КОГДА КАЗАХСТАН ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙДЁТ НА ЭЛЕКТРОКАРЫ?
И почему наша страна рискует стать мировой автосвалкой?
Изображение: freepik
В течение нескольких лет в Казахстане наблюдалась умеренная регистрация легковых электромобилей, насчитывающая менее тысячи единиц, но за последний год произошёл заметный рост. Об этом в отчёте «Обеспечение энергетического будущего Казахстана посредством умных технологий» пишут аналитики PwC и Strategy&. Министерство внутренних дел сообщило о 7 600 электромобилях к концу 2023 года, что превышает первоначальный прогноз Министерства энергетики о 6 200 электромобилях к 2030 году. Это указывает на то, что прогнозы на 2030 и 2035 годы также должны быть скорректированы.
Так, новые прогнозы, например, от Казавтопрома, теперь предполагают от 35 000 до 40 000 электромобилей к 2029 году. Тем не менее, несмотря на рекордный рост, электромобили по-прежнему составляют менее 1% от общего парка транспортных средств. По состоянию на июнь 2023 года, из общего числа 3 590 электромобилей, 3 229 — легковые (90%), 226 — грузовые (6%) и 135 — автобусы (4%). Большая часть электромобилей была импортирована с Китая.
Результаты интервью с местными экспертами свидетельствуют о том, что распространение на рынке более доступных китайских моделей в сочетании с государственными налоговыми льготами в значительной степени стимулировало этот быстрый рост. Эта траектория роста, вероятно, продолжится благодаря снижению стоимости батарей в результате развития аккумуляторных технологий, использующих более доступные компоненты, такие как железо в литий-железо-фосфатных батареях или натрий в натрий-ионных батареях. Снижение общей стоимости электромобилей приведёт к дальнейшему росту спроса в Казахстане.
Количество зарегистрированных легковых электромобилей в Казахстане, 2017-2023 годы
Источники: Strategy&, Бюро национальной статистики, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики
Несмотря на государственные финансовые стимулы и наличие разнообразных моделей электромобилей, одним из существенных барьеров на пути их внедрения в Казахстане является нехватка зарядной инфраструктуры. Её развитию препятствует в основном отсутствие стандартов и нормативных актов.
В настоящее время оценивается, что в Казахстане имеется 203 зарядных станции, что подразумевает соотношение ЭМ к станциям - 37:1, значительно превышая среднемировой показатель, составляющий около 10:117. Для сравнения, самое низкое соотношение в мире - 2:1 в Южной Корее.
Сеть электрозарядных станций в Казахстане развита слабо и сосредоточена в основном в двух крупных городах — Астане и Алматы. В некоторых других городах имеется небольшое количество станций, но при этом отсутствует инфраструктура быстрой зарядки вдоль междугородних автомагистралей. Отсутствие стандартов и стратегического видения развития электромобилей может негативно сказаться на её потенциале, считают исследователи.
Распространение зарядных станций электромобилей по всему Казахстану
Источники: Strategy&, eDrive.kz, Оператор ЭЗС
Чтобы стимулировать распространение электромобилей, правительство освободило их от таможенных пошлин, транспортного налога и утилизационного сбора. Эти льготы делают электромобили более привлекательными с финансовой точки зрения по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, в этом году правительство ратифицировало Дорожную карту, направленную на создание необходимой инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах к 2029 году.
Дорожная карта предусматривает такие финансовые стимулы, как освобождение электромобилей от платы за проезд по платным дорогам (с 2024 года), отмена ставки сбора за первичную государственную регистрацию, освобождение электробусов от транспортного налога и предложение лизинга для лиц, приобретающих электромобили. Дорожная карта также включает в себя нефинансовые и инфраструктурные инициативы. С 2024 года планируется выделить отдельные полосы движения для электромобилей, а также ввести налоговые вычеты на установку зарядных станций как для юридических, так и для физических лиц. Правительство также планирует изучить возможность производства местных электрозарядных станций.
В отличие от других стран региона (например, Узбекистана), где электромобили более рентабельны из-за высоких цен на бензин и более низкой стоимости электроэнергии, Казахстан может похвастаться относительно доступными и невысокими ценами на бензин. Следовательно, финансовые стимулы для внедрения электромобилей становятся менее весомыми. Кроме того, трудности сохраняются, включая сравнительно более высокую цену на электромобили по сравнению с автомобилями и недостаток зарядной инфраструктуры, которые препятствуют переходу людей на электромобили. Тем не менее, участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом.
Переход на электромобили уже произошел. В тот момент, когда ЕС и США начали политику запрета автомобилей с ДВС, когда другие страны поставили цели в отношении электромобилей, было очевидно, что мы в конечном итоге перейдем на это направление. Мы ожидаем, что в Казахстане все автомобили будут электрическими в течение 20 лет, — приводят исследователи мнение директора по развитию бизнеса Adele Energy, производителя зарядных станций для электромобилей, Ивана Трофимова.
Развитию зарядной инфраструктуры электромобилей мешает отсутствие установленных государством стандартов и правил. Так, даже в недавно утверждённой дорожной карте не хватает конкретных целей и единого подхода, применимого ко всем регионам. Ответственность за определение местоположения станций и их мощности возложена на местные акиматы, которые потенциально не обладают необходимым опытом и KPI для внедрения инфраструктуры. Остаётся неясным, каким стандартам и метрикам они будут следовать и как будут координировать свои действия друг с другом.
Кроме того, одним из аспектов дорожной карты является развитие местного производства зарядных станций. Как и в других инициативах дорожной карты, в ней недостаёт подробностей плана реализации, что вызывает обеспокоенность тем, что государство может войти на рынок и монополизировать его, препятствуя естественному росту рынка, даже несмотря на растущий интерес со стороны частного сектора. Во-вторых, в условиях, когда уже имеются производственные компании и появляются новые участники рынка, чтобы удовлетворить растущий спрос, эта инициатива может оказаться неэффективной и перенаправить ресурсы от поддержки существующих или развивающихся компаний, уже оснащённых конечными продуктами или ресурсами. Также, монополизация рынка государством может привести к его стагнации из-за ограниченности ресурсов и мотивации, о чём свидетельствует пример оператора ЭЗС.
Ещё один вызов, по мнению аналитиков, связан с нехваткой государственной поддержки, необходимой для развития зарядной инфраструктуры для электромобилей. Несмотря на то, что крайне необходимо в ближайшее время присоединиться к глобальному переходу на электромобили, последние нормативные акты и дорожная карта по развитию зарядной инфраструктуры электромобилей не содержат никаких стратегий субсидирования установки зарядных станций в Казахстане. Так, государственная поддержка будет иметь решающее значение для создания станций быстрой зарядки вдоль автомагистралей, поскольку они требуют значительных капитальных затрат.
Автомобили с ДВС становятся всё менее привлекательными во всём мире, и если мы не будем должным образом управлять переходом на электромобили, наша страна рискует стать свалкой для автомобилей с ДВС, поскольку людей будет привлекать их низкая стоимость, — считает директор по развитию бизнеса Adele Energy Иван Трофимов.
Аналитики рекомендуют обратить внимание на международный опыт. Так, например, правительство Австралии недавно представило Национальную стратегию электромобилей. Этот документ обеспечивает последовательный общенациональный подход и помогает согласовать стандарты и процедуры между центральным правительством и правительствами штатов и территорий. А в Китае в 2016 году была принята политика по включению станций зарядки электромобилей в качестве важнейших элементов городского планирования, создав сеть в основном вокруг жилых районов с дополнительной поддержкой в виде общественных зарядных станций на общественных парковках. Политика также гарантирует, что все будущие жилые парковки будут либо включать зарядную инфраструктуру, либо выделять место для ее установки в будущем.
Аналогичная практика предлагается в обновлённом к 2022 году Национальном строительном кодексе Австралии, который гарантирует, что новые здания будут планироваться, строиться и оснащаться для облегчения интеграции технологий возобновляемой энергии и станций зарядки электромобилей.
Кроме того, в соседнем Китае с самого начала активно субсидировали исследования и разработки, а также технические инновации, предоставляли потребителям финансовые стимулы, а также расширяли сеть зарядных станций с помощью ряда национальных стратегий. По мере развития отрасли правительство постепенно сокращало свои стимулы, превращая отрасль из нормативно-ориентированной в рыночно-ориентированную.
UTC+00