ОБЪЯСНЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЛЮБВИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Рассказываем о работах Гэри Беккера.
Фото: newyorker.com
THE TENGE продолжает рубрику выходного дня про известных экономистов, которые сформировали эту науку, а также повлияли на наше представление о ней. В этот раз редакция разбирает вклад Гэри Беккера в развитие теории экономической мысли.
Гэри Беккер внёс значительный вклад в экономическую науку, расширив её границы и применив методы экономического анализа к широкому кругу социальных и человеческих вопросов. Его работы изменили традиционные представления о сфере применения экономической теории и оказали влияние на множество областей социальных наук.
Теория человеческого капитала
«Современную капиталистическую экономику было бы точнее назвать экономикой человеческого капитала или экономикой знаний», - утверждал Гэри Беккер.
До исследований Беккера экономисты полагали, что основные различия в доходах определяются типом выполняемой работы. В свою очередь, теория человеческого капитала внесла новый взгляд, утверждая, что доходы в значительной степени зависят от вложений в профессиональные навыки и знания. Согласно этой концепции, заработная плата растёт параллельно с уровнем образовательных и профессиональных инвестиций.
Экономические достижения как отдельных индивидов, так и целых стран зависят от инвестиций в эту важнейшую форму капитала. Развитие человеческого капитала является ключевым фактором успеха технического прогресса и структурных трансформаций экономик, таких как индустриализация и переход к экономике услуг.
Если технологии выступают двигателем экономики, то человеческий капитал является её топливом. Беккер представил эту концепцию в своей работе «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ с особым вниманием к образованию» (1964), его теория предложила новый взгляд на роль образования и обучения в экономическом развитии. Беккер предложил рассматривать инвестиции в человеческий капитал – такие, как образование, профессиональное обучение и улучшение навыков - аналогично инвестициям в физический капитал. Эти инвестиции, по его мнению, приводят к повышению продуктивности работников и, как следствие, к увеличению их заработка и общему экономическому росту.
Одним из центральных положений теории является идея о том, что люди, которые больше инвестируют в свое образование и профессиональное обучение, получают более высокие доходы. Эти инвестиции приводят к развитию квалификации и навыков, которые делают работников более продуктивными и востребованными на рынке труда. Формальные образовательные достижения, такие как дипломы и сертификаты, служат сигналами для работодателей о потенциале и способности работника, что увеличивает их шансы на получение высокооплачиваемых должностей.
Гэри Беккер первым произвел статистически корректный подсчёт экономической эффективности образования, предоставив важные количественные данные о выгодах инвестиций в человеческий капитал. В своей работе он рассматривал доходы от образования, сравнивая пожизненные заработки выпускников колледжей с доходами тех, кто окончил только среднюю школу.
Он вычитал пожизненные заработки людей, которые не пошли дальше средней школы, из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж. Это позволяло определить прирост доходов, обусловленный получением высшего образования. Беккер учитывал прямые затраты на обучение, такие как плата за обучение, проживание в общежитии и другие сопутствующие расходы. Одним из главных элементов издержек он выделял «упущенные заработки» – доход, который студенты могли бы получать, если бы работали вместо того, чтобы учиться. Эти упущенные заработки представляют собой альтернативные издержки, связанные с использованием времени на учёбу.
По расчётам Беккера, отдача от вложений в высшее образование составляет 12-14% годовой прибыли. Этот показатель демонстрирует высокую экономическую эффективность инвестиций в образование, показывая, что обучение является не только важным социальным, но и значительным экономическим фактором.
В совокупности, теория человеческого капитала не только пересмотрела старые представления о факторах, влияющих на доходы, но и подчеркнула важность образования и обучения как ключевых элементов экономического успеха и социальной мобильности.
Сегодня эта теория нашла свое продолжение в «Индексе человеческого капитала», разработанном экономистами Всемирного банка. Индекс представляет собой интегральный показатель объёма человеческого капитала, который родившийся сегодня ребёнок может накопить к 18 годам, с учётом рисков, связанных с низким уровнем здравоохранения и образования в той стране, в которой человек проживает. Имея значения в диапазоне от 0 до 1, индекс принимает значение 1 только в том случае, если ребёнок сможет достичь полноценного здоровья (определяемого как отсутствие отставания в росте и достижении хотя бы 60-летнего возраста) и полностью реализовать свой потенциал в части получения формального образования (определяемый как получение к 18 годам образования в школе после 14 лет учёбы).
Балл страны отражает степень её удаленности от оптимального показателя полного образования и полноценного здоровья. Если Индекс человеческого капитала страны равен 0,70, это означает, что уровень будущего дохода, на который может рассчитывать ребёнок, составит 70% от того уровня, которого он мог бы достичь при наличии полного образования и полноценного здоровья. По данным на 2024 год, Казахстан расположился на 67-й строчке с индексом равным 0,802.
Экономическое объяснение преступного поведения
Преступное поведение основано на различных стимулах и на предположении, что преступники - обычные люди и не являются физически или психически деформированными, как считали криминологи XIX века. Гэри Беккер в своей работе «Преступление и наказание: экономический подход» (1968) году утверждал, что человек совершает преступление, если чистая ожидаемая выгода от совершения преступления превышает выгоду от законной деятельности. Он также выдвинул свою аналитическую точку зрения, согласно которой, преступная деятельность является рискованной и зависит от вероятности быть пойманным и наказанным, а также от суровости наказания, что, в свою очередь, будет сдерживать преступную деятельность.
Согласно теории Беккера, преступник в своём поведении во многом аналогичен законопослушному гражданину: он стремится максимально эффективно использовать свои человеческие и физические ресурсы. Таким образом, решение стать преступником с точки зрения индивида не отличается от выбора другой профессии, будь то сантехник, плотник или экономист. Личность оценивает чистые затраты и выгоды каждой альтернативы, принимая решение на основе этого анализа.
Совокупные потери общества, как доказал Беккер, минимизируются тогда, когда вероятность раскрытия преступления и тяжесть наказания таковы, что правонарушителями становятся лишь те лица, которые склонны к риску. Иначе говоря, ожидаемые потери от преступления должны превышать добычу от преступления.
Экономика семьи и домашнего хозяйства
Беккер первым предположил, что экономические методы могут быть использованы для анализа поведения в личной жизни. Теория создания семьи, представляет собой инновационный подход к пониманию брачных отношений с позиции экономической рациональности. В своих работах Беккер предложил революционное видение того, как индивиды принимают решения о браке и создании семьи, рассматривая эти процессы как результат рационального выбора, направленного на максимизацию личной полезности и социальных выгод.
«Согласно экономическому подходу, человек решает вступить в брак, когда ожидаемая от брака полезность превышает ожидаемую от холостяцкой жизни или от дополнительного поиска более подходящего партнёра. Аналогично, женатый человек расторгает свой брак, когда ожидаемая от холостяцкой жизни или женитьбы на ком-то другом полезность превышает потерю полезности от разлуки, включая потери из-за физического разлучения с детьми, раздела совместно нажитого имущества, судебных издержек и т. д.».
Разводы, согласно теории Беккера, происходят тогда, когда полезность от сохранения брака оказывается ниже ожидаемых выгод, связанных с его расторжением. Чем длительнее брак, тем ниже вероятность развода, так как супруги накапливают специальный по отношению к данной семье человеческий капитал (навыки, привычки, установки) и её распад сопровождается для них большими потерями. Увеличение числа разводов в развитых странах, по мнению Беккера, вызвано, прежде всего, возросшей активностью женщин на рынке труда, что резко понизило для них издержки, связанные с жизнью вне брака или с попытками повторного создания семьи.
Аналогичным образом Беккер объясняет принцип рождаемости. Согласно Беккеру, решение иметь детей аналогично другим инвестиционным решениям, принимаемым рациональными агентами. Дети рассматриваются как долгосрочное благо для родителей, предоставляющее удовлетворение, однако требующее значительных затрат на их содержание и воспитание, включая как явные, так и скрытые издержки, прежде всего временнЫе. Спрос на детей обратно пропорционален с издержками и положительно коррелирует с уровнем дохода семьи. Однако, увеличение дохода семьи ведет к удорожанию времени, которое родители могут уделить воспитанию. Учитывая теорию упущенной выгоды, при увеличении дохода, родители рационально не желают увеличивать время и затраты на воспитание, что сокращает спрос на детей, который исчисляется рождаемостью.
Выводы
Гэрри Бекер стал лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1992 году за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия». Его работы не только пролили свет на рациональное поведение в рамках брачных и семейных решений, но и показали, что экономический подход может успешно применяться к анализу таких сложных и личностно значимых сфер, как создание и укрепление семейных союзов. Беккер расширил понимание влияния человеческого капитала на экономические результаты, введя понятие «человеческого капитала в семье», и описывая, как различные личностные и экономические факторы влияют на решения о браке, рождении и воспитании детей. Его теории подчеркнули важность рационального выбора и оптимизации в управлении человеческими ресурсами внутри домохозяйств.
UTC+00