ПРАВИТЕЛЬСТВО КОНСТАТИРУЕТ: КАЗАХСТАН СОСТОЯЛСЯ КАК ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ
При этом не названы суммы государственных вложений и их окупаемость.
В Казахстане продолжается формирование основы для дальнейшего экономического роста и интеграции в международную транспортную сеть. Официальный сайт премьер-министра опубликовал данные о развитии транспортной сети страны, из которых следует, что страна фактически уже состоялась как логистический хаб региона.
В частности, в рамках выполнения поручений президента по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог по итогам 2024 года проводимыми работами было охвачено 12 тыс. км дорог, из которых основные работы были выполнены на 7 тыс. км. В проекте участвовали более 10 тыс. единиц техники и 25 тыс. специалистов. Нормативное состояние республиканских дорог улучшилось до 93%, а местных — до 89%. Завершена реконструкция четырёх стратегически важных автомобильных дорог: Караганда – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш.
В 2025 году ремонтом и строительством охвачено уже более 13 тыс. км дорог, из них по 7 тыс. км производится средний ремонт. Охвачены такие автодороги, как Жезказган – Петропавловск, Мукыр – Кульсары, Уральск – Атырау, начато строительство автодороги Центр-Запад, а также участков Актобе – Улгайсын, Караганда – Жезказган, обходов Сарыагаша, Рудного и Шымкента, завершается дорога Калбатау – Майкапшагай.
Для контроля перегрузов уже установлено 60 автоматизированных станций измерения (АСИ), до конца 2025 года их количество увеличат до 220.
Одним из ключевых проектов становления Казахстана как логистического хаба должен стать Транскаспийский маршрут (ТМТМ). Для его развития совместно с соседними странами разработана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест на период до 2027 года. В рамках этой работы завершено строительство железнодорожного участка Достык–Мойынты, ведётся возведение обходной линии станции Алматы, модернизируется портовая инфраструктура: проведено дноуглубление акватории порта Курык, запущен зерновой терминал мощностью 1 млн тонн и контейнерный хаб в порту Актау.
Ключевым шагом названо создание совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии. Компания обеспечивает мультимодальные перевозки по принципу «одного окна» с гарантированной стоимостью и сроками доставки. В дальнейшем к СП планируется присоединение дочерней компании Китайских железных дорог CRCT, соответствующий меморандум был подписан в ноябре 2024 года.
Активно развивается и портовая инфраструктура за пределами Казахстана. Так, в июне 2025 года в грузинском порту Поти начал работу казахстанский мультимодальный терминал площадью 8,9 га и мощностью 120 тыс. контейнеров в год.
В результате, за последние 5 лет объём грузоперевозок по маршруту вырос в шесть раз – с 0,8 млн тонн в 2020 году до 4,5 млн тонн – в 2024. Только за 2024 год объём перевозок увеличился на 62%, контейнерные перевозки выросли в 2,7 раза. За первое полугодие 2025 года перевозки достигли 2,3 млн тонн, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года. Также началось движения китайских автопоездов по Транскаспийскому маршруту: в 2024 году через порт Курык проследовало почти 3,5 тыс. грузовиков, а в первой половине 2025 – свыше тысячи.
В железнодорожной отрасли реализуется четыре проекта протяженностью более 1,3 тыс. км: Достык – Мойынты, обводная Алматы, Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз. В этом году завершится обход Алматы и вторые пути участка Достык – Мойынты, что позволит увеличить объёмы грузоперевозок в пять раз. Запущен масштабный проект – Трансказахстанский железнодорожный коридор: строительство участка Мойынты – Кызылжар (366 км) и модернизация 1,6 тыс. км путей. В ближайшие 5 лет планируется строительство и ремонт 16 тыс. км дорог.
В рамках работы по развитию авиационной инфраструктуры аэпорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе – развиваются как современные мультимодальные центры, предоставляющие полный спектр логистических услуг. так, в Астане начат проект модернизации международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев» с привлечением инвестиций в объёме $1,1 млрд. В рамках проекта предусмотрено строительство второй взлётно-посадочной полосы, а также третьего пассажирского и грузового терминала. Также будет создан «Аэротрополис» – многофункциональный комплекс с индустриально-логистической зоной, бизнес-центрами, гостиницами и торговыми площадями.
Алматинский аэропорт модернизируется по Генеральному плану развития до 2050 года. Уже начата первая фаза, которая включает реконструкцию терминала внутренних рейсов, строительство рулежной дорожки, обновление ВПП и топливной инфраструктуры, создание современного грузового перрона и ангара техобслуживания. Планируется также возведение отеля и многоуровневой парковки. На строительном этапе будет создано более 1,8 тыс. рабочих мест, еще 550 постоянных рабочих мест будет создано в ходе операционной деятельности.
В Шымкенте в декабре 2024 года открылся новый пассажирский терминал площадью 40 тыс. кв. м, увеличивший пропускную способность аэропорта с 800 тыс. до 6 млн пассажиров в год. В ближайшие годы запланировано строительство новой взлётно-посадочной полосы протяженностью 3,5 тыс метров. Одновременно ведется работа по созданию мультимодального хаба, который соединит аэропорт с территорией СЭЗ «Онтустик». В Актобе в 2025 году началось строительство многофункционального логистического хаба с площадью на первом этапе 15 тыс. кв. м., в котором будут предусмотрены современные склады, в том числе для опасных и скоропортящихся грузов, холодильные камеры и секции для ценных товаров. Параллельно реализуется проект модернизации топливно-заправочного комплекса: объём хранения топлива увеличится более чем в два раза, а аэропорт Актобе станет первым региональным аэропортом, поставляющим топливо марки JET-A1.
Отмечено, что масштабные проекты в сфере автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, авиационной и портовой инфраструктуры уже дают ощутимые результаты, укрепляя позиции Казахстана как ключевого транзитного хаба Евразии.
UTC+00