finance.kz

КАЗАХСТАН ПРОДОЛЖАЕТ НАРАЩИВАТЬ ЭКСПОРТ ЗЕРНА ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Этому могут способствовать субсидии продаж пшеницы на отдалённые рынки.

По данным АО «НК «КТЖ», за период с сентября 2024 года по первую декаду марта 2025 года по железной дороге перевезено 7,7 млн тонн зерна. Из этого объёма 1,6 млн тонн перевозилось внутри страны и 6,1 млн тонн - на экспорт. Рост объёмов экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона составил 52,8%.

 

В частности, в Узбекистан экспортировано 2,3 млн тонн, что на 32% больше уровня аналогичного периода 2023/2024 года, в Таджикистан - 899 тыс. тонн (рост 50%), Афганистан – 256 тыс. тонн (рост 37,6%), в Кыргызстан поставки увеличились в 1,7 раз, с 76 тыс. тонн до 233 тыс. тонн. Поставки в Иран увеличились в 17,5 раз или 718 тыс. тонн, в Азербайджан – в 94,7 раз или 379 тыс. тонн.

 

В целом, по итогам календарного 2024 года по железной дороге перевезено 10,6 млн тонн зерна, в том числе 2,5 млн тонн внутри страны и 8,1 млн тонн на экспорт, перевезено 3,2 млн тонн муки, в том числе 817 тыс. тонн внутри РК и 2,4 млн тонн на экспорт с ростом на 3%.

 

Урожай зерновых в 2024 году в Казахстане оказался рекордным за последние 10 лет - свыше 26,6 млн тонн. При этом традиционный объём потребления и среднегодовые объёмы экспорта казахстанского зерна суммарно составляют 12-14 млн тонн. Переизбыток зерна, как правило, доставляет больше проблем, нежели плюсов – ограниченность рынков сбыта вынуждает правительство предпринимать дополнительные меры для того, чтобы сельхозпроизводители могли реализовать полученный урожай и расплатиться по кредитам. В 2024 году в числе таких мер были – запрет на импорт зерна из третьих стран, включая страны ЕАЭС (так как в соседней РФ также был получен хороший урожай, и есть сложности с закрытием для страны экспортных рынков, трейдеры РФ увеличили поставки на традиционные казахстанские экспортные рынки, и непосредственно на рынок Казахстана, что привело к резкому снижению цен на пшеницу). Кроме того, Продкорпорации были выделены средства на увеличение объёмов закупа у отечественных производителей зерна для резервов страны.

 

Правительством также было принято и решение о выделении средств на субсидирование транспортных затрат, связанные с перевозкой зерна и субсидирование расходов, понесенных национальной компанией в сфере агропромышленного комплекса, связанные с перевозкой зерна. В целом, для дополнительной реализации 2 млн тонн зерна, на удешевление стоимости затрат на транспортные расходы необходимы бюджетные затраты в размере ₸40 млрд. Напомним, что порядка 20 лет назад правительство регулярно субсидировало транспортные затраты экспортёров зерна, поставляющих казахстанскую пшеницу в черноморские и балтийские порты, однако позднее от данной меры господдержки правительство отказалось.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram