ВРЕМЯ ЖЁСТКИХ МЕР
Поможет ли шоковая терапия обуздать инфляцию.
Известный экономист и главный редактор THE TENGE Владислав Туркин предлагает Национальному банку изменить свою стратегию для достижения реальных результатов.
Высокие инфляционные ожидания населения и регулярные нарушения заявленного таргета стали уже привычной многолетней традицией. Изменить ситуацию не удается ни Национальному банку как регулятору монетарной политики, ни правительству, ответственному за реализацию планов социально-экономического развития. Владислав Туркин предлагает нетривиальный для казахстанской практики способ – своего рода «шоковую терапию». И вот почему:
«Режим высокой инфляции, сложившийся в Казахстане в последние годы, и негативный опыт перехода к еще более высокой инфляции, заставляет всегда быть готовым к еще большему и резкому ее росту. Общество всегда готово к скачку цен уже при малейших сигналах. На это наслаивается и практически полное отсутствие положительной истории доверия к денежно-кредитной политике. Тем самым, можно сказать, что население постоянно находится в тревожных ожиданиях мгновенного роста инфляции.
Спокойствия не добавляет и неопределённость в официальной позиции. Частый сдвиг прогнозов, смещение фокуса с инфляции на другие параметры, размытые объяснения и невозможность озвучивания четких периодов достижения таргета только подрывают доверие к системе, свидетельствуя о неспособности институтов стабилизировать текущую ситуацию.
В странах с низкой институциональной прозрачностью и слабым треком соблюдения таргета одних лишь заявлений о цели недостаточно. Ожидания, хронически оставаясь повышенными, начинают формировать постоянное проинфляционное поведение (от ценообразования до требований по заработным платам) и тем самым усиливают инфляцию даже в условиях формально жёсткой политики. Поэтому в таких случаях ожидания необходимо «бить» особенно агрессивно.
Резкое повышение ставки, очевидно, не принесёт ожидаемого результата. Поэтому решением может стать переход к стратегии «жесткого доверия», которая позволит усилить институциональную дисциплину и создать устойчивый макроэкономический ориентир. В этой стратегии регулятору необходимо перейти к поэтапной дезинфляционной траектории, заранее определив параметры снижения инфляционного ориентира, например: 2025 - 8%, 2026 - 6%, 2027 - 5%, 2028 - 4% и так далее. Это станет переходом от текущего фиктивного таргета к достижимому, обеспеченному фактическими действиями плану.
При этом необходимо закрепить временный пересмотр текущего инфляционного таргета в сторону повышения (до 7–8%) с последующим жёстким его сжатием по утверждённой траектории. Это позволит избежать чрезмерного ужесточения денежно-кредитной политики, одновременно формируя более устойчивые ожидания относительно достижимости цели.
После прохождения каждой стадии снижение инфляции становится необратимым обязательством. Отказ от следующего этапа возможен только при чрезвычайных обстоятельствах и требует публичной перерегистрации и согласования траектории. Это формирует историю последовательности и укрепляет репутацию центрального банка.
Безусловно, потребуется признать, что стратегия дает и краткосрочные издержки в виде потенциального замедления роста. Однако в дальнейшем это обеспечит долгосрочные выгоды через стабилизацию инфляции и снижение рисков, и, что немаловажно, позволит возвратить доверие через дисциплину и предсказуемость, а также перезапустить текущий провал в якорении ожиданий, доверия к регулятору, хронической неспособности выполнить заявленный таргет, без необходимости поднятия ставок до крайне аномальных значений.
Успех стратегии невозможен без тесной координации с фискальными органами. Необходимо разработать макроэкономический план, включающий фискальные правила, сокращение квазисубсидий, отказ от льготных и проинфляционных программ. Это создаёт рамки для взаимодействия между НБРК и экономическим блоком правительства. А жёсткая траектория таргетов и их этапность должны стать ориентиром для границ экономических программ и реформ.
В свою очередь, регулятор должен постоянно отчитываться о достижении этапов и отклонениях от плана, включая применение институциональных санкций в случае несоблюдения. Предлагается создание независимой инфляционной комиссии или совета, с которым согласуются реализация стратегии и потенциальные корректировки.
Только жёсткая и неотменяемая траектория позволит возвратить доверие через дисциплину и предсказуемость, а также перезапустить текущий провал в якорении ожиданий, доверия к регулятору, хронической неспособности выполнить заявленный таргет, без необходимости поднятия ставок до крайне аномальных значений. Это очень близко к идее “inflation reduction plan” в стиле Чили и Израиля: они декларировали постепенно жёсткое снижение инфляции по годам и строго следовали графику (включая фискальное сжатие).
Время для постепенного восстановления упущено. Теперь необходим «шок доверия». И стратегия «жёсткого доверия» может стать таким институциональным шоком: не просто корректировка текущего таргетирования, а смена режима через публичное, необратимое и подтверждаемое обязательство. Она позволяет преодолеть институциональную ловушку текущего режима инфляционного таргетирования. А поэтапный, реалистичный и необратимый план с чётко обозначенными ориентирами, институциональными гарантиями и фискальной координацией способен вернуть доверие, снизить инфляционные ожидания и восстановить эффективность денежно-кредитной политики в Казахстане».
UTC+00