finance.kz

ИНФЛЯЦИЯ ВЫШЕ ОЖИДАНИЙ ПРИВЕДЁТ К ЖЁСТКОЙ ДКП

Аналитики ОЭСР опасаются разрушительной переоценки на финансовых рынках

world-global-cartography-globalization-earth-international-concept.jpg

Изображение: rawpixel.com/Freepik


Согласно промежуточному прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, глобальный ВВП вырастет на 3,1% в 2025 году и на 3,0% в 2026-м против 3,2% в 2024 году. Наиболее уязвимыми к замедлению стали Канада и Мексика, где ожидается замедление или даже рецессия из-за тарифных войн с США. В США рост замедлится до 2,2% в 2025 году и 1,6% в 2026 году, в еврозоне — до 1,0% и 1,2% соответственно. Мировая экономика демонстрировала устойчивость в 2024 году, однако новые данные указывают на замедление темпов роста и усиление рисков. Об этом говорится в отчёте ОЭСР «Навигация в условиях неопределённости».


Мировой рост производства оставался устойчивым в 2024 году, с уверенным расширением в США и нескольких крупных странах с развивающейся рыночной экономикой, включая Китай. Недавние индикаторы активности начали указывать на смягчение перспектив глобального роста. Деловое и потребительское доверие ослабло в некоторых странах, а показатели неопределённости экономической политики заметно возросли во всём мире.


Произошли значительные изменения в торговой политике, которые, в случае сохранения, ударят по глобальному росту и повысят инфляцию. При этом инфляционное давление продолжает сохраняться во многих странах. Инфляция в сфере услуг остаётся высокой, рынки труда напряжены, а инфляция товаров растёт с очень низких уровней.


Прогнозируется, что глобальный рост ВВП замедлится с 3,2% в 2024 году до 3,1% в 2025 году и 3,0% в 2026 году, при этом более высокие торговые барьеры в нескольких странах G20 и возросшая геополитическая и политическая неопределённость будут оказывать давление на инвестиции и расходы домохозяйств. Прогнозируется, что годовой рост ВВП в США замедлится с недавних высоких темпов до 2,2% в 2025 году и 1,6% в 2026 году. Прогнозируется, что рост ВВП в евро зоне составит 1,0% в 2025 году и 1,2% в 2026 году, поскольку повышенная неопределённость сдерживает рост. А вот рост в Китае замедлится с 4,8% в этом году до 4,4% в 2026 году.


Введение новых двусторонних тарифных ставок и связанное с этим увеличение политической и геополитической неопределенности будут оказывать сдерживающее воздействие, особенно на бизнес-инвестиции и торговлю. Кроме того, ожидается, что увеличение торговых издержек постепенно приведёт к росту цен на конечные товары, оказывая дополнительное повышательное давление на инфляцию во многих странах и требуя, чтобы денежно-кредитная политика оставалась ограничительной дольше, чем ожидалось ранее.


Прогнозируется, что инфляция будет выше, чем ожидалось ранее, хотя и продолжит замедляться по мере ослабления экономического роста. Общая инфляция снизится с 3,8% в 2025 году до 3,2% в 2026 году в странах G20. Ожидается, что базовая инфляция останется выше целевых показателей центральных банков во многих странах в 2026 году, включая США.


Эти прогнозы основаны на предположении, что двусторонние тарифы между Канадой и США, а также между Мексикой и США будут повышены на дополнительные 25 процентных пунктов почти на весь импорт товаров с апреля. Активность была бы выше, а инфляция ниже во всех трёх странах, если бы эти повышения тарифов были ниже или ограничивались меньшим ассортиментом товаров, но глобальный рост всё равно был бы слабее, чем ожидалось ранее.


Сохраняются значительные риски, отмечают авторы отчёта. Дальнейшая фрагментация мировой экономики является ключевой проблемой. Более высокие и широкие повышения торговых барьеров ударят по росту во всём мире и усилят инфляцию. Более высокая, чем ожидалось, инфляция приведёт к более жёсткой денежно-кредитной политике и может вызвать деструктивную переоценку на финансовых рынках. С другой стороны, более стабильная политическая среда снизит неопределённость, а соглашения, снижающие тарифы с текущих уровней, и более амбициозные реформы структурной политики могут усилить рост, считают аналитики. Более высокие государственные расходы на оборону также могут поддержать рост в краткосрочной перспективе, но потенциально усилить долгосрочное фискальное давление.


Центральные банки должны сохранять бдительность, учитывая повышенную неопределённость и потенциал роста затрат на торговлю, который может подтолкнуть вверх давление на заработную плату и цены. При условии, что инфляционные ожидания остаются хорошо закреплёнными, а торговая напряжённость не усиливается, снижение ставок политики должно продолжаться в странах, где базовая инфляция, как ожидается, будет замедляться или оставаться сдержанной. Фискальная дисциплина необходима для обеспечения устойчивости долга, сохранения способности правительств реагировать на будущие потрясения и удовлетворения текущих и будущих расходов. Страны должны найти способы совместного решения своих проблем в рамках глобальной торговой системы. Уровень жизни выиграет от сочетания этих мер с усилиями по укреплению устойчивости цепочек поставок, а также реформами регулирования, способствующими динамичным рынкам продуктов и труда, и политикой, стимулирующей повышение квалификации.


Более быстрое распространение технологий искусственного интеллекта также может принести значительные выгоды в плане производительности. Правительства могут помочь, обеспечив доступность высокоскоростной цифровой инфраструктуры, поддерживая открытые и конкурентные рынки и предоставляя возможности для работников повышать свою квалификацию.


Основные риски и вызовы


Высокий уровень геополитической и политической неопределённости в настоящее время несёт в себе существенные риски для базовых прогнозов, отмечают аналитики ОЭСР. Один из возможных рисков заключается в том, что двусторонние тарифы будут повышены ещё больше на весь импорт несырьевых товаров в США с соответствующим повышением тарифов, применяемых к импорту несырьевых товаров из США во всех других странах. В моделировании, в котором эти двусторонние тарифные ставки постоянно повышаются на дополнительные 10 процентных пунктов, глобальный объём производства может снизиться примерно на 0,3% к третьему году, а глобальная инфляция может вырасти в среднем на 0,4 процентных пункта в год в течение первых трёх лет. Объёмы мировой торговли снизятся почти на 2%. Штаты сильно пострадают в этом сценарии, при этом объём производства снизится на 0,7% к третьему году шока (по сравнению с базовым уровнем), а инфляция вырастет в среднем на 0,7 процентных пункта в год. Канада и Мексика также сильно пострадают, что отражает их сравнительно открытые экономики и высокую подверженность спаду спроса в США и других экономиках. Влияние этих шоков усилится, если политическая неопределённость возрастёт ещё больше или произойдёт широко распространённая переоценка рисков на финансовых рынках. Это подорвёт доверие и усилит давление вниз на корпоративные и потребительские расходы во всем мире.


Второй, и связанный с ним, риск снижения заключается в том, что инфляция останется более устойчивой, чем ожидалось, что приведёт, как отмечалось выше, к более жёсткой денежно-кредитной политике. Катализатором может стать увеличение тарифных ставок, оказывающих более устойчивое влияние на инфляцию товаров, за счёт повышения инфляционных ожиданий. Текущая напряжённость на рынках труда во многих экономиках также может повысить вероятность того, что скачок цен приведёт к увеличению требований по номинальной заработной плате. Однако такие риски могут быть смягчены тем фактом, что краткосрочные инфляционные ожидания домохозяйств в целом были повторно закреплены в течение последних нескольких лет. Тем не менее, как обсуждалось ранее, степень этого повторного закрепления варьировалась в разных странах, и недавний рост инфляционных ожиданий домохозяйств в нескольких экономиках требует пристального наблюдения.


Возрождение инфляции или неожиданные негативные сюрпризы для экономического роста могут вызвать быструю переоценку на финансовых рынках и дальнейший рост волатильности рынка. Оценка активов по-прежнему завышена в некоторых сегментах, несмотря на недавнее смягчение, а низкие премии за риск предполагают, что шоки могут быстро привести к падению цен на активы с более широкими системными последствиями. Последнее может усугубиться на некоторых рынках с высокой концентрацией акционерного капитала и крупномасштабным пассивным управлением портфелем (стратегия, которая отслеживает доходность установленного рыночного ориентира). Любое увеличение премий за риск также может вызвать напряжение на рынках облигаций и рынках частного кредитования на фоне высокого уровня долга и значительных потребностей в рефинансировании в течение следующих двух лет.


Существуют также различные риски повышения прогнозов, которые приведут к более высокому экономическому росту, если они осуществятся. Базовый сценарий предполагает, что значительно более высокие двусторонние тарифные ставки сохранятся в течение всего прогнозного периода в Канаде, Китае, Мексике и США. Отмена этих ограничений или шаги к более широкому соглашению о снижении тарифных барьеров с текущих уровней приведут к более высокому экономическому росту и снижению инфляции по сравнению с базовым уровнем. Мирное разрешение конфликтов в Европе и на Ближнем Востоке также может снизить геополитическую неопределённость и повысить доверие, обеспечив более сильный попутный ветер для расходов и инвестиций.


Ещё одним потенциальным катализатором улучшения настроений может стать дальнейшее снижение мировых цен на энергоносители, поскольку в этом году ожидается избыточное предложение нефти на мировых рынках. Недавно объявленные планы в нескольких странах и на уровне ЕС, подразумевающие увеличение финансируемых за счёт долга государственных расходов, в том числе на оборону, не включены в базовые прогнозы, но также способствовали бы более сильному краткосрочному экономическому росту, если бы они были реализованы.


Рекомендации политикам


Денежно-кредитная политика должна оставаться бдительной


Процентные ставки продолжали снижаться в большинстве крупных экономик в последние месяцы, и сокращение балансов центральных банков продолжалось или началось. Есть несколько исключений, в частности Япония, где процентные ставки постепенно повышаются, и Бразилия, где ставка была снова повышена, чтобы обеспечить закрепление инфляционных ожиданий. Денежно-кредитная политика по-прежнему остаётся ограничительной в большинстве стран, при этом реальные процентные ставки, ориентированные на будущее, превышают нормы, существовавшие до пандемии, а процентные ставки, как правило, превышают оценки долгосрочных равновесных уровней. Стоимость заимствований сейчас снижается для многих фирм и домохозяйств, но последствия прошлых повышений ставок политики продолжают ощущаться, поскольку ставки по существующим кредитам пересматриваются, и выпускается новый долг с более высокой доходностью.


Столкнувшись с повышенной неопределённостью и перспективой значительного роста цен на многие торгуемые товары, центральным банкам необходимо будет сохранять бдительность, чтобы обеспечить устойчивое сдерживание базового инфляционного давления. Единовременный рост относительной цены торгуемых товаров из-за тарифов, вероятно, будет принят, но последовательность таких изменений или признаки роста инфляционных ожиданий на фоне по-прежнему напряжённых рынков труда, вероятно, потребуют более высоких ставок политики, чем в противном случае. На этом фоне любое связанное с этим снижение объёма производства окажет некоторое общее понижательное давление на инфляцию. Такие факторы и потенциал валютной турбулентности по мере расхождения ставок политики в разных странах, вероятно, означают, что политические решения ещё некоторое время будут оставаться тщательно сбалансированными.


При условии, что инфляционные ожидания остаются хорошо закреплёнными, и торговая напряжённость не усиливается, снижение ставок может продолжаться в странах, где прогнозируется замедление инфляции. В зоне евро процентные ставки политики, как ожидается, снизятся до 2% к концу 2025 года, с постепенным ослаблением в течение следующих двух лет в Австралии и Великобритании. В отличие от этого, процентные ставки, как ожидается, останутся неизменными в США до 2026 года в базовом прогнозе и ослабнут лишь незначительно раньше в 2026 году в более мягком тарифном сценарии, при этом прогнозируется, что инфляция останется выше целевого уровня в обоих случаях. Процентные ставки, как ожидается, вырастут в Японии, поскольку денежно-кредитная политика продолжает постепенно отменяться. В Канаде процентные ставки, как ожидается, будут снижены ещё больше, но в большей степени в более мягком тарифном сценарии, при этом более сильное давление со стороны более высоких импортных издержек будет компенсироваться более слабой экономикой.


Фискальная дисциплина необходима для обеспечения устойчивости долга


Решительные фискальные действия необходимы для обеспечения устойчивости долга, сохранения возможностей для правительств реагировать на будущие потрясения и генерировать ресурсы для удовлетворения крупных текущих и надвигающихся расходов, связанных со старением населения, мерами по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, а также планами по значительному увеличению расходов на оборону. Страны с развивающейся рыночной экономикой также часто имеют большие потребности в инвестициях в человеческий и физический капитал и по-прежнему недостаточно развитые системы социальной защиты. Расходы на обслуживание долга растут во многих странах по мере того, как долг с низкой доходностью погашается и заменяется новым выпуском, при этом правительства в некоторых странах с низким уровнем дохода сейчас тратят больше на обслуживание долга, чем на образование или здравоохранение.


Правительства также могут столкнуться с призывами к дополнительной поддержке в странах, сталкивающихся с негативными последствиями роста торговых издержек. Хорошо продуманные и хорошо адресные государственные меры по поддержке доходов могут помочь, если это необходимо, смягчить первоначальное краткосрочное воздействие таких потрясений на компании и домохозяйства с низким уровнем дохода, но необходимы альтернативные, более структурные решения, когда негативное влияние потрясений на внешнюю конкурентоспособность, вероятно, будет продолжительным.


Некоторые неотложные расходы, в частности необходимость значительного увеличения расходов на оборону во многих европейских странах, уже подталкивают страны к принятию трудных решений о темпах и составе фискальной корректировки и расходов. Также необходима тщательная разработка фискальных корректировок для обеспечения адекватной поддержки нуждающимся и сохранения ресурсов, необходимых для решения долгосрочных проблем расходов. Там, где рост достаточно устойчив, чтобы выдержать дополнительные фискальные препятствия, усилия по консолидации должны усилиться по мере того, как денежно-кредитная политика станет менее ограничительной.


Шаги по устранению искажающих налоговых расходов, модернизации налоговых администраций и увеличению доли доходов от косвенных, экологических и имущественных налогов сделают налоговую систему более благоприятной для роста во многих странах.


Страны с развивающейся рыночной экономикой и страны с низким уровнем дохода сталкиваются с аналогичными проблемами, но также с более неотложными требованиями к принятию мер по обеспечению устойчивости долга, особенно там, где значительная часть долга является либо краткосрочной, либо номинированной в иностранной валюте. Мобилизация дополнительных налоговых поступлений имеет важное значение, при этом шаги по расширению налоговой базы, улучшению соблюдения требований и сокращению неэффективных налоговых расходов являются ключевыми приоритетами во многих странах. Этому способствовали бы дальнейшие реформы по сокращению неформальности. Более надёжные фискальные рамки, включая независимые фискальные институты и надёжные фискальные правила, также помогли бы снизить затраты на финансирование и повысить устойчивость.


Международное сотрудничество и реформы структурной политики особенно важны в текущий момент


Правительствам необходимо найти способы совместного решения своих проблем в рамках глобальной торговой системы, чтобы избежать значительного увеличения ответных торговых барьеров между странами. Как уже подчёркивалось, дальнейшее повсеместное увеличение торговых ограничений окажет значительное негативное влияние на уровень жизни. Усилия по предотвращению дальнейшей фрагментации торговли должны сочетаться с реформами, укрепляющими устойчивость цепочек поставок, в том числе путём стимулирования фирм к диверсификации как поставщиков, так и покупателей. Диверсификации способствовали бы общие или совместные стандарты регулирования ключевых промежуточных производственных ресурсов между странами. Страны также не должны упускать из виду возможности для потенциальных выгод от коллективного согласия на снижение текущих тарифных и нетарифных барьеров на товары и услуги.


Обеспечение открытости и конкурентоспособности рынков станет ключевым элементом в стимулировании фирм к дальнейшей разработке и внедрению технологий ИИ. Это может принести существенные выгоды для роста производительности. Например, исследования ОЭСР для Штатов показывают, что технологии ИИ могут вносить в среднем от 0,4 до 0,9 процентных пункта в годовой рост производительности в течение следующего десятилетия. Помимо реформ регулирования, направленных на стимулирование конкуренции, распространению и использованию ИИ будет способствовать наличие высокоскоростной цифровой инфраструктуры и больше возможностей для работников переквалифицироваться и улучшить цифровые навыки.


В более широком смысле политика, способствующая накоплению навыков и эффективному распределению квалифицированных работников, может помочь смягчить влияние роста торговых барьеров за счёт повышения международной конкурентоспособности. Недавние исследования ОЭСР показывают, что устранение разрыва в результатах навыков взрослых между средней страной ОЭСР и тремя лучшими странами-исполнителями будет связано с увеличением уровня производительности на 17%. Повышение эффективности, с которой квалифицированные работники подбираются к соответствующим должностям, может принести дополнительные выгоды в производительности в размере 5%. Наряду с политикой, минимизирующей регуляторное бремя при создании и росте бизнеса, меры, поддерживающие движение рабочей силы, включая хорошо продуманную жилищную политику и политику рынка труда, а также участие в обучении на протяжении всей жизни, могут помочь снизить остроту несоответствия навыков.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram