КАЗАХСТАН ЗАНЯЛ 37 МЕСТО В ГЛОБАЛЬНОМ РЕЙТИНГЕ НАВЫКОВ
При этом 70% казахстанских фирм называют нехватку навыков ключевым барьером
Изображение: Freepik
Казахстан занимает 37-е место в мире по общей квалификации в области бизнеса, технологий и науки о данных. Это помещает нашу страну в «конкурентный» квартиль в мировом масштабе. В региональном масштабе (Азиатско-Тихоокеанский регион) Казахстан занимает 9-е место по общей квалификации. Данные следуют из отчёта Coursera о глобальных навыках за 2025 год. Несмотря на хорошие результаты, наша страна потеряла позиции как в мировом, так и в региональном рейтинге. В прошлом году Казахстан занял 32-е и 5-е места соответственно. Coursera — одна из крупнейших мировых платформ для онлайн-образования, основанная профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер в 2012 году. Глобальные рейтинги навыков в сфере бизнеса, технологий и науки о данных для 109 стран основаны на результатах учащихся на Coursera и ключевых экономических индексах.
Казахстан является мировым лидером по гендерной инклюзивности в онлайн-обучении, особенно в сфере GenAI. Это достижение особенно примечательно, поскольку оно указывает на то, что онлайн-обучение, особенно через микросертификаты, является мощным инструментом для обеспечения справедливого развития навыков. Высокий уровень внедрения мобильного обучения в Казахстане (62% обучающихся) в сочетании с гибким характером микросертификатов, которые по своей сути хорошо подходят для потребления на мобильных устройствах, вероятно, играет значительную роль в содействии впечатляющей гендерной инклюзивности в онлайн-обучении.
Казахстан демонстрирует сильный импульс в развитии широкого спектра навыков, с заметным ростом числа слушателей курсов по генеративному ИИ (+383%), кибербезопасности (+80%) и критическому мышлению (+43%) в годовом исчислении. Страна является мировым лидером по гендерной инклюзивности: 56% учащихся составляют женщины — это один из самых высоких показателей, при этом женщины занимают 43% мест на курсах по генеративному ИИ.
Годовой прирост зачислений на курсы в Казахстане
По данным Coursera
По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2030 году 59% работников потребуется переподготовка. В ответ на это глобальные показатели зачисления на курсы по GenAI выросли на 195% в годовом исчислении, что делает его самой быстрорастущей категорией навыков на платформе Coursera. В этом контексте микросертификаты приобретают решающее значение для карьерного роста: почти 90% студентов ценят их за продвижение по службе, а 90% работодателей готовы платить за них более высокую заработную плату.
Глобальный рейтинг навыков
По данным Coursera
В отличие от общемировой тенденции, где переподготовка часто воспринимается как реакция на уже произошедшие изменения, Казахстан демонстрирует более упреждающий подход к развитию навыков. Такой упреждающий подход может обеспечить Казахстану значительное конкурентное преимущество в привлечении инвестиций, ориентированных на ИИ, и стимулировании инноваций, потенциально смягчая негативные последствия сокращения рабочих мест, наблюдаемые в других странах.
На фоне стремительной цифровизации 70% казахстанских фирм называют нехватку квалифицированных кадров ключевым барьером, однако страна занимает 51-е место в Индексе зрелости ИИ — лидируя в Центральной Азии и сокращая отставание от развитых экономик.
Примечательно, что число слушателей значительно выросло по таким востребованным работодателями навыкам, как самомотивация (+93%) и управление талантами (+76%), что отражает культурный сдвиг в сторону проактивного профессионального развития и стратегического планирования рабочей силы.
Казахстан занимает 51-е место в мире по новому Индексу зрелости ИИ, что примечательно, поскольку республика лидирует в Центральной Азии в этом отношении и сокращает разрыв с более развитыми экономиками. Что касается рейтинга по областям навыков, Казахстан занял следующие позиции:
〶 Бизнес— 36-е место в мире, 68% процентиль квалификации
〶 Технологии — 24-е место в мире, 79% процентиль квалификации
〶 Наука о данных — 49-е место в мире, 56% процентиль квалификации
Индекс зрелости ИИ представляет собой комплексную меру, объединяющую данные Coursera по ИИ (зачисления, квалификация) с надёжными внешними показателями. К ним относятся публикации по ИИ на миллион работающего населения (из ОЭСР) и Индекс готовности к ИИ МВФ, который оценивает цифровую инфраструктуру, инновации и экономическую интеграцию, человеческий капитал и политику на рынке труда, а также регулирование и этику. Такой целостный подход обеспечивает детальное представление о готовности страны использовать инновации в области ИИ.
Яркая картина появляется при сравнении рейтингов Казахстана: 24-е место в мире по технологиям значительно выше его общего рейтинга (37-е место) и рейтинга по науке о данных (49-е место). Это указывает на фундаментальную силу в технологиях, которую можно стратегически использовать для ускоренного развития ИИ. Более высокий рейтинг Казахстана в области технологических компетенций предполагает, что он обладает базовой инфраструктурой и человеческим капиталом, необходимыми для дальнейшего развития своих возможностей в области ИИ. Хотя 51-е место в Индексе зрелости ИИ не является «передовым» в мировом масштабе, лидерство в Центральной Азии означает сильное региональное конкурентное преимущество и значительный потенциал для существенного роста в области готовности к ИИ. Это стратегическое положение предполагает возможность для Казахстана укрепить свою роль регионального центра ИИ.
Глобальные рейтинги навыков и зрелости ИИ Казахстана
По данным Coursera
В Казахстане 56% всех учащихся на Coursera составляют женщины, что является одним из самых высоких показателей в мире. В частности, на курсах по GenAI женщины составляют 43% учащихся, что представляет собой самый низкий гендерный разрыв в этом отчёте. Этот показатель резко контрастирует со среднемировым показателем, где женщины составляют лишь около одной трети (30%) от общего числа зачислений на курсы по GenAI. Женщины также составляют 42% зачислений на профессиональные сертификаты и 38% зачислений на курсы STEM в Казахстане.
Учащиеся из Казахстана непропорционально часто записываются на курсы по таким навыкам, как организационное лидерство, графический дизайн, стратегическое лидерство, конкурентная разведка, лидерство и менеджмент, грамматика, развитие лидерских качеств, бизнес-планирование, корпоративная стратегия и развитие бизнеса. Это «сверхинтересующие» навыки, что означает, что учащиеся в Казахстане записываются на них с более высокой скоростью по сравнению со среднемировым показателем, что указывает на местную или региональную специализацию.
Приоритетные навыки работодателей и их годовой прирост в Казахстане
По данным Coursera
Региональные тенденции
С более чем 56 миллионами учащихся Coursera, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) продолжает лидировать в мире по внедрению генеративного ИИ, чему способствует Индия, которая в настоящее время имеет наибольшее количество слушателей курсов по генеративному ИИ в мире. Работодатели по всему региону высоко ценят микросертификаты, соответствующие отраслевым стандартам: 95% из них считают, что эти сертификаты обеспечивают выпускников немедленно применимыми навыками — это самый высокий показатель в мире. Отражая эту уверенность, 97% работодателей АТР готовы предлагать более высокую стартовую зарплату кандидатам с микросертификатами, что значительно превышает среднемировые показатели.
Развивающиеся рынки демонстрируют замечательный импульс в области ИИ: число слушателей курсов по генеративному ИИ во Вьетнаме выросло на 417%, а в Индонезии — на 237% в годовом исчислении. Тем временем, признанные лидеры, такие как Сингапур, занимающий 1-е место в АТР по компетенциям и Индексу зрелости ИИ, решают проблему значительной нехватки талантов с помощью целевых программ сертификации и национальных программ, таких как SkillsFuture. Дополняя эти усилия, «План развития цифровой экономики» Малайзии и IndiaAI — амбициозная стратегия Индии по развитию рабочей силы в области ИИ — подтверждают комплексный, инклюзивный подход АТР к цифровой трансформации.
Глобальные тенденции
Последние данные Coursera, полученные от 170 миллионов учащихся, отражают растущее влияние глобального обучения. 46% учащихся используют мобильные устройства, средний возраст составляет 34 года. Женщины добиваются значительных успехов, составляя 46% от общего числа учащихся, с присутствием в таких важных областях, как генеративный ИИ (30%), профессиональные сертификаты (25%) и STEM (34%).
Тенденции зачисления показывают спрос на навыки в ключевых областях: число слушателей курсов по критическому мышлению выросло на 28%, по кибербезопасности — на 11%, а по генеративному ИИ — на 195%. Число слушателей курсов по профессиональным сертификатам также выросло на 32%, что подчёркивает растущий глобальный спрос на признанные в отрасли микросертификаты. Эти тенденции демонстрируют сильный сдвиг в сторону гибкого обучения, при этом Coursera обеспечивает доступ к образованию для учащихся по всему миру.
Глобальный ландшафт навыков в 2025 году
1. Внедрение генеративного ИИ стимулирует глобальный спрос на навыки
В 2023 году ранние пользователи активно осваивали генеративный ИИ: примерно один человек в минуту записывался на курс по генеративному ИИ на Coursera. В 2024 году этот показатель вырос до восьми человек в минуту. С тех пор генеративный ИИ продолжает демонстрировать исключительный рост, сохраняя за собой позицию одной из самых быстрорастущих областей навыков на платформе. На сегодняшний день Coursera зафиксировала более 8 миллионов регистраций на курсы по генеративному ИИ, при этом в 2025 году 12 учащихся в минуту записываются на материалы по генеративному ИИ из каталога, насчитывающего почти 700 курсов.
Этот всплеск обусловлен тем, что 94% работодателей говорят, что они, скорее всего, наймут кандидатов с сертификатами по генеративному ИИ, в то время как 75% предпочитают нанимать менее опытных кандидатов с навыками генеративного ИИ, а не более опытных без таких способностей. Прогнозируется, что спрос на такие роли, как специалисты по ИИ и машинному обучению, вырастет до 40% в ближайшие четыре года. Освоение основ ИИ — от промпт-инжиниринга до применения больших языковых моделей (БЯМ) — является ключевым для сохранения конкурентоспособности в современной быстро меняющейся экономике.
2. Число слушателей курсов по кибербезопасности стремительно растёт, но всё ещё отстаёт от спроса
Число слушателей курсов по кибербезопасности на Coursera выросло в 2025 году: на 106% в Латинской Америке, на 20% в Европе и на 14% в Азиатско-Тихоокеанском регионе в годовом исчислении. Этот импульс следует за возросшей озабоченностью по поводу защиты данных, поскольку генеративный ИИ ускоряет создание (и уязвимость) конфиденциальных данных.
Во всём мире необходимо почти пять миллионов дополнительных специалистов по кибербезопасности, и две трети работодателей называют нехватку навыков барьером для внедрения новых технологий. Специалист по управлению безопасностью входит в пятёрку самых быстрорастущих ролей, однако менее половины организаций чувствуют себя «высоко подготовленными» к защите от киберугроз, управляемых ИИ. Восполнение пробела в кибербезопасности требует срочного, многогранного повышения квалификации.
3. Микросертификаты повышают трудоустройство учащихся, сигнализируя о ключевых навыках работодателям
К 2030 году, по оценкам, 92 миллиона рабочих мест будут сокращены, в то время как 170 миллионов новых будут созданы — чистый прирост составит 78 миллионов ролей. 85% работодателей говорят, что им необходимо повышать квалификацию своей рабочей силы, чтобы просто не отставать, и 70% планируют нанимать таланты с новыми возможностями в таких областях, как наука о данных, облачные вычисления и генеративный ИИ. Эта трансформация означает, что микросертификаты становятся более важными, чем когда-либо, для подтверждения навыков и готовности к карьере.
Работодатели во всём мире всё чаще рассматривают микросертификаты как ключевое преимущество для соискателей. 91% считают, что сотрудники с микросертификатами демонстрируют более высокую квалификацию в основных компетенциях. Студенты согласны: 94% сообщают, что микросертификаты ускоряют развитие карьеры, а почти 9 из 10 говорят, что они повышают конкурентоспособность в меняющейся рабочей среде. Между тем, 94% руководителей высшего образования говорят, что микросертификаты улучшают долгосрочные карьерные перспективы выпускников. Данные Coursera подтверждают этот растущий спрос, с положительным ростом числа слушателей профессиональных сертификатов во всех регионах, включая 37% рост в Северной Америке — самый высокий среди всех регионов — и 36% на Ближнем Востоке и в Северной Африке за последний год.
4. Пробелы в навыках генеративного ИИ сохраняются, несмотря на растущее участие женщин в онлайн-обучении
Женщины сейчас составляют 46% от общего числа учащихся Coursera, при этом в некоторых странах наблюдается гендерный паритет или даже превосходство. Например, в Казахстане 56% учащихся на всех курсах составляют женщины, при этом женщины составляют 43% учащихся именно на курсах по генеративному ИИ — это наименьший гендерный разрыв в этом отчёте. Несмотря на эти светлые пятна, во всём мире женщины по-прежнему составляют лишь около одной трети от общего числа слушателей курсов по генеративному ИИ.
Наше руководство «Ликвидация гендерного разрыва в навыках генеративного ИИ» выделяет такие барьеры, как ограниченное наставничество, пробелы в уверенности и неопределённость в отношении практической значимости ИИ — всё это может отпугнуть женщин от записи или продолжения обучения на продвинутых курсах по генеративному ИИ. Данные Coursera показывают, что женщины в шесть раз чаще записываются на курсы по генеративному ИИ начального уровня, чем на курсы среднего уровня, а средний процент зачисления возрастает с 23% до 30% всякий раз, когда курс STEM включает хотя бы одного инструктора-женщину. География также имеет значение. В некоторых частях Ближнего Востока, Северной Африки и стран Африки к югу от Сахары — где женщины-учащиеся составляют 30–35% от общего числа слушателей — амбициозные национальные инициативы по повышению квалификации сосуществуют с культурными и ресурсными ограничениями.
5. Пробелы в навыках угрожают глобальной конкурентоспособности, побуждая работодателей инвестировать в повышение квалификации
Две трети работодателей считают нехватку квалифицированных кадров основным барьером для роста бизнеса, а в таких странах, как Германия, незаполненные вакансии обходятся примерно в $339 млрд (1,3% ВВП). Между тем, 85% организаций планируют повышать и/или переквалифицировать сотрудников — особенно на должностях, связанных с ИИ и данными — поскольку основные наборы навыков могут измениться на 40% к 2030 году.
Страны, поднимающиеся в мировых рейтингах Coursera, демонстрируют меньше пробелов в навыках в области генеративного ИИ и кибербезопасности, что лучше подготавливает их к влиянию ИИ на рынки труда. Устранение пробелов в других местах может помочь экономикам использовать новые технологии, такие как облачные вычисления и генеративный ИИ, не оставляя сегменты рабочей силы позади.
6. Обучение, ориентированное на навыки, преобразует потоки талантов, стимулируя создание организаций, основанных на навыках
97% работодателей говорят, что они приняли или изучают наём, основанный на навыках — модель, которая фокусируется на подтверждённых навыках наряду с традиционными дипломами. Этот переход ускоряется, поскольку инструменты проверки ИИ и массовые подачи резюме — потенциально сгенерированные ИИ — вызывают опасения по поводу предвзятости при найме и завышенной квалификации.
Следовательно, обучение, ориентированное на навыки, стимулирует волну организаций, основанных на навыках, где подтверждённые компетенции (например, путём получения профессиональных сертификатов) определяют всё — от найма до продвижения по службе. Между тем, более половины генеральных директоров ожидают, что нехватка рабочей силы и навыков значительно повлияет на прибыльность в течение следующего десятилетия. Ориентируя наём на документированные компетенции, предприятия могут более точно определять готовые к работе таланты, сокращать текучесть кадров и упрощать карьерные пути. Оценки, основанные на компетенциях, дополнительно укрепляют уверенность рекрутеров в том, что они привлекают высококвалифицированных кандидатов, более плавно устраняя пробелы между образованием и занятостью.
UTC+00