АДМИНИСТРАЦИЯ ТРАМПА НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ И ДКП
В Goldman Sachs прогнозируют рост ВВП США выше ожиданий
Изображение: Gray StudioPro/Freepik
Экономисты Goldman Sachs Research, работающие в США, ожидают, что предлагаемые входящей администрацией изменения политики не окажут существенного влияния на траекторию экономики или денежно-кредитной политики. В отчёте по США «Новая политика, знакомый путь» аналитики прогнозируют, что рост ВВП в 2025 году превзойдёт ожидания и составит 2,5%, а снижение ставок продолжится до первого квартала, прежде чем ФРС замедлит темпы к концу цикла снижения. 12-месячная вероятность рецессии остаётся низкой на уровне 15%.
Накануне смены власти американская экономика находится в хорошем состоянии, считают авторы доклада. Рост ВВП в 2024 году, вероятно, легко превысит консенсус-прогнозы, опасения по поводу рецессии уменьшились, инфляция возвращается к отметке в 2%, а рынок труда перебалансировался, но остаётся сильным.
Республиканская победа на недавних выборах, вероятно, приведёт к изменениям политики в трёх ключевых областях. Во-первых, мы ожидаем повышения тарифов на импорт из Китая и автомобилей, что повысит эффективную ставку тарифов на 3-4 п.п. Во-вторых, мы ожидаем более жёсткой политики для снижения чистой иммиграции до 750 тыс. человек в год, что умеренно ниже среднего показателя в 1 млн человек в год до пандемии. В-третьих, мы ожидаем полного продления истекающих налоговых льгот 2017 года и незначительного дополнительного снижения налогов. Эти изменения являются значительными, но мы не ожидаем, что они существенно изменят траекторию экономики или денежно-кредитной политики.
Влияние вводимых мер может наиболее быстро проявиться в показателях инфляции. По мере снижения давления на заработную плату, возвращения инфляционных ожиданий к норме и исчезновения догоняющей инфляции, которая объясняет большую часть оставшегося превышения целевого показателя, аналитики ожидают, что базовая инфляция по расходам на личное потребление без учёта эффекта тарифов упадет до 2,1% к концу 2025 года. Ожидаемые пошлины повысят этот показатель до 2,4%, хотя это будет однократный эффект уровня цен, который можно будет частично идентифицировать по категориям.
Изменения в политике должны оказать примерно компенсирующее влияние на ВВП в течение следующих двух лет, но замедление роста из-за тарифов и сокращения иммиграции, вероятно, проявится раньше в 2025 году, в то время как налоговые льготы, вероятно, стимулируют расходы с более длительной задержкой. Несмотря на это, авторы прогноза ожидают, что рост ВВП снова превзойдёт ожидания в 2025 году на уровне 2,4% в годовом исчислении или 2,5% в годовом исчислении.
Потребительские расходы должны оставаться основным двигателем сильного роста, поддерживаемые как ростом реального дохода, обусловленным сильным рынком труда, так и дополнительным импульсом от эффектов богатства. Инвестиции бизнеса должны восстановиться, даже несмотря на ослабление бума строительства заводов, подпитываемые расходами на оборудование для этих новых заводов и для искусственного интеллекта, налоговыми стимулами, повышением доверия и снижением ставок.
Экономисты прогнозируют, что ФРС будет последовательно снижать ставки до первого квартала, прежде чем замедлит темпы к концу цикла снижения ставок в 2025 году во втором и третьем кварталах. По мнению аналитиков, ФРС будет ждать замедления темпов, пока не приблизится к своей оценке нейтральной ставки и не увидит несколько месяцев стабилизации рынка труда, что пока не выглядит вполне убедительным. Однако недавние комментарии должностных лиц ФРС повышают риск того, что они могут замедлить темпы раньше.
Мы ожидаем, что ФРС продолжит последовательное снижение ставок до первого квартала, прежде чем замедлит темпы к концу цикла снижения ставок. Мы прогнозируем конечную ставку на уровне 3,25-3,5%, что на 100 б.п. выше, чем в прошлом цикле, как потому, что мы ожидаем, что ФРС продолжит повышать свою оценку нейтральной ставки, так и потому, что неденежно-кредитные политические попутные ветры, особенно большие дефициты бюджета и устойчивый риск-аппетит, компенсируют влияние более высоких процентных ставок на спрос.
12-месячная вероятность рецессии остаётся низкой на уровне 15%, что примерно соответствует историческому среднему. При этом аналитики выделили два риска для американской экономики и американских рынков.
Первый — это предлагаемая универсальная пошлина в размере 10%, которая будет во много раз больше, чем пошлины на китайские товары, которые встревожили рынки в 2019 году, и, вероятно, повысит инфляцию до пика чуть выше 3% и сильнее ударит по росту ВВП. Второй риск заключается в том, что рынки могут обеспокоиться устойчивостью фискальной политики в тот момент, когда отношение долга к ВВП приближается к историческому максимуму, дефицит намного больше, чем обычно, а реальные процентные ставки по всей кривой намного выше, чем политики ожидали в прошлом цикле.
Победа республиканцев на недавних выборах, вероятно, приведёт к изменениям политики в трёх ключевых областях. Во-первых, мы ожидаем, что избранный президент Трамп повысит тарифы на импорт из Китая в среднем на 20 п.п. — меньше для потребительских товаров и до 60 п.п. для непродовольственных товаров — и введёт некоторые дополнительные пошлины на импорт автомобилей. Тарифы, ориентированные на Китай, вероятно, будут взяты из списков товаров, созданных во время его первого срока, и могут быть введены довольно быстро. Хотя Трамп также предложил универсальный тариф в размере 10-20% на весь импорт, мы рассматриваем это как серьёзный риск, но не как базовый сценарий. Во-вторых, мы ожидаем, что новая администрация ужесточит иммиграционную политику, а Конгресс увеличит ресурсы для её обеспечения. Чистая иммиграция в США в среднем составляла около 1 млн человек в год до пандемии, достигла около 3 млн в 2023 году и недавно снизилась до среднегодового уровня около 1,75 млн человек. Мы ожидаем, что она ещё больше упадёт в 2025 году до уровня 750 тыс. человек в год. Наш прогноз лишь умеренно ниже допандемийной тенденции, поскольку существуют юридические и логистические ограничения на исполнительные действия. В-третьих, в фискальной сфере мы ожидаем полного продления налоговых льгот 2017 года, истекающих в конце 2025 года, включая восстановление некоторых истёкших стимулов для деловых инвестиций, а также незначительного дополнительного снижения личных налогов на сумму около 0,2% ВВП для учёта некоторых предложений Трампа в ходе кампании. Мы также ожидаем некоторого роста государственных расходов, особенно на оборону.
Изменения в политике являются значительными, но аналитики не ожидают, что они существенно изменят траекторию экономики или денежно-кредитной политики, поскольку их эффекты, вероятно, будут умеренными и в некоторых случаях компенсирующими друг друга. Изменения в политике также вероятны в других областях, включая более мягкий подход к регулированию, особенно в отношении энергетической, финансовой и трудовой политики, но их эффекты должны ощущаться главным образом на отраслевом уровне, а не на макроэкономическом. Тем не менее, влияние изменений в политике может наиболее быстро проявиться в показателях инфляции.
Фундаментальные условия для возвращения инфляции к целевому уровню в 2% сложились ещё в конце прошлого года, когда рынок труда вернулся примерно к тому балансу, который необходим для достаточного снижения давления на заработную плату, а инфляционные ожидания как потребителей, так и бизнеса приблизились к нормальному уровню.
С точки зрения цен, официальные цены на жильё почти догнали новые рыночные арендные ставки в уровневом выражении и должны продолжать сближаться с низким темпом роста, который они демонстрировали в течение последних двух лет. Догоняющий эффект в регулируемых государством ценах также, похоже, почти завершён. Что касается заработной платы, то догоняющий эффект поддерживал более высокий рост заработной платы для членов профсоюзов, которым пришлось ждать истечения более длительных контрактов, но теперь этот разрыв значительно сократился. В результате мы ожидаем, что базовая инфляция по расходам на личное потребление без учёта эффекта тарифов упадёт до 2,1% к концу 2025 года.
UTC+00