ТРИ ПУТИ (ОТ) БЕЗЫСХОДНОСТИ
Что предлагают эксперты для экономических реформ.
THE TENGE регулярно рассказывает о работах экономистов международного уровня, лауреатов Нобелевской премии, которые изменили устоявшиеся представления о происходящих экономических процессах. Незаслуженно забытыми остаются люди, влияющие или пытающиеся повлиять на экономические процессы прямо сейчас и здесь, в Казахстане. О том, кто даёт советы председателю Национального банка, можно прочитать здесь. Мы продолжаем рассказывать об известных казахстанских экономистах, к мнениям и оценкам которых как минимум прислушиваются те, кто принимает страновые решения. Знакомьтесь, Алмас Чукин – известный в стране экономист, бизнесмен и частый гость деловых изданий Казахстана.
Кто он такой
Алмаса Чукина в прессе называют известным казахстанским экономистом. Чукин - уроженец Кыргызстана и выпускник МГУ. Свою карьеру он начинал в качестве доцента кафедры политической экономии Кыргызского государственного университета после окончания бакалавриата и аспирантуры Московского государственного университета. В 1997 году занимал руководящие должности в Министерстве экономики и финансов и был поверенным в делах посольства Кыргызстана в США. А после перехода в частный сектор работал в банковской и инвестиционной сферах, занимая руководящие должности в Halyk Bank, Compass Asset Management и Kazyna Capital Management. Он является партнёром компании Visor Kazakhstan, одной из крупнейших в Центральной Азии компаний по прямым инвестициям. Он входит в совет совета попечителей Американского университета Центральной Азии (Бишкек). До недавнего времени Чукин возглавлял Общественный совет министерства национальной экономики. Он также входит в TOP-50 влиятельных бизнесменов Казахстана рейтинга Forbes.
Публичная деятельность
Алмас Чукин – частый гость различных форумов, конференций и других публичных дискуссий. Он активно ведёт свои социальные сети и является любимцем многих казахстанских СМИ. Особенность Чукина – он умеет достаточно просто объяснять масштабные процессы, сложные для понимания многих, простыми словами. При этом свою точку зрения он высказывает достаточно открыто и прямо, подкрепляя рассуждения фактами и цифрами, и предлагая пути решения. Всё это он без долгих отступлений формулирует в несколько ключевых тезисов, понятных всем.
Что предлагает экономист
Публичные высказывания отечественных экспертов подчинены не инициативам самих специалистов, а запросам СМИ, и, соответственно, как правило, касаются актуальных вопросов текущей страновой повестки. В последнее время это – ситуация с курсом тенге, перспективы изменения налоговой политики, растущие расходы Национального фонда, растущий дефицит республиканского бюджета.
Чукин без излишнего трагизма констатирует, что в условиях текущих действий и планов правительства серьезных структурных изменений ждать не стоит, просто потому, что их никто даже не планирует. Причем речь не только о текущем годе, но и как минимум, еще и 2025-м. Он обращает внимание, что проблемы, столь ярко обозначившиеся сейчас, были накоплены за много лет, и для их решения необходимы непопулярные в обществе, но оправданные решения.
«Представьте семью: затраты равны 100 тыс. тенге в месяц, а выручка – 74 тыс. тенге в месяц. В какой-то момент домохозяйство решает, что нужно менять ситуацию, но одних намерений недостаточно. Особенно если речь идет о стране», - проводит аналогию Чукин.
Пути решения он тоже предлагает. Их три: сокращение расходов, повышение доходов, структурный пересмотр экономики.
«Третий путь очень сложный и требует большого ума. Экономика должна расти очень высокими темпами. В условиях удержания затрат финансовые накопления увеличиваются быстрее, что отражается на пополнении бюджета. Тем не менее этот вариант для Казахстана пока недоступен», - констатирует эксперт.
Впрочем, движение к этому пути начинать можно и нужно. Чукин рекомендует начинать с создания действительно рыночных отношений, а не рынка, работающего в соответствии с планом и заказом правительства. Главным здесь является доведение цен на товары и услуги до рыночных. Тогда, объясняет экономист, бизнесу будет выгодно вкладываться в проекты. «А сейчас, сколько льгот ни обещай, частной компании неинтересно финансировать то, что не будет приносить деньги».
«Например, посмотрите на постоянную нехватку ГСМ. Из-за нерыночной стоимости инвесторы не приходят для строительства новых НПЗ. А у государства ограниченные возможности. В то же время, если говорить о конкурентных сферах, там и без господдержки хорошее частное финансирование. В том числе никто не просит открывать рестораны, но в любом населенном пункте таких заведений как минимум по два-три», - приводит он примеры.
Путь по сокращению расходов также является труднодостижимым, поскольку в стране сформирован социальный бюджет, где почти две трети расходов приходятся на благосостояние населения. При этом расходы на развитие страны уже практически отсечены. Роста доходов тоже ждать не приходится с текущей налоговой политикой и при условии, что принятие нового Налогового кодекса снова отложено, и, соответственно, размеры выплат останутся прежними до 2026 года. При этом уже в текущем году наблюдается серьезное недовыполнение по НДС и КПН, так как у предприятий упала прибыль, снизились обороты в торговле.
Практические действия Чукин советует начать с нового Налогового кодекса. Следует качественно проанализировать предоставляемые сегодня налоговые льготы и убрать из кодекса «излишнюю щедрость». Ставки некоторых налогов, например, НДС, он рекомендует повысить на 2-3%.
«Когда я об этом говорю, половина меня ругает, что я не думаю о народе. Однако это я как раз и делаю. Если у нас будет кризис бюджета, учителя и полицейские не будут вовремя получать зарплаты, население будет возмущаться. Ведь казна должна отвечать по своим обязательствам», - объясняет экономист.
Также он советует пересмотреть и сократить значительную часть госпрограмм из-за их неэффективности. Например, можно было бы перевести автопром полностью на рыночные условия без мер поддержки. Пересмотра требует система финансирования здравоохранения, на которую расходы растут ежегодно, причем как государственные расходы, так и личные траты граждан, однако ощутимых улучшений в системе так и не произошло.
Для пересмотра системы он рекомендует пригласить сильных финансистов – не государственных служащих, и даже не работников квазигосударственного сектора. По мнению Чукина, в Казахстане есть немало профессионалов, способных провести и качественный анализ текущей ситуации, и предложить реальные действенные меры для развития страны. «Была бы политическая воля», - считает эксперт.
UTC+00