finance.kz

КАК ПЕРЕИЗБЫТОК ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

Что предлагают казахстанские экономисты для проведения качественных системных реформ.

THE TENGE регулярно рассказывает о работах экономистов международного уровня, лауреатов Нобелевской премии, которые изменили устоявшиеся представления о происходящих экономических процессах. Незаслуженно забытыми остаются люди, влияющие или пытающиеся повлиять на экономические процессы прямо сейчас и здесь, в Казахстане. Мы продолжаем рассказывать об известных казахстанских экономистах, к мнениям и оценкам которых как минимум прислушиваются те, кто принимает страновые решения. Ранее мы рассказывали об экономисте Олжасе Худайбергенове. Сегодня герой рубрики - советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.  

 

Кто он такой

 

Мурат Темирханов – персона, известная не только в профессиональных финансовых кругах, но и в публичном пространстве. Он экономист, финансист, имеет статус FCCA (последняя «ступень» в Ассоциации сертифицированных присяжных бухгалтеров), в разные годы занимал должность финансового директора, члена правления в АО «Альфа-Банк» (Казахстан), заместителя председателя правления Halyk Finance, курирующего экономические исследования и аналитику рынка ценных бумаг. В настоящее время - советник председателя правления Halyk Finance.

 

Публичная деятельность

 

Темирханов часто общается с журналистами, однако предпочитает не краткие комментарии, а развёрнутые интервью с серьёзными вопросами, и преимущественно в деловых изданиях. При этом он весьма активен и в социальных сетях, публикуя на своей странице в Facebook оценки различных процессов в экономике страны.

 

В своих оценках Темирханов нередко бывает весьма резок, что не вполне типично для публичного пространства, в котором критику принято высказывать тактично, если не вовсе завуалировано. Темирханов же критикует правительство достаточно жёстко. Так, оценивая поправки, разработанные кабинетом министров в действующую систему государственного планирования, эксперт прямо назвал предлагаемые подходы неэффективными.

 

«Правительство постоянно использует те же самые неэффективные государственные меры, которые не привели к положительным результатам в социально-экономическом развитии страны, то есть правительство постоянно наступает на те же самые грабли», - заявлял он.

 

Что предлагает экономист

 

Темирханов неоднократно высказывался в отношении мягкости начатой в стране кампании по возвращению в собственность государства незаконно приобретённых активов. Он призывал проводить расследования, напоминая, что за незаконную деятельность должны быть последствия: «Если не будет последствий – это будет плохой сигнал о том, что можно нечестно обогащаться за счет своих связей, и тебе за это ничего не будет. В результате такого подхода снова начнется недопонимание и недоверие народа к власти».

 

На протяжении многих лет эксперт обращал внимание на растущие бюджетные расходы, в том числе на социальный сектор, публикуя расчёты по перспективам действующей пенсионной системы, переизбытку налоговых льгот и излишних механизмов поддержки бизнеса со стороны государства. Ключевой тезис в его оценках сводился к тому, что государство, добавляя новые механизмы и льготы для поддержки всё новых и новых отраслей экономики, фактически оказывает стране «медвежью услугу» - у бизнеса, выращенного в тепличных условиях, нет стимулов развиваться дальше, продвигаться на другие рынки, бороться с жёсткой конкуренцией, снижая себестоимость и улучшая качество. «Сама господдержка выстроена так, что вторая Южная Корея в принципе невозможна», - объяснял Темирханов.

 

«Текущая система по оказанию государственной помощи для бизнеса является антирыночной по своей сути, что приводит к искажению рыночной мотивации по увеличению частных инвестиций в экономику. На сегодня в отечественном бизнесе сформировались в некотором отношении иждивенческие ожидания к государству. Во многом на сегодня государственная помощь бизнесу в Казахстане направлена на поддержку неэффективных компаний. В Казахстане не работает процесс «созидательного разрушения» (creative destruction), когда с рынка оперативно уходят неэффективные компании, а вместо них приходит много новых и эффективных», - рассуждает эксперт.

 

Он настаивает на одномоментном прекращении госрегулирования цен на нефтепродукты, так как сегодня, из-за существующих ограничений, приток частных инвестиций, включая рост рыночного долгосрочного кредитования со стороны банков, в нефтяной и газовой отрасли страны ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и газ. При этом постепенное увеличение внутренних цен (которое предполагает осуществить правительство), по мнению эксперта означает, что в этот период «частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность остановки поэтапной либерализации цен».

 

Он также неоднократно указывал на необходимость пересмотра бюджетной политики в части как более жёсткой фиксации бюджетных правил, так и подотчётности бюджета обществу. Учитывая такие структуры как «Самрук-Казына», «Байтерек», а также Нацфонд и все внебюджетные фонды, порядка 40-50% государственных финансов находятся вне контроля со стороны общественности и парламента.

 

«Правительство дает в парламент консолидированную информацию по государственным финансам лишь в виде аналитической записи. Однако аналитические отчеты не имеют смысла, поскольку они не оцениваются и не утверждаются парламентом. Это означает, что правительство может использовать средства без обязательного контроля и блокировки», - отмечал Темирханов.

 

Оценивая резкое ослабление тенге, произошедшее в конце 2024 года, эксперт отмечал, что ситуация продемонстрировала накопленные проблемы в политике Национального банка и правительства страны. Недоверие к тенге и регулярное возникновение необычайно высокого спроса на валюту в Казахстане происходит из-за процикличности бюджетной политики правительства и недостаточности действий со стороны регулятора. Темирханов выступил с не самым популярным в профессиональных кругах решением: «пока не сформируется развитый фондовый и валютный рынок, рассмотреть возможность «управляемого плавающего курса», чтобы устранять резкие отклонения курса тенге от фундаментальных факторов и заякорить курсовые ожидания».

 

«В Казахстане сырьевая экономика и курс тенге обязательно должен плавать вслед за сырьевыми ценами, чтобы избежать больших дисбалансов в экономике. Валютный рынок в стране очень не развит, и Нацбанк в своей курсовой политике должен активнее пользоваться валютными интервенциями, когда курс тенге сильно отклоняется от фундаментальных факторов на валютном рынке», - говорит он.

 

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram