finance.kz

АПОЛОГЕТ СВОБОДНОГО РЫНКА

Что предлагают советники и эксперты для экономических реформ.

THE TENGE регулярно рассказывает о работах экономистов международного уровня, лауреатов Нобелевской премии, которые изменили устоявшиеся представления о происходящих экономических процессах. Незаслуженно забытыми остаются люди, влияющие или пытающиеся повлиять на экономические процессы прямо сейчас и здесь, в Казахстане. Начинаем рассказывать об известных казахстанских экономистах, к мнениям и оценкам которых как минимум прислушиваются те, кто принимает страновые решения. Открывает серию Сабит Хакимжанов – советник председателя Национального банка.

 

Карьерный путь

 

Хакимжанов - автор работ по экономическим реформам и методам моделирования экономической политики и институтов, в том числе в области пенсионного обеспечения, финансового регулирования, денежно-кредитной, фискальной и торгово-промышленной политики. Имеет диплом горного инженера Казахского политехнического института (1987), степень кандидата технических наук (Институт Угля Сибирского отделения РАН, 1991), степень магистра по прикладной экономике (Университет Миннесоты, 1995 год) и доктора философии (PhD) (Университет Миннесоты, 1999 год).

 

Свою карьеру он начал научным сотрудником в Казахской академии наук в 1987 году, где изучал модели управления производством для угольных и медных предприятий в Казахстане, управляющим экономических проектов USAID в Центральной Азии (1995-1996). Кроме того, поработал в качестве ассистента по исследованиям и преподаванию в Университете Минесоты (1996-1999), преподавателем в Университете Билькент (1999-2002) и ассистентом профессора в Университете КИМЭП (2002-2007).

 

В различные годы консультировал Всемирный банк, АБР, МОТ и НБРК. В качестве советника и консультанта для НБРК он занимался моделями инфляционного таргетирования в качестве советника и консультанта для НБРК. Казахстан официально внедрил инфляционное таргетирование в 2015 году. Эта политика была введена для стабилизации экономики после падения цен на нефть и девальвации тенге.

 

Национальный банк начал ориентироваться на контроль инфляции как основного показателя, используя процентные ставки и инструменты денежно-кредитной политики для управления денежной массой и предотвращения избыточного роста цен. Введение инфляционного таргетирования способствовало снижению волатильности обменного курса и инфляции, что стало важным шагом в стабилизации экономики Казахстана. Представители миссии МВФ отмечали, что «Казахстан имеет положительный опыт внедрения таргетирования инфляции и гибкого обменного курса. Реализация денежно-кредитной политики сталкивается со структурными ограничениями, которые требуют действий со стороны Национального банка и Правительства».

 

Карьера Хакимжанова продолжилась в Halyk Finance в качестве руководителя отдела исследований, где он курировал исследования в области макроэкономики и аналитику в рамках инвестиционных рекомендаций по рынкам. Под его руководством Halyk Finance зарекомендовал себя в качестве авторитетной команды по вопросам экономики и аналитики.

 

Сабит Хакимжанов был одним из тех, кто поддерживал плавающий курс тенге, считая его необходимым для адаптации экономики к внешним шокам. Он критически относится к фиксированному курсу, так как это создает искусственную стабильность, которая может привести к накоплению макроэкономических дисбалансов. В условиях плавающего курса, по его мнению, важно грамотно управлять процентными ставками для стабилизации валюты и инфляционных ожиданий. Он подчеркивает, что при плавающем курсе отказ от управления ставками фактически сводит на нет всю денежно-кредитную политику. И только устойчиво высокие ставки могут восстановить доверие к тенге и стабилизировать инфляционные ожидания и курс национальной валюты.

 

С 2015 года Хакимжанов продолжил свою карьеру в Национальном Банке РК, где он проработал руководителем департамента финансовой стабильности (2015-2020). Важной частью деятельности департамента является стресс-тестирование, направленное на оценку устойчивости различных секторов экономики, включая финансовый сектор. Кроме того, департамент анализирует эффективность макропруденциальной политики с целью поддержания финансовой стабильности. Одним из ключевых результатов его работы является подготовка отчета о финансовой стабильности Казахстана, который отражает текущее состояние и риски для финансовой системы страны.

 

После переезда НБРК в Астану, Сабит Хакимжжанов выступил идеологом создания отдельного исследовательского подразделения в рамках НБРК, впоследствии заняв там должность руководителя (2020-2021). Данный департамент занимается проведением аналитических и исследовательских работ в области монетарной экономики, макроэкономической политики, финансовой стабильности и регулирования финансового рынка. Важной задачей департамента является информационное обеспечение этих работ, а также методологическая поддержка исследований.

 

За время работы в НБРК Хакимжанов опубликовал множество научных статей, в основном в соавторстве со своими подчиненными. К примеру, в работе «Казахстанский рынок депозитов населения: проблемы и решения» авторы проанализировали взаимодействие банков и вкладчиков в контексте правовой и регуляторной среды, а также рассмотрели различные механизмы финансовой стабильности. В исследовании анализируются проблемы, такие как информационная асимметрия, конкуренция между банками и регуляторные ограничения, которые могут приводить к нежелательным последствиям. Важной темой является вопрос морального риска, возникающего в результате депозитных гарантий и регуляторных интервенций, которые могут стимулировать банки к более рискованному поведению. Как отмечают сами авторы, «основной причиной нездоровой конкуренции среди банков является сильный моральный риск, который они испытывают. Моральный риск во многом вызван гарантиями по депозитам и практикой спасения банков и социализации их потерь». Кроме того, в статье особое внимание уделяется реформе 2018 года, которая включала введение более строгих требований к регуляции ставок по депозитам. Эта реформа была направлена на создание более прозрачного и устойчивого рынка депозитов.

 

В настоящее время Сабит Хакимжанов работает в качестве советника Председателя Правления НБРК, где также продолжает свою исследовательскую карьеру публикуя экономические исследований в области макроэкономики и финансов.

 

Публичная деятельность

 

Научные работы большинства ученых во всех сферах, как правило, остаются известными исключительно в узком профессиональном кругу. Широкую известность получают небольшое число специалистов, способных доступно объяснять обществу те или иные процессы, происходящие в стране. Хакимжанов, судя по его не слишком многочисленным интервью и комментариям, предпочитает общаться с «целевой аудиторией» через деловые издания, говоря о сути экономических процессов без перехода в популистскую риторику.

 

В своих интервью Хакимжанов последовательно предостерегает от «увлечения» государственным контролем происходящих процессов. «Не торопиться с интервенциями. Не наломать дров. Не начать контролировать цены», - ключевые посылы его тезисов.

 

Экономист указывает на необходимость не единомоментного разового решения проблем, а понимания сути их глубинного происхождения. Так, он неоднократно обращал пристальное внимание на энергетическую политику, подчёркивая, что если наибольший рост цен произошел на энергию (что и наблюдалось на протяжении нескольких последних лет), необходимо найти ответ на вопрос «что не так в энергетической политике» государства. Правильное формирование тарифной политики должно давать возможность компаниям инвестировать в основной капитал и формировать долгосрочные планы. Сбалансированная структура капитала, более устойчивое финансирование и качественные инвестиции должны быть основой.

 

«Нужно понять и признать тот факт, что инфляция – это макроэкономическое явление и решать её исключительно инструментами макроэкономической политики. (…) Контроль цен проблему инфляции не решает, но зато создаёт массу проблем, которые сейчас не видны на уровне отраслевых KPI, но тормозят развитие. Пока этого понимания нет, проводить тарифную реформу  бесполезно», - объяснял Хакимжанов.

 

Он неоднократно обращал внимание на сформировавшую многолетнюю практику излишне мягкой денежно-кредитной политики, приведшей в том числе к необходимости субсидирования процентных ставок из-за высоких ставок вознаграждения. Причина – в сложившихся и продолжающихся системных перекосах.


«Чтобы снизить инфляцию устойчивым образом, нужна более сдержанная политика госрасходов на длинной дистанции, при которой реальный обменный курс поддерживается на стабильно низком уровне. Это относится не только к ДКП, но и к фискальной политике. В её рамках есть место для большей приверженности правилам, а в правилах – есть место для таргетирования инфляции, например при определении ограничений на темпы роста госрасходов», - рассуждал экономист.

 

Последовательно экономист выступает за изменение инструментов поддержки со стороны государства. Товары, работы и услуги должны стоить столько, сколько стоят, и бесплатно ничего не бывает. Социальная поддержка должна быть адресной, и только для действительно нуждающихся. То есть не через субсидирование цен тотально для всех, а субсидирование доходов для тех конкретных людей, которым не хватает имеющихся собственных доходов. Так называемое «ковровое» субсидирование цен приводит лишь к искажениям экономики, и в будущем лишь еще сильнее усугубит проблемы.

 

Хакимжанов также неоднократно обращал внимание на то, что установки по достижению тех или иных показателей темпов роста экономики не должны становиться самоцелью: «Таргетировать ВВП - это всё равно что управлять компанией, глядя на финансовую отчётность».

 

«Допинг в виде субсидий поможет, но ненадолго. Это рост сегодня ценой потери роста завтра. Потери невидимые, потому что не учитываются в статистике национальных счетов, но это не значит, что их нет, - говорил Хакимжанов, и предупреждал, - Если кони не тянут, не хотят тянуть, то сколько ни отпускай вожжи денежно-кредитной политики, быстрее не пойдут. Потому что их загнали ещё на спуске».

 

Ироничные метафоры отражают главный смысл: формирование рыночных взаимоотношений должно происходить на всех уровнях и во всех слоях жизни общества – со стороны государства, бизнеса, населения. И задача государства заключается в создании устойчивых институциональных основ и формировании понятных и честных правил для всех, задача бизнеса – работать над своим развитием в условиях справедливой конкуренции, что в совокупности приведет к улучшению жизни общества.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram