КАК ИЗМЕНЯТСЯ РЕГИОНЫ
Очередную концепцию регионального развития представили на публичное обсуждение.
Министерство национальной экономики разместило для публичного обсуждения проект Концепции региональной политики до 2030 года. Документ обозначает ключевые направления комплексного развития всех областей страны, от градообразующих предприятий до социальной сферы. Рассказываем, как правительство намерено развивать регионы страны.
Что происходит сейчас
Различных программ регионального развития в Казахстане реализовано немало. Однако до сих пор достичь результатов хотя бы до выравнивания качества жизни между селами и городами не удаётся. В новой концепции отмечено: в регионах сохраняются существенные различия в уровне обеспеченности населения базовой инфраструктурой и комфортной городской средой. Причем на уровень комфорта не влияет экономическое состояние региона. К примеру, «в Западном макрорегионе, который демонстрирует высокие экономические результаты, наблюдается недостаточный уровень обеспеченности и качества базовой инфраструктуры (социальной, инженерной, транспортной)».
При этом, согласно представленным данным, с 2019 по 2023 годы вклад западных регионов в ВВП страны сократился с 29,9% до 25,9%, в основном за счёт сокращения доли горнодобывающего сектора. Эти регионы характеризуется высокой зависимостью от горнодобывающей отрасли и слабой диверсификацией экономики, особенно в моногородах (Жанаозен, Кулсары, Хромтау, Аксай). На запад страны приходится 76% добывающего и всего 12,5% обрабатывающего сектора. Ниже среднереспубликанского показателя (16,1%) отмечена и доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте по Западно-Казахстанской области - 14,9%, а доля малого и среднего бизнеса в ВРП ниже, чем в среднем по республике – 36,7% (за 2023 год).
Южные регионы, наоборот, увеличили вклад в экономику страны с 13,2% до 15,1%, в основном благодаря развитию секторов сервисных и социальных услуг. Однако там сохраняется высокая зависимость от низкопроизводительного и мелкотоварного сельского хозяйства (100% сбора хлопка и свеклы сахарной, 75% сбора овощей). При этом недостаточно развитые переработка в АПК и складская инфраструктура по хранению плодоовощной продукции и пищевых продуктов, нехватка поливной воды, пастбищ, а также слабо используемый потенциал в обрабатывающих отраслях (пищевая, легкая, химическая промышленность).
Северные регионы укрепили позиции по вкладу в ВВП страны с 8,3% до 9,1% за счёт увеличения доли обрабатывающей промышленности. В то же время здесь также высока зависимость от сельского хозяйства (67% сбора зерновых и бобовых культур, в том числе 78% сбора пшеницы), слабое развитие сельхозпереработки.
Центрально-восточный макрорегион увеличил свой вклад в экономику страны с 17,9% до 18,4% в основном благодаря росту горнодобывающего сектора. Однако регион сталкивается с проблемой ограниченной специализации на начальных переделах: 99% добычи угля, 65,5% металлических руд, 64% чёрной и цветной металлургии, 66% литья металлов с меньшим участием в более высоких переделах производства, таких как металлообработка (36% в металлообработке страны), а также слабо используемый потенциал в обрабатывающих отраслях (машиностроение, металлообработка, фармацевтика, нефтепереработка).
Дисбалансы в экономическом развитии проявляются в неравномерном распределении промышленного производства по стране. По итогам 2023 года более половины промышленной продукции было произведено в пяти регионах страны (Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская). Более 56% всех основных фондов страны приходится на три региона страны: Атырауская (30,0%), Астана (15,9%), Алматы (10,2%). А в южном макрорегионе, который обладает более 30% трудовых ресурсов страны, располагаются лишь 9,7% основных фондов страны.
За исключением Атырауской области, городов Астана и Алматы все остальные регионы относятся к субвенционным, из них в 11 регионах затраты превышают их доходный потенциал, в том числе с учётом суммарных поступлений из региона в республиканский бюджет и Национальный фонд. Из-за нарастающей диспропорции между доходами и расходами местных бюджетов произошло существенное увеличение (более чем в 3 раза) выравнивающих бюджетных субвенций из республиканского бюджета (в 2019 году – ₸1,6 трлн, в 2024 – ₸5,3 трлн). В результате их доля в общем объёме государственных расходов возросла с 11,7% в 2019 году до 22,4% в 2024 году. Со стороны местных исполнительных органов также наблюдается слабая заинтересованность в снижении зависимости от трансфертов и пополнении доходной части местных бюджетов за счёт других источников, поскольку целевые трансферты вне зависимости от эффективности их деятельности, гарантированно поступают в местные бюджеты. Трансферты из республиканского бюджета продолжают оставаться основным источником средств для решения социально-экономических проблем и вопросов развития регионов.
Как будут решать проблемы
Регионы страны распределят на пять макрорегионов: западный макрорегион (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области), южный макрорегион (Алматинская, Жамбылская, Жетісу, Туркестанская области и Шымкент), северный макрорегион (Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская), центрально-восточный макрорегион (Абай, Карагандинская, Павлодарская, Ұлытау и Восточно-Казахстанская), и две крупные агломерации - города Астана и Алматы.
Согласно заложенным критериям, к 2030 году в развитии регионов и реализации произойдут такие изменения: обеспеченность регионов базовыми благами и услугами, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, спорт, а также инженерную и транспортную инфраструктуру, составит 96% для городов и 71% для сельских населённых пунктов (СНП).
Для усиления работы по привлечению инвестиций в каждом регионе будет разработана Инвестиционная программа региона и созданы региональные инвестиционные штабы под руководством акимов. Для инвесторов предложат специальные стимулы на строительство инфраструктуры. В частности, в рамках Концепции инвестиционной политики РК до 2029 года планируется внедрение нового инструмента государственной поддержки в виде льготного кредитования инвесторов под 6 % сроком на 10 лет (выдача льготных кредитов для подведения необходимой инженерной инфраструктуры для новых промышленных проектов без привязки к объёму вложенных инвестиций). А для решения инфраструктурных проблем будет предусмотрена возможность введения механизма возмещения расходов на подведение обеспечивающей инфраструктуры для инвестиционных проектов посредством налоговых вычетов (КПН, налог на имущество, землю и др.).
В целом, как обещает концепция, будет применяться «дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности, потребности и ограничения регионов, включая их ресурсный, производственный, экспортный и транзитный потенциал, текущие экономические условия и конкурентные преимущества, что позволит максимально эффективно использовать существующие возможности для роста и развития, обеспечивая при этом сбалансированное и устойчивое развитие на территории всей страны».
Выбраны такие стратегии развития:
- Западный макрорегион – это глубокая переработка сырья в нефтегазодобывающей и горнорудной отраслях; привлечение инвестиций в ненефтяные сектора; развитие нефтегазохимического и машиностроительного кластеров вокруг базовых отраслей экономики, а также создание пояса предприятий МСБ в обрабатывающей промышленности; поддержка отечественных компаний в освоении рынка нефтесервисных услуг; реализация транспортно-логистического потенциала для увеличения транзитных грузопотоков через порты Актау, Баутино и Курык, развитие транспортно-логистических хабов на границе с Россией и в прикаспийском регионе, а также укрепление связей внутри макрорегиона и с крупными экономическими центрами страны; развитие туристического потенциала.
- Южный макрорегион - стимулирование переработки сельхозпродукции и кооперации сельхозтоваропроизводителей, обеспечение их отечественным сырьем, укрепление кормовой базы животноводства, улучшение инфраструктуры и технической оснащенности в АПК; углубление индустриализации и расширение линейки производимой продукции в обрабатывающей промышленности: металлургической, нефтеперерабатывающей, химической, легкой и пищевой отраслей, а также производстве строительных материалов; привлечение крупных транснациональных компаний в обрабатывающую промышленность; создание и развитие специализированной инфраструктуры в обрабатывающей промышленности; реализация туристического потенциала макрорегиона; реализация транспортно-логистического потенциала (увеличение транзитных грузопотоков): строительство современной инфраструктуры на пунктах пропуска, транспортный автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», развитие транспортно-логистических, торговых хабов на границах с Кыргызстаном и Узбекистаном, Китаем.
- Северный макрорегион - развитие АПК с использованием передовых технологий в зерновом хозяйстве и мясомолочном животноводстве, увеличение добавленной стоимости в секторе; реализация промышленного потенциала за счет развития сельского хозяйства и машиностроения, в том числе в кооперации с приграничными регионами РК; реализация туристского потенциала.
- Центрально-Восточный макрорегион - переход на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью в добывающей отрасли; освоение новых переделов продукции в обрабатывающих отраслях: глубокая переработка металлов, машиностроение, химическая промышленность, деревообработка, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, нефтепереработка; реализация туристского потенциала.
- Город Алматы – крупный финансовый, торговый, культурный, туристический, транспортно-логистический центром страны. Город станет катализатором инноваций, извлекая выгоду из своей включенности в глобальные цепочки добавленной стоимости, а также высокой концентрации специализированных научно-исследовательских институтов, международных компаний и провайдеров.
- Город Астана - перспективной специализацией будет оказание административных, деловых, финансовых, медицинских и образовательных услуг; развитие получат креативные индустрии, инновации, сфера высокотехнологичных товаров и услуг, ориентированных на экспорт.
Проблемы моногородов
В Казахстане 26 моногородов, чья жизнедеятельность сосредоточена вокруг одного градообразующего предприятия. Эти города планируется разделить на группы по перспективам развития.
В группу «Города на пути к диверсификации» включены Темиртау, Экибастуз, Аксу, Рудный, Кентау, Степногорск. В них, по оценке правительства, стабильная экономика и устойчивые тенденции развития, и высока вероятность, что данные города в ближайшие 5 лет реализуют свои подходы индустриальной диверсификации.
Вторая группа - «Города со средним потенциалом развития», к которым отнесены Жанаозен, Сатпаев, Балхаш, Кульсары, Риддер, Аксай, Абай, Хромтау, Лисаковск, Шахтинск. Социально-экономическое состояние этих городов удовлетворительное, и они «обладают определенным инвестиционным потенциалом или возможностями привлечения инвестиций». Эти города «демонстрируют высокие показатели по развитию экономики и инженерной инфраструктуры». В будущем правительство ожидает выход этих городов на линию диверсификации промышленности. При этом не исключено, что признаки монопрофильности экономики в этих городах будут наблюдаться еще на протяжении 10-15 лет.
Третья группа - «Стагнирующие города», в нее вошли Житикара, Каражал, Алтай, Курчатов. Эти города находятся состоянии перепрофилирования структуры экономики и закрытия градообразующего предприятия, здесь низкие показатели развития МСБ и развития городской экономики. В перспективе они могут утратить статус моногородов и перейти в категорию малых городов.
Сколько потребуется средств
Удивительно, но о выделении дополнительного финансирования в концепции не сказано. Во всех расчётах отмечено, что средства на то или иное направление не требуются, либо же направление будет реализовано в рамках текущих бюджетов.
UTC+00