finance.kz

РОСТ ИКТ В СТРАНАХ ОЭСР ОПЕРЕЖАЕТ РОСТ ЭКОНОМИКИ

За последнее десятилетие цифровая экономика растёт примерно в три раза быстрее

Рост цифровой экономики опережает общий рост ВВП в странах ОЭСР. Об этом говорится в отчёте аналитиков организации OECD Digital Economy Outlook 2024 (Volume 1) — Перспективы цифровой экономики ОЭСР на 2024 год (Том 1). Как следует из доклада, сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продемонстрировал устойчивый рост в 2023 году, со средним темпом роста 7,6%. За последнее десятилетие цифровой сектор в странах ОЭСР рос примерно в три раза быстрее, чем общая экономика. В целом исследование содержит ценные данные для понимания текущего состояния и будущего цифрового сектора. Авторы также предложили несколько рекомендаций для политиков, направленных на то, чтобы максимизировать преимущества цифровых технологий, решая при этом связанные с ними риски и проблемы.


A4Chapter1.png

Источник: отчёт ОЭСР


Как отметили авторы исследования, на данный момент наблюдается недостаток своевременных и межстрановых сопоставимых данных о росте цифровой составляющей экономики.


Хотя «цифровая экономика» больше не ограничивается строго сектором информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), последний остаётся в её основе и имеет важное значение для поддержки дальнейших цифровых инноваций. Представленные оценки могут помочь пролить свет на то, как этот сектор работает сегодня, что поможет принять политические решения, которые повлияют на этот жизненно важный сектор экономики в будущем.


Индикаторы экономического роста в секторе ИКТ в режиме реального времени могут помочь правительствам понять, как этот сектор работает сегодня, что поможет принять обоснованные будущие политические решения.


Темпы роста ИКТ заметно различаются в разных странах

Средние темпы роста сектора ИКТ (наблюдаемые и прогнозируемые), 2013–2023 гг.

g1-051.jpeg

Примечание. На этом рисунке представлены средние наблюдаемые и прогнозируемые темпы роста ИКТ по ​​странам.

Источник: расчёты авторов с использованием базы данных STAN ОЭСР и данных Google Trends (по состоянию на 19 февраля 2024 г.). StatLink содержит больше данных.

 

Важно, что за последнее десятилетие сектор ИКТ вырос в большинстве стран ОЭСР, но не в равной степени. Так, в период с 2013 по 2023 год во всех странах ОЭСР наблюдались в среднем положительные темпы роста сектора ИКТ. Однако страны с лучшими и худшими показателями сектора ИКТ разделяет существенный разрыв (10 процентных пунктов).


В 2011 году средние темпы роста четвёртого квартиля (верхние 25%) стран ОЭСР были в 13 раз выше, чем средние темпы роста первого квартиля (нижние 25%). В 2023 году средний рост четвёртого квартиля лишь в два раза превысил средний рост первого квартиля. Таким образом, различия в росте сектора ИКТ между секторами стран ОЭСР значительно сократились. Это объясняется как увеличением средних темпов роста в первом квартиле, так и снижением в четвёртом квартиле.


Шесть процентных пунктов разделяют лучших и худших лидеров сектора ИКТ

Прогнозируемые темпы роста сектора ИКТ по ​​квартилям, 2023 г.

g1-061.jpeg

Примечание. На этом рисунке показано распределение прогнозируемых темпов роста ИКТ в 2023 году по квартилям.

Источник: расчёты авторов с использованием базы данных STAN ОЭСР и данных Google Trends (по состоянию на 19 февраля 2024 г.). StatLink содержит больше данных.

 

Сектор ИКТ в 2023 году показал хорошие результаты со средними темпами роста 7,6%. Во многих странах ОЭСР 2023 год стал рекордным по росту сектора ИКТ. В десяти странах темпы роста превышали 9%: Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и США. В Бельгии и Великобритании рост сектора ИКТ превысил 11%. Повышенный спрос на продукты и услуги ИКТ после COVID-19 может частично объяснить высокие показатели в 2023 году.


Хотя страны измеряют некоторые аспекты цифровизации экономики, они фокусируются только на использовании цифровых технологий и деятельности домохозяйствами и бизнесом. Большой интерес представляют проникновение и интенсивность цифровой деятельности в нашей повседневной жизни. Однако эти показатели не дают денежной оценки уровня производства, связанного с цифровой трансформацией, и не дают количественной оценки повышения эффективности от изменения производственных процессов. Отсутствие прямой связи между стоимостью производства, связанного с цифровой деятельностью, или приростом производительности от использования цифровых технологий даёт лишь частичную картину влияния цифровых технологий и данных на традиционные макроэкономические показатели.


Отсутствие сопоставимых показателей ценности «цифровой экономики» в разных странах привело к увеличению усилий по её измерению. С национальной точки зрения основное внимание было сосредоточено на создании цифровых таблиц ресурсов и использования (DSUT) и вспомогательных счетов цифровой экономики в Системе национальных счетов (СНС). Включение цифрового измерения экономики в СНС является лучшим долгосрочным решением этой проблемы измерения. Однако пройдёт много лет, прежде чем такая статистика сможет быть реализована и заполнена сопоставимым образом по странам.


Измерить масштабы цифровой экономики сложно, отчасти потому, что цифровые технологии и данные в большей или меньшей степени присутствуют повсюду. Прежде всего, поскольку страны пытались измерить влияние цифровизации таким образом, чтобы это соответствовало национальным счетам, они задавались вопросом, какую экономическую деятельность следует считать частью «цифровой экономики».


По мере продвижения цифровой трансформации цифровая экономика выходит за рамки ИКТ и охватывает все сектора. В то же время сектор ИКТ остается в центре цифровой трансформации, необходимой для поддержки дальнейших цифровых инноваций и экономики в целом. Предыдущие исследования ОЭСР показывают, что повышение многофакторной производительности в секторе ИКТ может повлиять на общий экономический рост.


Вклад добавленной стоимости, непосредственно создаваемой сектором ИКТ в странах ОЭСР, увеличился за последнее десятилетие. В странах, охваченных базой данных структурного анализа ОЭСР, сектор ИКТ в 2010 году составлял в среднем 3,9% от общей добавленной стоимости. К 2019 году этот показатель увеличился почти на 40%, достигнув в среднем 5,4% от общей добавленной стоимости.


Результаты исследования показывают, что Covid-19 ознаменовал конец эпохи устойчивого повышения темпов роста, которая началась вскоре после мирового финансового кризиса. Однако, хотя темпы роста снижаются, рост сектора, тем не менее, остаётся сильным: в 2020 году средний темп роста сектора ИКТ в странах ОЭСР составил 6,6%. К 2021 году в большинстве стран ОЭСР влияние кризиса Covid-19 больше не будет заметным, а темпы роста достигнут своего исторического максимума в 2023 году. Однако эти результаты необходимо учитывать при рассмотрении точечных оценок в пределах соответствующих доверительных интервалов. Тем не менее, даже с учётом доверительных интервалов результаты прогнозирования текущей погоды показывают, что кризис Covid-19 оказал лишь умеренное влияние на сектор ИКТ. График ниже подтверждает удивительный динамизм сектора ИКТ.


Сектор ИКТ демонстрирует замечательный динамизм

Распределение темпов роста ИКТ (наблюдаемые и прогнозируемые), 2011–2023 гг.

g1-071.jpeg

Источник: расчёты авторов с использованием базы данных STAN ОЭСР и данных Google Trends (по состоянию на 19 февраля 2024 г.). StatLink содержит больше данных.


Хотя средний рост экономики снизился во время мирового финансового кризиса, он оставался положительным на протяжении всего периода. После мирового финансового кризиса средние темпы роста последовательно увеличиваются каждый год. Единственным исключением является возникновение кризиса Covid-19, когда средний рост немного снизился. Затем сектор ИКТ продолжил расти, достигнув в 2023 году лучшего среднего роста за весь период.


Что касается будущего искусственного интеллекта, авторы отчёта отметили, что ИИ-технологии могут принести огромные выгоды, включая повышение производительности, ускорение научного прогресса и решения, которые помогут справиться с изменением климата. Однако достижения ИИ также создают риски, в том числе связанные с доверием, справедливостью, конфиденциальностью и безопасностью. Формирование общего понимания ключевых возможностей и рисков будет иметь решающее значение для обеспечения надёжности ИИ и его использования на благо человечества и планеты. Также аналитики отметили неравномерное внедрение технологических инноваций.


Хотя такие технологии, как облачные вычисления и 5G, получили широкое распространение, внедрение технологий, зависящих от данных, таких как искусственный интеллект, остаётся низким и сконцентрировано в определённых секторах и среди крупных компаний, что позволяет предположить, что существует много возможностей для распространения искусственного интеллекта и его преимуществ, повышающих производительность в более широких масштабах. В будущем интеграция наземных и неназемных беспроводных технологий расширит экосистему связи и сделает её более устойчивой.


Иммерсивные технологии также открывают невероятные впечатления, но безопасность является ключевым моментом, считают исследователи. Отслеживание тела облегчает «присутствие» и отличает виртуальную реальность от других иммерсивных сред, но генерируемые ею данные повышают риск конфиденциальности.


Всего 20 минут в виртуальной реальности генерируют почти 2 миллиона уникальных точек данных языка тела. Безопасность в виртуальной реальности также должна быть тщательно продумана, особенно для детей и в движущихся транспортных средствах.


Отдельно остановились исследователи на теме психического здоровья населения. С 2017 года доля молодых людей, сообщающих о трудностях в повседневной жизни и чувствующих себя несчастными из-за использования социальных сетей, увеличилась на 49%, при этом доля женщин выросла более чем в два раза больше, чем мужчин. Киберзапугивание также становится всё более распространённым среди молодёжи, при этом девушки в среднем страдают от него чаще.


Рекомендации для правительств:


1. Оценить размер «цифровой экономики», чтобы лучше ориентировать цифровую политику

Необходимость расширения доказательной базы возрастает по мере усиления цифровой трансформации и расширения её социального и экономического воздействия. Крайне важно использовать традиционные и нетрадиционные методы для улучшения своевременного измерения цифровизации экономики, чтобы поддержать политиков в разработке и реализации государственной политики, подходящей для цифровой эпохи.


2. Содействовать управлению ИИ, основанному на ценностных принципах

Поскольку генеративный ИИ и базовые модели позволяют повысить универсальность ИИ, национальная политика и стратегии в области ИИ должны реагировать на растущий спрос на вычислительные мощности ИИ, учитывать воздействие ИИ на окружающую среду и снижать риски, связанные с конфиденциальностью, правами интеллектуальной собственности и целостностью информации.


3. Решать возникающие политические и нормативные проблемы в экосистеме подключений

Правительства должны предвидеть нормативные и политические проблемы, возникающие в связи с развивающейся экосистемой связи, поскольку наземные беспроводные сети всё чаще интегрируются с неназемными решениями, такими как дроны, самолёты и спутники.


4. Содействовать внедрению технологий для стимулирования инноваций и преодоления цифрового неравенства

Доступ к цифровым технологиям и возможность их эффективного использования имеют решающее значение не только для цифровых инноваций, но и для равных возможностей и инклюзивности. Ключевыми факторами в этом отношении являются инвестиции в навыки и создание равных условий для фирм для доступа к ключевым ресурсам, включая данные.


5. Формировать позитивное будущее для защиты конфиденциальности и безопасности

Для защиты конфиденциальности в виртуальной реальности потребуются новые подходы, выходящие за рамки традиционных моделей, основанных на согласии, поскольку данные отслеживания тела необходимы для создания такого опыта. Психическая и физическая безопасность виртуальной реальности также должна быть тщательно продумана с самого начала, особенно для детей и в движущихся транспортных средствах, и безопасность конструкции может сыграть важную роль в этом отношении.


6. Повысить осведомлённость и устранить риски цифровой среды для психического здоровья

Поскольку люди проводят всё больше времени в интернете, а цифровая среда становится более захватывающей и «реальной», государственная политика должна быть направлена ​​​​на борьбу с негативным поведением в цифровой среде и на то, как управлять его последствиями, особенно для тех, кто подвергается наибольшему риску, включая женщин.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram