finance.kz

ИНФЛЯЦИЯ В ГОЛОВАХ. ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ НОВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НБ РК ТИМУРА СУЛЕЙМЕНОВА

По мнению председателя Нацбанка Тимура Сулейменова, высокая инфляция «бьет» в первую очередь по карману уязвимых слоев населения.
ИНФЛЯЦИЯ В ГОЛОВАХ. ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ НОВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НБ РК ТИМУРА СУЛЕЙМЕНОВА

Об инфляции, новшествах в работе финрегулятора, цифровом тенге и многом другом Тимур Сулейменов рассказал в своём первом интервью в качестве председателя Национального банка в проекте Odagai для портала Tengrinews.kz.


Видео версия интервью:



Изменится ли с Вашим приходом политика Национального банка? Хотя Вы уже ранее неоднократно обозначали, что критически не будет меняться. 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Действительно, Национальный банк и та политика, которую он реализует — это денежно-кредитная политика, содействие финансовой стабильности, они сами по себе достаточно консервативны, требуют стабильности и последовательности. Поэтому вне зависимости от изменения руководства, политика Национального банка изменений значительных не претерпит. То есть мы будем придерживаться тех же принципов: прозрачности, открытости для рынка, последовательности.


Конечно же, единственное, наверное, что нам необходимо будет сделать — это усилить нашу координацию с финансово-экономическим блоком правительства, ну и, в целом, наверное, с правительством как с нашими основными коллегами в работе по обеспечению финстабильности, цеховой стабильности, ну и развитию экономики в целом. 


Есть ведь даже официальный документ о координации работы с правительством. Вы хотите внести туда какие-то изменения?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: На самом деле документ достаточно целостный, он принят относительно недавно. Там все достаточно нужные и правильные направления заложены, и в принципе работа по нему велась. Нужно, наверное, наполнить его реальным содержанием, то есть в повседневной работе, в конкретном рабочем контакте с коллегами по правительством, вот, что нам предстоит. 


Ещё о работе с правительством и усилении координации. У обычных граждан, которые не знакомы с параметрами и мандатами тех или иных государственных органов, всегда возникает вопрос «кто отвечает за инфляцию?»  Люди думают, что правительство. Но есть инфляция, за часть которой отвечает Национальный банк, и там по своей линии - правительство. То есть совместно. Можете ли внести ясность в этот вопрос? 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК:: Безусловно, инфляция — это крайне сложный экономический процесс, в котором очень много составляющих, поэтому работа по её обузданию должна быть исключительно совместной. Зачастую люди путают понятия «рост цен» и «инфляция». Инфляция в теории — это превышение денежной массы над товарной массой. Когда много денег в экономике «бродит», но против них нет соответствующих товаров. И тогда нет баланса.


Условно, если у вас есть 100 тенге и 10 буханок хлеба, каждая из них будет стоить 10 тенге. Если вы вдруг напечатаете или вбросите на рынок не 100 тенге, а 150, а количество буханок хлеба останется 10, то сколько будет стоить хлеб? — 150. Потому вот этот тонкий баланс, который со стороны предложения, то есть со стороны товаров, за это отвечает, безусловно, правительство. Национальный банк не может заниматься производством аграрных продуктов, промышленных продуктов и так далее. Со стороны контроля денежной массы — это, конечно же, национальный банк.


Таким образом, я считаю так, что базовая задача правительства — как можно больше нарастить казахстанское производство, с тем, чтобы у нас было больше товаров, а со стороны Национального банка - обеспечить стабильную денежную массу, чтобы не печатались деньги, чтобы вот эти деньги не «бродили» по экономике.


Потому что как бы мы не контролировали те или иные группы товаров, если избыток денег уже в экономике существует, как в сообщающихся сосудах, он рано или поздно если не здесь, ну, «уронили» цену на муку, а где-то эти деньги, которые лишние в экономике «бродят», они вылезут в нефтепродуктах и так далее. Поэтому инфляция - абсолютно совместная работа и здесь одинаковый вклад должен быть и со стороны правительства и со стороны Национального банка.


Я так понял, что Вы больше сторонник рыночных мер. Тем не менее, у нас есть субсидирование, разные льготные программы. Каково отношение Национального банка к таким программам, потому что это миллиарды, триллионы денег, которые уходят под низкие проценты и, возможно, рынок кредитования они искривляют. 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Возвращаясь к предыдущему вопросу, когда лишние деньги появляются в финансовой и экономической системе, против которых нет товара, это искажает все и ведёт к инфляции. Оно может привести к краткосрочному экономическому росту, прямо здесь и сейчас, но не у долгосрочному.


Поэтому субсидирование — это нормальная мера. Я считаю, что действительно субсидировать некоторые наиболее приоритетные отрасли и проекты нужно. Но первое — это, конечно, нужно делать выборочно. То есть нужно четко определить, какие приоритеты по отраслям, и направлять туда наши усилия туда: субсидировать процентную ставку, давать земельные гранты, давать скидки по налогам, давать прямые субсидии.


Второе — крайне важно обеспечить качество реализации этих проектов. Например, проект, который запускают, является действительно индустриальным проектом, там действительно выпускается казахстанское содержание, там действительно казахстанская продукция, а не импортная. В противном случае наши усилия будут напрасными, потому что мы будем субсидировать импорт, который тоже несёт в себе инфляцию, он оказывает давление на платёжный баланс, он обеспечивает рост спроса на валюту, потому что импорт происходит за счет долларов.


Поэтому - субсидии абсолютно нужны, это абсолютно нормальный легитимный инструмент развития экономики, но только, первое - выборочно и втрое - нужно обеспечить качество исполнения инвестиционных проектов. В таком случае все получится.


Раз мы затронули тему кредитования, хотелось бы сразу спросить ваше отношение. Время от времени в информационном поле появляются дискуссии о том, что нужно снижать базовую ставкк, предпринимателям нужны дешевые деньги, вот, ставка слишком высокая. Но ведь ставка - это же не просто какое-то число, и она же привязана у вас, потому что у вас цель заякорить инфляцию…


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Да, абсолютно верно. Что делает базовая ставка? Вот она в последнее время привлекает достаточно большой и большой интерес.  На самом деле нас это очень сильно радует, потому что, первое - дискуссии в экспертном сообществе, они очень хороши, потому что помогают выработать правильные решения. 


Дискуссии в обществе, они тоже хороши тем, что повышается финансовая грамотность, интерес людей к тем или иным экономическим реалиям, показателям и так далее. Поэтому мы рады, что такой интерес в последнее время обострился. Теперь возвращаясь к базовой ставке. Базовая ставка — это стоимость денег в экономике. Будучи банком первого уровня, национальный банк устанавливает ставку по которой выдаются кредиты и по которым привлекаются депозиты.


А для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы контролировать денежную массу. Если денежная масса, во-первых, излишняя, большая, либо оборачиваемость чересчур высокая - это ведёт к перегреву экономики и появлению пузырей на тех или иных рынках. Допустим, в некоторых развитых странах, как вы знаете, была нулевая инфляция это тоже плохо для экономки. В таких случаях базовую ставку опускают до минимальных значений, а иногда в реальном выражении, она ниже нуля.


Наоборот же, когда инфляция высока, для того, чтобы замедлить оборот денег в экономике, чтобы он не так быстро давил на те или иные рынки и не было этих ценовых шоков на отдельных отраслях, в отдельных рынках, нужна относительно высокая базовая ставка. Поэтому сейчас, у нас, как вы знаете, инфляция всё ещё высока - 11,8%, базовая ставка - 16. Теперь надо еще понимать, что есть базовая ставка, что есть реальная базовая ставка. Это тоже очень простой инструмент.


Мы берём номинальную базовую ставку 16%, отнимаем инфляцию, то есть за минусом инфляции наша реальная ставка — 4,2%.  То есть она не такая высокая, потому что все товары, услуги и работы, и так далее, с чем имеют дело бизнесмены, цены они устанавливают исходя из своего понимания инфляции. Поэтому реальная базовая ставка в Казахстане на уровне 4,2%. Это достаточно, я считаю, адекватно. То есть у нас экономический рост не слабый, он очень сильный, достаточно динамичный. В то же время, это происходит на фоне высокой инфляции. 


11,8% с учетом базы высокой базы прошлого года — это высокая инфляция. При этом инфляция, она затрагивает всех. То есть экономический рост, он распределяется же не всегда равномерно. Журналисты говорят «а вот вы считаете среднюю зарплату или средние подушевые доходы, берёте очень богатых людей, сравниваете с теми людьми, у которых зарплата и доходы поменьше, средний выходит нормальный». 


Ну, наверное, в какой-то степени это правда, но для этого и есть страновые усреднения. Если экономический рост распределяется на всех неравномерно, необязательно, что пятипроцентный экономический рост, конкретному сотруднику даст 5% в реальных душевых доходах, то инфляция бьёт по всем.  Инфляция - это то, что мы и по бизнесу, потому что у бизнеса растут издержки: себестоимость, соответственно, снижается его конкурентоспособность…


Это бьёт по среднему казахстанцу, но особенно сильно это бьёт по наиболее уязвимым слоям населения, потому что, если у кого-то зарплата… Ну, хороший банкир, условно, или он инженер нефтяной и нефтесервисной компании работал, у него миллион зарплата и он тратит на еду 150 000 тенге при небольшой семье. А вот точно такой же казахстанец, у которого заработная плата 300 000, он все равно тратит примерно те же самые 150 000 тенге, и для него любой скачок инфляции 10% — это значит, 10% его дохода, располагаемого, съедается.


И вместо того, чтобы получить свои жилищные условия, может быть, обучить детей, он вынужден тратить на еду, на аренду, на какие-то базовые блага. Поэтому инфляцию называют «налог на бедность». Поэтому это самые опасные явления в экономике, и именно поэтому мы убеждены, что победа над инфляцией, то есть укрепление, якорение на уровне 5% — это основная задача сейчас, не только политики национального банка, но и всех экономических властей Казахстана.


А экономический рост у нас и так достаточно сильный, поэтому раздувать его, раскачивать какими-то дополнительными фискальными влияниями, монетарной политикой, наверное, было бы неразумно, потому что инфляции в том случае не избежать. Инфляцию победить очень сложно, потому что она зачастую в головах. Это сотни тысяч и миллионы экономических агентов, которые исходят из своего собственного видения ситуации и своих интересов.


Вот придомовая парикмахерская — владелец вечером идёт после работы и он, условно, сметану покупал за 350 тенге, ценник поменялся — 400 тенге, покупает молоко — покупал за 240 тенге, теперь 280 тенге. Что он сделает? Он на следующий день придёт и скажет, «Я стриг людей за 2000 тенге, теперь буду за 2 с половиной. И этот цикл невозможно остановить. И так дальше, и так дальше…


Никакого государственного регулирования не получится. Поэтому инфляцию нужно заякорить, ее нужно опустить, убедить людей, что Казахстан стабильно развивающаяся страна, в которой уровень цен адекватный. То есть не надо бежать сейчас и повышать цены, а это очень сложно, потому что это вне контроля ни одного из государственных органов, которые имеют прямое воздействие прямой контроль на эти вещи. 


Давайте про страхи казахстанцев. То ,что они видят повышение цен и еще одним фактором для них является курс тенге. Он уже не так сильно их будоражит, потому что был этот плавный переход на плавающий обменный курс, и сейчас люди уже не так сильно обращают внимание на какие-то небольшие колебания и никто не бежит сломя голову в обменники, это тоже очень хорошо.  Но тем не менее у казахстанцев сложилось понимание, что если курс падает - надо повышать всё. Но ведь у национального банка нет таргета по курсу. 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Да, у нас нет таргета по курсу. Курс свободно плавающий. А что такое курс тенге, курс любой валюты? Курс валюты - это стоимость валюты против другой валюты. Что такое стоимость валюты? Это зависит от качества той экономики, которая за этой валютой стоит. То есть за курсом доллара стоит экономика США.


Экономика США, политическая система, а даже военная мощь США. Потому что инвестор любой, который покупает доллар в качестве актива, либо в качестве средства платежа, он говорит: «Ну, у них сильная экономика и они смогут ее в любом случае защитить». 


То же самое касается евро, юаня. Если брать валюту менее крупных стран, примерно также швейцарский франк стоит, потому что все видят - крепкая финансовая система, диверсифицированная экономика, адекватная политическая система. Соответственно, в этом отношении швейцарский франк тоже является резервной валютой, очень крепкой. Курс — совокупность факторов, главный из которых — это сила экономики, поэтому курс не бывает кем-то установленный.


Валюта — это товар, то есть более 200 валют существует и каждая из них по отношению друг к другу — это товар и, соответственно, чем сильнее экономика нашей страны, тем сильнее будет и курс. Простое равенство, простая логика. Будет сильная, диверсифицированная, не подверженная внешним ценовым шоком на нефть, на металлы,  на еще что-то…


Если будет такая экономика, и курс будет у нас стоять. Поэтому, это все-таки дело рынка, задача каждого из нас: каждого бизнесмена, каждого человека. Мы же как люди вносим свой интеллектуальный капитал, как потребители — ходим, покупаем, либо казахстанское, либо импортное, то есть как потребители можем поддерживать те или иные вещи — вкладываем в квартиру, покупаем в образование в казахстанских вузах, то есть от нас это тоже очень сильно зависит.


Поэтому возвращаясь, наверное, к вопросу — нужно оставлять деньги в стране, максимально диверсифицировать экономику, и в этом задача каждого - не только правительства, не только других органов. И тогда валюта наша будет крепка. Что касается валютного курса, который на рынке у нас свободно плавающий, это действительно так. Многие говорят, что «вы же там трансферты из национального фонда конвертируете,  трансферты же в долларах, а вы их продаете на рынке. Соответственно, долларов на рынке больше, за счет того, что вы продали». Да, это так, но это не интервенции, потому что интервенция — это что-то такое внезапное. Вот условно ты продаешь картошку на колхозном рынке.


Небольшая картошка стоит 100 тенге, вдруг приехал какой-то грузовик, который, не знаю, из соседней страны или соседней области, и продают за 50. Это интервенция, потому что уровень цен сразу упадёт со 100 до 75, между 50 и 100. А если ты заранее знаешь,  что вот этот грузовик приезжает регулярно, каждый день, тогда у тебя уровень цен устанавливается такой, который рынок диктует. И здесь то же самое. Если рынок знает, что ежегодно, ежеквартально, ежемесячно мы продаем тот или иной объем валюты, рынок устаканивается, он балансируется на соответствующем уровне.


И мы абсолютно открыто на своем сайте размещаем в конце месяца, сколько валюты мы купим в следующем месяце, а в начале месяца, сколько валюты мы купили за этот месяц. То есть своего рода отче. Что такое курс тенге - это сколько долларов зашло, сколько долларов вышло. Если много долларов, он, соответственно, стоит дешевле. Если мало долларов зашло, а много вышло — значит, долларов на твоем рынке осталось меньше и спрос на него превышает предложение, курс будет расти.


Поэтому курс будет зависеть от платежного баланса, а платежный баланс зависит опять же от экономики: многое произвели, много наторговали, а значит много валюты внутрь нашей экономической системы привлекли. Мало произвели, много импортировали - значит, наоборот, валюта ушла, вместо нее товар пришел. Значит ю, курс будет тоже повышаться. В нормальное время, то есть за последний год с чем-то, интервенции не проводились, и в этом отношении курс тенге такой, какой он есть по отношению к рынку. 


То есть это отражение текущей ситуации? 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Это отражение текущей ситуации.


Текущее состояние национального фонда? Особенно учитывая, что национальный банк управляет средствами национального фонда. В каком состоянии он находится? Президент поставил цель увеличить средства фонда. Как этого достичь?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Национальный фонд находится в хорошем состоянии. Это точно можно сказать. Валютные активы составляют около 60 млрд, но там можно смотреть, потому что там есть валютные активы, есть тинговые активы. Но для международных целей международных рейтингов и других, мы используем только валютные активы, потому что они наиболее защищены.


Валютных актив около 60 млрд. Достаточно неплохой процентный доход по этому году получается, там около 10%. Это, я считаю, неплохо, именно в валюте. Но что как и любой фонд, это приход, расход и проценты. То есть, как у вас, например, если у вас депозит есть, если вы на депозит кладете с заработной платы.


Это своего рода депозит страны, гарантийный страховой депозит страны на всякий случай, то есть, если вы на депозит с заработной платы…то есть заработная плата тогда — это нефтяные доходы…вы кладете хорошие деньги и стараетесь их не тратить, откладывая на будущее, на детей, еще какие-то вещи и не забираете депозит, тогда, конечно, у вас инвестдоход который банк начисляет он неплохой. Если же по тем или иным причинам вы откладываете, но потом забираете с этого депозита значительные суммы, тогда, конечно, инвест доход будет меньше.


Во-первых, вы забрали саму сумму, ну и плюс процент будет начисляться на более мелкую базу. Чтобы национальный фонд достиг той цифры, которую президент нам поручил до 2029-го года — около 100 млрд, нам нужно, в первую очередь — конечно же,  разобраться с поступлениями.  Эти поступления будут во многом зависеть от того, как будет вести себя рынок нефти, потому что в основном от нефтяных организаций. 


Ну, пока прогноз неплохой у большинства аналитиков, что, в принципе, цена на нефть будет в очень очень хороших диапазонах, то есть 88-70-80, то есть это вполне позволяет нам достичь этой цифры. Вторая часть — это изъятие из национального фонда. По изъятиям из национального фонда, конечно, нужно быть очень аккуратными, об этом глава государства сказал, что изъятия могут быть, но тем не менее механизм изъятия и оценка качества на что конкретно берутся, как тратятся, должен быть очень жесткий. 


Вы недавно затронули тему о возможности рассмотрения снижения процентной ставки с 56 до 44, если не ошибаюсь. Насколько это вообще возможно и как это воспримут например банки второго уровня, микрофинансовые организации?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: 56 — это утвержденая, давно её утвердили, насколько я помню, лет 8-10 назад точно. 


Почему именно 56? 


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Как-то посчитали. Это складывающие ставки на тот момент, с учетом всех остальных вещей: рисков и так далее. Там был какой-то расчет…я сейчас точно не помню.

Я просто про то, что если она 10 лет не менялась, должна ли она меняться с изменением каких-то составляющих?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Мы считаем, что она должна меняться однозначно. 56 закладывалось с определенным таким люфтом, чтобы все банки и МФО туда укладывались. Сейчас, я считаю, конкуренция у нас существенно повысилась. Что такое процентная ставка для банка? Это его товар, за сколько он продает. Он продает свой товар за 13% годовых, а кто-то продает за 11 годовых,  я куплю за 11 годовых.


Поэтому это тоже конкуренция и, соответственно, эта конкуренция у нас с приходом МФО и других банков, с развитием банков, с развитием цифровизации, с развитием разных банковских продуктов, у нас растёт. Соответственно, растет конкуренция - уровень цен, ставок в данном случае, должен снижаться. Поэтому мы считаем, что в первую очередь, конечно, АРРФРовское — агентство регулирования и надзору, это их цифры. Мы как макрофинансовый регулятор считаем также, что условия для того, чтобы предельная ставка снизилась, они существуют, они сложились, поэтому снижать можно. 44 это будет, 42 или 46  — это, опять же говорю, нужно взять формулу, посчитать весь массив данных: по каким кредитам, чтобы не переезжали чересчур сильно сам финансовый сектор. 


Недавно поднимался вопрос и в парламенте,  про закредитованность населения. Депутаты высказывали свою обеспокоенность и так далее, но ранее выходила информация о том, что закредитованность населения у нас на определенном уровне, что это не критическое. То есть волноваться ли за закредитованность населения на критическом уровне? Или все-таки не стоит волноваться, все нормально?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Да, определенный уровень закредитованности есть, но нужно смотреть на его структуру. Сам по себе потребительский кредит или кредит для физического лица - это не самая плохая вещь, это нормальное рыночное явление, которое позволяет ту или иную услугу или товар получить сейчас, расплачиваясь за него в будущем. То есть в какой-то степени, кредит это был один из двигателей прогресса, то есть, когда у кого-то есть свободные деньги, а у другой стороны есть какие-то ресурсы, идеи и прочее, как их совместить?


Чтобы одно работало на другое, то есть деньги на ресурсы, на идею. Здесь, конечно, нужно смотреть глубже, мне кажется, если это действительно закредитованность на какие-то импортные товары, вещи потребительского характера, которые не улучшают жизнь именно в таком глубинном понимании — наверное, это не совсем те потребительские кредиты, которые стоит дальше развивать и их, наверное, может чуть пожестче регулировать.


Если же это потребительские кредиты, кому-то нужна операция, кому-то нужно детей отправить в университет, даже не знаю, в частные школы, сейчас они тоже немало стоят,  улучшить жилищные условия какие-то, другие системные правильные вещи — тогда это нормально. Поэтому я знаю, что АРРФР  достаточно глубоко смотрит по видам кредитов и здесь, мне кажется, нужно стараться политику выстраивать, пруденциальное регулирование, остальные инструменты выстраивать так, чтобы бездумное потребительское кредитование чуть-чуть ограничивать, притормаживать.


А потребительские кредиты, которые на долгосрочные вещи — наверное, это нормальная ситуация и по ним сильно волноваться нет необходимости. 


А потребительская такая привычка, сейчас же это очень просто, то есть у всех всё в телефоне, они открывают, там полный магазин там и ты смотришь и тебе это легко. Это вопрос опять к финансовой грамотности населения. Как вы оцениваете сами финансовую грамотность населения, на каком она уровне и что можно улучшить чтобы, возможно, изменить мышление?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК: Очень сложный вопрос. Финансовая грамотность конечно у нас, конечно, не на достаточном уровне и здесь существует, я считаю, огромный дисбаланс между силами рекламы финансовых организаций, будь то банки, будь то микрокредитные организации, онлайн-кредиты и простым казахстанцем.


Простой казахстанец, конечно, не способен разобраться во всех хитросплетениях: вот такая ставка, это такая ставка, мелкими буковками еще что-то написано. Он занимается другими вещами: он ходит на работу и его работа может не связана абсолютно с какими-то сложными финансовыми процентами и так далее, поэтому вот этот дисбаланс между тем, что рекламируется, и простота получения этого продукта и последствиями, и неспособностью казахстанца среднего полностью все последствия просчитать, она есть, наверное в какой-то степени корень проблемы.


Первое — мне кажется, нужно работать и на той стороне, со стороны банков и микрокредитных организаций, особенно онлайн. Надо следить за тем, чтобы они агрессивно не кредитовали. Нужно просто, чтобы те или иные штрафы, пени и прочее неустойки какие-то, они более простым языком, не банковским, финансовым, который простому казахстанцу может быть непонятен.


Простым языком — «ты просрочишь, будешь платить плюс еще 15% сверху, вот общая сумма переплаты будет на самом деле не ноль, вот рассрочку тебе сказали, но она там где-то зашита, на самом деле будет общая стоимость переплаты 50%. Если люди будут вот так думать, тогда он будет думать «а нужен ли мне вот этот новый телефон» или еще что-то. Он подумает «может быть со старым походить». Поэтому, первое - мне кажется, должно быть определенное регулирование со стороны АРРФР по рекламе, правильному донесению всех плюсов и минусов продукции, которые финансовые организации рекламируют. Это важно, то есть, я знаю есть идея. 


Возможно скоро будет реализована, будет омбудсмен по защите прав потребителей финансовых услуг. Если кого-то обманули МФО или онлайнеры, то человек или организация, которая будет им помогать разбираться с этим. У нас же защита прав потребителей есть по товарам - прокисшее молоко тебе продали, ты знаешь куда идти, а здесь несколько сложнее хотя последствия не менее сложные не менее серьезные. Поэтому это надо сделать обязательно, этого омбудсмена и регулирование какое-то настроить правильным образом, чтобы не было массового перепотребления ненужного.


Второе — конечно же, самому нужно быть начеку, лишние какие-то вещи на себя не брать. Но это образование, воспитание, то есть как бы чуть-чуть снижать этот накал потребления. Всё время новое, новое нужно как бы и самим, и детям. Где-то требовать баланса. И это важно. Мне кажется и в школе действенным было бы введение каких-то часов финансовой грамотности. У нас же очень много, чего мы учим в школе. У меня у самого часть детей учится, чуть закончила школу, но у них нет уроков финансовой грамотности.


Они знают, кто был первым императором Рима в каком году основан, условно, Лондон или еще что-то, но как посчитать процент и как взаимодействовать с банками, а это такой базовый жизненный навык — у них этого нет. Поэтому школа — наверное, был бы хороший инструмент, просто несколько часов в старших классах, которые научили бы основам финансовой грамотности.


Хотелось бы непосредственно перейти к будущим проектам национального банка. Несколько лет назад был анонсирован цифровой тенге о том, что Национальный банк приступил к изучению возможности его внедрения и проект еще находится в разработке. Как вы считаете, когда этот проект будет исполнен и в обороте появятся цифровые деньги?


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК:: Решение принято по поэтапному внедрению. Он будет внедряться, начиная с этого года в пилотном режиме, затем, в зависимости как будут результаты, мы будем больше распространять. С ноября начнем проект акимата алматы по цифровым тенге — можно будет оплачивать питание в школах, то есть это, по сути, начисления через цифровые тенге,  в котором видно как тратятся деньги поставщиками. Это не просто карточка, а это просто начисление, которое позволяет до последнего, до последней транзакции, условно, посмотреть как тратятся эти деньги, то есть цепочка. 


Это поможет я считаю что во-первых, сильно поможет в обеспечении прозрачности, второе — очень сильно поможет с точки зрения адресности. То есть у нас всегда проблема же — мы либо не даем тем кому нужно,  либо даем слишком много, кому не нужно.  Поэтому один из таких хороших действенных инструментов. О первых результатах пилотного проекта по Алмате, я  думаю пару месяцев поработаем до конца года, посмотрим, что там сработало, что не сработало, потом можем объявить выводы.  


В этом году национальная валюта отмечает свое 30-летие. Все по-разному могут относиться к ней, но это часть нашей государственности, один из атрибутов нашей государственности, платежное средство.  Часть экспертов и сообщество профессиональное считает одной из самых красивых банкнот. Разные оценки даются и в первую очередь - это, конечно, стабильность валюты.  Как вы видите дальнейшее развитие в целом рынка, в целом нашей валюты, ее будущего как глава национального банка


Тимур Сулейменов, председатель Национального банка РК:: В среднесрочной действительности я абсолютно согласен, что национальная валюта тенге - это один из символов нашей независимости финансовой, платежной и так далее. Поэтому тенге, я как гражданин и как чиновник, очень сильно люблю и уважаю. Несмотря на такие вещи, как обесценился, не обесценился тенге.


Это наша валюта. Все валюты через это проходят и доллар не стоит на месте тоже там есть своя инфляция и так далее. Поэтому в валюту нашу точно надо верить, но верить не бессознательно. Именно исходя из того, что она — отражение силы экономики, а силы экономики в свою очередь, это не только и не сколько отдельные государственные органы, а это все мы и бизнесмены, производители и мы — граждане-потребители.


Если мы вместе свои усилия будем направлять на развитие национальной экономики, тогда и валюта будет крепка. Поэтому все наши среднесрочные планы с национальной валютой, непосредственно связанной с развитием национай экономики и национальной финансовой системы. Думаю, что совместно с коллегами, совместно со всеми казахстанцами у нас получится иметь крепкую, сильную и красивую национальную валюту.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram