ПРЕМЬЕР: ВВЕДЕНИЕ МАРКИРОВКИ ЛЕКАРСТВ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ИХ СТОИМОСТЬ
Максимальный размер влияния затрат маркировки на стоимость правительство оценивает до 1%.
Фото: pixabay.com
Правительство не видит поводов для роста цен на лекарства в связи с предстоящим введением обязательной их маркировки. Такой ответ премьер-министр Олжас Бектенов дал депутатам мажилиса.
Отвечая на запрос, премьер напомнил, что цифровая маркировка и прослеживаемость товаров средствами идентификации являются инструментами для сокращения уровня теневой экономики и повышения собираемости налогов, и широко используются в международной практике. В Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023 – 2025 годы маркировка включена как один из действенных механизмов. Кроме того, в рамках международных обязательств Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) закреплено желание государств-членов обеспечить законный оборот товаров в рамках ЕАЭС, защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение.
На сегодняшний день в Казахстане осуществляется поэтапное внедрение маркировки различных групп товаров. Так, табачные изделия маркируются с 1 октября 2020 года, обувные товары с 1 ноября 2021 года. На все лекарственные средства маркировка вводится с 1 июля 2024 года.
В результате введения обязательной маркировки табачных изделий наблюдается рост поступления акцизов по всем видам табачных изделий на 46,8% с ₸191,5 млрд в 2019 году до ₸281,1 млрд в 2023 году. За период 2022 – 2023 годы выявлено нелегальной табачной продукции на сумму свыше ₸12 млрд. По импортированной обувной продукции поступление НДС и таможенных пошлин выросло с ₸7,8 млрд в 2021 году до ₸32 млрд в 2023 году (более чем в 4 раза). Также наблюдается рост производства отечественной обуви на 20% с 1,5 млн пар в 2021 году до 1,8 млн пар в 2023 году.
Глава правительства напомнил, что для упрощения и оптимизации бизнес-процессов государственными органами совместно с единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров – АО «Казахтелеком» разработаны бесплатные мобильные приложения, позволяющие в полной мере дублировать работу в личном кабинете ИС МПТ. Единый оператор оказывает круглосуточную информационную поддержку участникам маркировки товаров посредством колл-центра, телеграмм-канала, групповых чатов.
«Таким образом, маркировка и прослеживаемость товаров не несут дополнительной нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства в виде приобретения оборудования и (или) увеличения штатной численности. Отмечу, что сдача в государственные органы отдельной отчетности по маркировке товаров субъектами предпринимательства законодательством не предусмотрена. Приобретение оборудования для нанесения кодов маркировки на товар требуется только в случае, если субъект малого и среднего предпринимательства является производителем товара», – уточнил Бектенов в ответе.
Премьер подчеркнул также, что действующий механизм маркировки предусматривает уплату платежей по маркировке только производителями или импортерами маркируемых товаров и не носит всеобщий характер для всех субъектов предпринимательства. При этом Правилами оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок (утверждены приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития от 15 июня 2022 года №342), предусмотрено возмещение затрат из бюджета в размере 10 000 месячных расчетных показателей субъектам предпринимательства на приобретение оборудования и кодов маркировки для нанесения на обувные товары. На сегодняшний день также прорабатывается возможность оказания мер поддержки производителям лекарственных средств.
В ответе премьера приведены примеры влияния введения маркировки на стоимость продукции. Так, по итогам пилотного проекта маркировки молочной продукции, доля затрат производителей, связанных с маркировкой, составила у крупных производителей от 2,5 до 5,8%, средних – от 1 до 3,2% и мелких – от 0,4 до 2%, так как затраты на оборудование одной линии составили от ₸0,5 млн до ₸9,2 млн. При этом доля затрат на оборудование в конечной цене продукта составляет всего от 0,06 до 0,15%. В структуре обувных товаров доля затрат на маркировку составляет до 1% от себестоимости товара. Наибольшую долю затрат в себестоимости составляют затраты на производство до 60%, логистику и маржу – до 37,5%. Кроме того, при введении обязательной маркировки обуви единым оператором на безвозмездной основе предоставлялись коды маркировки в объеме 6 млн штук.
«По лекарственным средствам нужно отдельно учитывать, что стоимость их розничной реализации утверждается Министром здравоохранения 2 раза в год. Соответственно аптечная организация не имеет права реализовывать лекарственные средства выше утвержденной стоимости. В целом наблюдаемый ежегодный рост цен на лекарственные средства обусловлен ростом инфляции, на который маркировка не оказывает влияния. Введение маркировки и прослеживаемости товаров не приводит к банкротству малых предприятий, в структуре себестоимости маркируемых товаров доля затрат на их маркировку не превышает 1% от себестоимости товаров, при этом государством предусмотрено возмещение затрат», – отметил премьер.
На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 6890 наименований лекарственных средств. Из них порядка 700 наименований находится в диапазоне предельных цен до ₸1000, на которые стоимость кода маркировки в размере ₸2,40 окажет влияние в диапазоне от 0,3% до 1% от цены реализации. Предельные цены для розничной реализации на остальные 6200 наименований находятся в диапазоне цен от ₸1000 до ₸1606362.
UTC+00