом инвестиций в основной капитал. Такой дисбаланс указывает на низкую привлекательность модернизации для производителей, что приводит к сохранению устаревших технологий и сниженной продуктивности по сравнению с международными стандартами.


Для достижения устойчивого роста сельского хозяйства необходимы системные изменения, включая стимулирование инноваций, развитие инфраструктуры и создание условий для привлечения частных инвестиций. В противном случае, рост в 2025 году, как и в предыдущие периоды, будет преимущественно зависеть от объёмов государственной поддержки и погодных факторов, что делает отрасль уязвимой к внешним шокам.


Строительный сектор продолжает выступать одним из ключевых драйверов экономического роста в стране. В 2024 году его динамика составила +13,1%, что немного ниже уровня 2023 года (13,3%), однако декабрьский рост демонстрирует заметное ускорение. Такая картина обусловлена традиционной практикой завершения компаниями‑застройщиками формальной сдачи объектов в конце года, что вносит существенный вклад в итоговые показатели роста сектора.


На протяжении длительного времени рост строительной отрасли обеспечивался преимущественно за счёт масштабных государственных вложений в инфраструктурные проекты. Однако данный рост не сопровождается существенным увеличением производительности труда или рентабельности строительных компаний, что свидетельствует о низкой эффективности использования ресурсов. Более того, такие вложения осуществляются на фоне сохраняющегося бюджетного дефицита.


Значительный вклад в поддержку отрасли вносит реализация государственных программ ипотечного кредитования. Льготные условия кредитования с низкими процентными ставками способствуют повышению доступности жилья для широких слоёв населения, стимулируя рост спроса как на многоквартирное, так и на индивидуальное жилищное строительство. Это, в свою очередь, поддерживает высокий уровень загрузки строительных компаний, усиливая динамику сектора за счёт увеличения объёмов ввода жилья.


Рост в разрезе отраслей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года


кэи-24-2.jpg

Источник: данные БНС


Сфера торговли также выступает одним из ключевых драйвером развития экономики Казахстана. За 2024 год рост отрасли составил 9,1%, при этом годом ранее прирост составлял 11,3%. Основной объём и прирост отрасли обеспечивается непродовольственными товарами.


Подобный рост не фоне меньших темпов роста реальных доходов населения был обеспечен существенным увеличением потребительского кредитования. В декабре банки проводили маркетинговые акции, что в совокупности с сезонным ростом потребительских расходов привело к увеличению спроса на товары. Столь частое проведение таких акций в 2024 году говорит о максимизации выдачи потребительских кредитов в ожидании вероятного сокращения темпов роста данного вида кредитования в последующие годы.


Сектор транспорта и складирования в Казахстане демонстрирует впечатляющий рост на уровне 8,5%, подтверждая статус одного из ключевых драйверов национальной экономики. Основной вклад в динамику сектора внесло увеличение пассажирооборота на 13,8%, грузооборот, напротив, вырос лишь на 2,6%.


Железнодорожный транспорт продолжает оставаться основным видом грузоперевозок, обеспечивая 64% общего объёма перевозимых грузов. Однако его прирост составил всего 0,3%, что может указывать на ограниченные возможности расширения пропускной способности или недостаточную модернизацию инфраструктуры. Автомобильный транспорт, напротив, продемонстрировал существенный рост – на 19,7%. Особенно примечателен резкий рост объёма перевозок морским и прибрежным транспортом – на 84,1%, а также увеличение перевозок воздушным транспортом на 22,5%.


В целом, Казахстан обладает значительным потенциалом для развития транспортной отрасли, благодаря своему стратегическому географическому положению, что делает его естественным транспортным хабом для соседних стран. Однако дальнейшее развитие сдерживается рядом системных проблем, включая недостаточную эффективность и финансовую устойчивость основного оператора железнодорожной инфраструктуры (КТЖ).


Сектор связи выступает одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Казахстана, играя центральную роль в процессе цифровой трансформации общества. По итогам 2024 года темпы роста сектора составили 5,0%, что заметно ниже показателя 2023 года (7,1%). Наблюдаемое замедление обусловлено завершением ключевых инфраструктурных проектов, которые ранее обеспечивали значительный прирост отрасли. Таким образом, сектор вступает в фазу более стабильного и умеренного роста, создавая основу для активного развития смежных направлений, включая электронную коммерцию, онлайн-образование и телемедицину, что подтверждает его стратегическое значение для экономики.


С точки зрения инфраструктурного развития, сектор уже достиг высокого уровня охвата базовыми услугами связи, а проникновение 4G достигло стадии насыщения. Однако внедрение 5G, несмотря на свой потенциал, пока реализуется ограниченно, что не оказывает существенного влияния на общий рост отрасли.


По итогам года промышленный сектор Казахстана продемонстрировал рост на уровне 2,8%, что ниже показателя 2023 года (4,3%). Такая динамика обусловлена разнонаправленными тенденциями в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.


Горнодобывающая отрасль показала слабый рост в 0,1%, что в значительной степени связано с сокращением добычи нефти на 1,9%. Основными причинами этого стали плановые ремонтные работы на крупных нефтедобывающих предприятиях, а также снижение мировых цен на нефть, оказывающее дополнительное давление на сектор.


На фоне слабой динамики в горнодобывающей отрасли, обрабатывающая промышленность продемонстрировала уверенный рост на уровне 5,3%. На обрабатывающую промышленность приходится 48% общего объёма промышленного производства, из которых 39% составляют предприятия металлургической отрасли. По итогам года металлургическое производство выросло на 7,2%.


Выпуск прочих транспортных средств вырос на 63,7%, а производство готовых металлических изделий на 29,5%. Также наблюдался существенный рост в машиностроении (+6,9%).


Текущие темпы экономического роста, отражаемые индексом физического объема (КЭИ), свидетельствуют о недостаточности стратегического подхода к обеспечению качественного и устойчивого развития экономики. Нынешняя динамика во многом поддерживается за счёт увеличения бюджетных расходов, что обеспечивает краткосрочное ускорение роста, но сопровождается накоплением структурных проблем. Такая модель стимулирования неизбежно ведёт к признакам перегрева экономики, включая усиление инфляционного давления и обострение макроэкономических дисбалансов, что, в конечном итоге, негативно сказывается на устойчивости национальной валюты, делая её более чувствительной к внутренним и внешним шокам.


Рост государственных расходов, ориентированных преимущественно на стимулирование текущего потребительского спроса, вместо создания основы для долгосрочного роста, усиливает существующие дисбалансы. Это не только повышает инфляционные риски, но и снижает способность экономики адаптироваться к изменениям внешней конъюнктуры. Для преодоления этих вызовов необходим переход к более сбалансированной модели экономического роста, основанной на стратегических инвестициях в инфраструктуру, модернизацию производственных мощностей за счёт инноваций и развития человеческого капитала.


Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) – рассчитывается для определения состояния экономики в Казахстане. КЭИ рассчитывается по реальному темпу роста 6 отраслей, которые составляют свыше 60% от ВВП: это сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, связь, транспорт и складирование. КЭИ является опережающим индикатором, выступающий в качестве прокси индикатора ВВП.


UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram