ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ ЕГО РАЗВИВАТЬ
В приоритете - формирование инфраструктуры и подготовка кадров
Фото: pixabay.com
На публичное обсуждение представлен проект Концепции развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы. Рассказываем, как министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности видит это направление.
Готовность страны к внедрению ИИ
Согласно Индексу готовности правительства к искусственному интеллекту на 2023 год, проведенному Oxford Insights, Казахстан находится на 72 месте среди 193 стран, а также на 3 месте в региональном рейтинге по Южной и Центральной Азии после Индии и Турции. По видению авторов концепции, сильные стороны Казахстана для развития ИИ - это доступность данных, цифровой потенциал и адаптивность правовой базы к цифровым бизнес-моделям.
Слабые стороны - отсутствие крупных частных технологических компаний, недоступность венчурного капитала, недостаточные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Также отмечается низкий уровень осведомленности о технологиях искусственного интеллекта: в Казахстане многие люди не знают, как эти технологии работают и как их можно применять в различных отраслях. Этим, по мнению авторов документа, обусловлен низкий уровень спроса на технологические разработки и инновационной активности: казахстанские компании не всегда готовы инвестировать в инновации и использовать технологии искусственного интеллекта.
На решении этих проблем концепция и сосредоточена. По замыслу авторов, в краткосрочной перспективе в Казахстане должна быть создана экосистема искусственного интеллекта, для чего нужно провести работу по четырем направлениям: инфраструктура, данные, человеческий капитал, НИОКР.
Поэтому целями концепции определено «построение экосистемы искусственного интеллекта, формирование благоприятного климата и дальнейшее развитие отраслей экономики с использованием возможностей технологий искусственного интеллекта». Приоритетными отраслями для внедрения ИИ авторы считают государственное управление, здравоохранение, образование, финансы, логистику, сельское хозяйство, промышленность.
Как развивать инфраструктуру
Для развития инфраструктуры ИИ планируется наладить сотрудничество «с технологическими гигантами, которые работают по данному направлению». Впрочем, на начальном этапе, по мнению авторов концепции, «достаточно разместить вычислительные мощности в новом центре обработки данных оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», построенного в целях перехода на платформенную модель цифровизации». В последующем целесообразным определено наращивание вычислительных мощностей, для чего «потребуется строительство не менее одного центра обработки данных, где будет размещено большое количество высокопроизводительных чипов».
«Построение нового суперкомпьютера позволит не только покрыть потребности внутреннего рынка, но также производить экспорт вычислительных мощностей в соседние государства. Отсутствие прямого выхода к морю определяет будущее Казахстана в цифровом пространстве. Для развития экспортного и инвестиционного потенциала необходимо создавать альтернативные маршруты выхода к глобальному интернету. К примеру, Глава государства предложил рассмотреть возможность строительства волоконно-оптической линии связи по маршруту «Россия – Казахстан – Иран» для подключения к существующим международным линиям, проходящим вдоль побережья Индийского океана. Пользуясь географическим положением, можно стать крупнейшим инфраструктурным узлом, соединяющим Европу, Китай, Индию, страны Персидского залива и СНГ», - отмечается в документе.
Правда, в Казахстане есть проблемы с обеспечением связью. Это авторы документа признают и предлагают пути решения. Так, для обеспечения высокой скорости интернета сеть 5G в первую очередь будет обеспечена в точках потенциальных разработок искусственного интеллекта: местах размещения региональных центров Астана Хаб, в TechGarden, в лабораториях искусственного интеллекта ВУЗов и научно-исследовательских организаций. В недоступных для мобильной сети регионах предусмотрено использование негеостационарных спутниковых технологий, что позволит обеспечить все регионы устойчивой связью, достаточной для проведения вычислений по проектам с применением искусственного интеллекта. К 2027 году операторы должны покрыть 5G-сетью 75% городов республиканского значения и 60% областных центров.
Сбор данных на одной платформе
Для такого направления, как данные предусматривается создание Национальной платформы искусственного интеллекта (Платформа ИИ) - на базе «Smart Data Ukimet», где уже сейчас собраны данные из более чем 90 информационных систем государственных органов. Платформа ИИ представляет собой инфраструктуру, инструменты и услуги для разработки, обучения, развертывания и управления решениями на основе искусственного интеллекта. Это позволит прогнозировать и принимать решения на основе достоверных данных. Также на Платформе ИИ также будет собран набор готовых решений, которые будут переиспользованы разработчиками искусственного интеллекта при решении однородных задач. По замыслу, с внедрением Платформы ИИ бизнес получит возможность создавать множество новых продуктов с применением искусственного интеллекта, имея готовые наборы деперсонифицированных данных и возможность арендовать серверные мощности для обучения моделей. А государство сократит затраты на заказы по разработке решений искусственного интеллекта за счет переиспользования существующих моделей и наборов данных, а также будут исключены дублирующие затраты на закуп лицензии. Исследовательские институты смогут иметь доступ к деперсонифицированным данным и инструментам для разработки инновационных проектов.
Где брать кадры для отрасли
Для развития человеческого капитала планируется разработать и разместить в открытом доступе обучающий курс по искусственному интеллекту (с возможностью получения сертификата). Информацию в этом курсе обещают изложить «доступным языком для широкого круга лиц, чтобы сформировать базовое знания об искусственном интеллекте, его технологиях и применимости, возможностях и потенциальных рисках». Также ориентир будет сделан на «взращивание и удержание своих талантов в области разработок продуктов с искусственным интеллектом: вовлечение в эту сферу молодых людей из всех регионов Казахстана, не ограничиваясь городами республиканского значения». Концепция определяет, что «знакомство человека с возможностями и рисками искусственного интеллекта должно начаться уже с детского сада». В дальнейшем, через организованные хакатоны, инкубаторы, летние ИТ-школы, челленджи и олимпиады будут выявляться наиболее перспективные специалисты и стартапы, которым будет оказываться ситуативная поддержка в рамках действующих систем поощрения. А на базе одного из высших учебных заведений (какого именно - не уточняется) предлагается открыть высшую школу искусственного интеллекта с уклоном на практическую подготовку. Высшая школа искусственного интеллекта должна специализироваться как минимум на следующих предметах: «Компьютерное зрение», «Машинное обучение» и «Обработка естественного языка». Для формирования профессорского-преподавательского состава целесообразно привлечь международных специалистов со степенью «PhD» в области искусственного интеллекта.
Наука в ИИ
В развитии НИОКР важнейшей задачей определена разработка и внедрение национальной языковой модели на основе нейронных сетей. Это позволит использовать казахский язык в различных проектах по искусственному интеллекту, снизит зависимость от зарубежных сервисов, позволит нарабатывать отечественную экспертизу по данному направлению, будет способствовать сохранению собственной культуры и ценностей в цифровой среде, а также придаст импульс для развития языковых моделей, входящих в одну языковую группу. Авторы концепции считают, что Казахстан может занять нишу разработок ИИ в таких сферах как медицина, сельское хозяйство, ядерная безопасность, государственное управление, умные города.
Экономика будущего
Для развития экономики ИИ планируется сформировать «качественную институциональную среду, что позволит поддерживать благоприятный климат для развития искусственного интеллекта».
Для этого «будет обеспечено принятие правовой регуляторной базы для развития технологии искусственного интеллекта в соответствии с передовой мировой практикой с учетом интересов государства, бизнеса и граждан».
Определено, что в рамках формирования национальной системы правового регулирования в сфере искусственного интеллекта в первоочередном порядке необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- создание «регуляторных песочниц» для отраслевых решений использования искусственного интеллекта, создание механизмов упрощенного внедрения продуктов искусственного интеллекта;
- недопущение использования продуктов искусственного интеллекта в преступных целях;
- указание на каждой продукции искусственного интеллекта о том, что этот продукт является искусственным интеллектом или создан с помощью искусственного интеллекта;
- обеспечение объяснимости алгоритмов принятия решений искусственным интеллектом;
- совершенствование механизмов распределения ответственности между разработчиком, владельцем, пользователем продуктов искусственного интеллекта;
- развитие инструментов страхования гражданско-правовой ответственности, связанной с разработкой, реализацией и использованием продуктов искусственного интеллекта;
- совершенствование режима оборота данных в целях развития искусственного интеллекта;
- оценка необходимости законодательного регулирования вопросов интеллектуальной собственности на результаты машинного творчества.
Также необходимо принять «этические правила в сфере искусственного интеллекта, предусматривающие соблюдение прав и свобод человека, недопущение всех видов дискриминации вследствие некачественных решений искусственного интеллекта, обеспечение соответствия нравственным, духовным и культурным ценностям Казахстана».
Для ИИ на первом этапе будут обеспечены налоговые льготы. Авторы концепции отмечают, что «на данном этапе нет необходимости введения каких-либо налогов на системы искусственного интеллекта или роботов», поскольку «реализация подобных мер одной из стран может привести к тому, что соответствующие компании перейдут в юрисдикции других стран, где более благоприятные условия для разработки и внедрения искусственного интеллекта». В последующем планируется сформировать национальную систему стандартизации и оценки соответствия в области технологий искусственного интеллекта. А для обеспечения подконтрольности рисков, затрагивающих безопасность человека, которые могут возникнуть при использовании продуктов искусственного интеллекта, в Казахстане будет создана Комиссия по регулированию искусственного интеллекта. В ее функции будет входить оценка продукта искусственного интеллекта на предмет безопасности, соблюдения этических норм, соответствия нормативно-техническим и нормативно-правовым документам, обеспечение прозрачности (объяснимости) алгоритмов. Также Комиссия на регулярной основе будет проводить работу по выявлению рисков, которые несут технологии искусственного интеллекта.
В чем могут быть сложности
В списке ожидаемых проблем авторы концепции обращают внимание на увеличения неравенства в распределении доходов в связи с распространением автоматизации и роботизации. Соответственно, необходимо «задуматься над тем, в каком направлении следует менять законодательство, следует ли планировать глубинную реформу налоговой системы, чтобы компенсировать возможное увеличения неравенства из-за повсеместного внедрения искусственного интеллекта». В будущем «в рамках налогообложения может возникнуть вопрос касательно того, как следует идентифицировать роботов и системы искусственного интеллекта: как искусственных работников, которые должны платить налоги, или же как оборудование (увеличение и обновление которого наоборот должно поощряться)». А «в юридическом аспекте интерес представляет применение подходов из римского права относительно рабовладения по отношению к искусственному интеллекту и роботам». Авторы концепции обращают внимание и на футурологические прогнозы о том, что «с развитием искусственного интеллекта и робототехники людям не придется работать вообще и будет внедрен безусловный базовый доход».
И уточняют - Казахстану изначально необходимо идти по другой траектории развития. Путь Казахстана они определяют так: «Искусственный интеллект и роботы должны не заменять людей, а дополнять их труд. Идея о том, что в будущем человеку не придется трудиться – недопустима. Это противоречит идеи «Общества Всеобщего Труда». Должно повышаться качество труда, удовлетворенность людей от своей работы, но никак не отказ от труда».
UTC+00