«ДЕНЬ ХОЛОСТЯКА» ТЕРЯЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИЗ-ЗА ВЯЛОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
Рост продаж в день шоппинга замедлился
Изображение: freepik
«Китайская чёрная пятница» не смогла похвастаться рекордными продажами на фоне экономических проблем КНР. Как пишет Associated Press, в этом году предприятия и потребители в Поднебесной сочли ежегодный фестиваль шоппинга ко «Дню холостяков» менее привлекательным, так как слабая экономика вынуждает компании электронной коммерции искать покупателей за рубежом. Вместе с тем китайцы преисполнились недоверием к тотальным распродажам, считая, что многие продавцы намеренно завышают ценники перед началом акции, и реальной выгоды в итоге сделок нет. С другой стороны, предприниматели терпят убытки из-за затрат на рекламу и скептицизма среди пользователей и решают не участвовать в фестивале скидок вовсе.
Онлайн-провайдер и платформа электронной коммерции Alibaba впервые запустила акцию распродаж 11 ноября 2009 года, предлагая привлекательные скидки, чтобы побудить покупателей тратить больше. С тех пор этот маркетинговый фестиваль распространился и на другие интернет-магазины в Китае, такие как JD.com и Pinduoduo, а также за рубежом. Долгое время он считался барометром потребительских настроений.
В прошлом День холостяков был однодневным событием, но теперь торговые площадки в Китае запускают фестиваль за несколько недель вперёд, чтобы увеличить объём продаж. Даже некоторые обычные магазины присоединяются к фестивалю, запуская акции и вывешивая рекламные баннеры и плакаты в надежде привлечь покупателей. Однако на фоне вялой внутренней экономики Китая, страдающей от кризиса на рынке недвижимости и дефляционного давления, потребители больше не тратят все свои сбережения во время этого «торгового безумия».
Тем временем, платформы электронной коммерции, столкнувшиеся с замедлением внутреннего рынка, обратились к зарубежным рынкам в поисках нового роста, предлагая такие акции, как бесплатная международная доставка, и позволяя торговцам легко продавать товары по всему миру. Например, Alibaba сообщила в блоге на своём сайте Alizila, что около 70 000 продавцов увидели, как их продажи удвоились благодаря бесплатной международной доставке. В таких странах, как Сингапур и Гонконг, количество новых клиентов также удвоилось, сообщила компания электронной коммерции.
С начала фестиваля в конце октября я потратила всего несколько сотен юаней на предметы первой необходимости, — сказала Ван Хайхуа, владелица фитнес-центра в столице Пекине.
Ван сказала, что цены, предлагаемые на платформах электронной коммерции во время Дня холостяков, не обязательно дешевле, чем обычно.
Это всё уловки, и мы их раскусили за эти годы, — сказала она.
Чжан Цзевэй, 34-летний владелец парикмахерской в городе Сиань, разделяет мнение Ван, заявив, что он больше не доверяет акциям Дня холостяков, поскольку некоторые продавцы склонны повышать обычные цены, прежде чем предлагать скидку, создавая у покупателей иллюзию выгодной покупки.
Раньше я покупал много всего два-три года назад, и даже покупал мобильный телефон, — сказал он. — Однако после пандемии коронавируса остановился из-за снижения дохода.Я ничего не собираюсь покупать в этом году.
Некоторые эксперты говорят, что недавние стимулирующие меры Пекина оказали незначительное влияние на повышение потребительской уверенности.
Люди не заинтересованы в тратах и сокращают расходы на крупные покупки, — сказал Шон Райн, основатель и управляющий директор China Market Research Group в Шанхае. — С октября 2022 года слабая экономика означает, что весь год действуют скидки, 11.11 не принесёт больше скидок, чем в предыдущий месяц.
Райн ожидает низкого роста для фестиваля шоппинга «День холостяка», поскольку потребители сокращают расходы в преддверии грядущих экономических трудностей. Однако такие категории, как спортивная одежда и фитнес, показывают хорошие результаты, поскольку клиенты «меняют сумку Gucci на спортивную одежду Lululemon».
Джейкоб Кук, генеральный директор консалтинговой компании по электронной коммерции WPIC Marketing + Technologies, сказал, что, несмотря на спад в сегменте роскоши, фестиваль шоппинга всё же показал хорошие продажи товаров премиум-брендов в таких категориях, как товары для мам и детей, средства личной гигиены и игрушки, а также товары для отдыха и спорта.
Произошёл явный сдвиг в приоритетах потребителей в сторону впечатлений, хобби и здоровья, — сказал Кук. — Благодаря рекордным субсидиям платформ и щедрым программам для участников, таким как 88VIP от Alibaba, потребители на самом деле отдали предпочтение товарам премиум-брендов на этом фестивале.
Ранее такие платформы, как JD.com и Alibaba, публиковали общую стоимость транзакций на фестивале, но прекратили делать это с 2022 года. В то время как годовой рост ранее достигал двузначных значений, последние оценки показывают снижение до низких однозначных показателей роста. По оценке компании Syntun, которая занимается предоставлением данных, валовой объём продаж на крупных платформах электронной коммерции в прошлом году вырос всего на 2%, составив 1,14 трлн юаней ($156,40 млрд), что далеко от двузначного роста до пандемии COVID-19.
Alibaba также владеет популярными платформами электронной коммерции Taobao и Tmall. Некоторые продавцы, которые обычно принимали участие в фестивале, утверждают, что высокие затраты на рекламу больше не окупаются из-за снижения продаж. Чжао Гао, владелец швейной фабрики в восточной провинции Чжэцзян, сказал, что после оплаты рекламы на платформах электронной коммерции он едва выходит в ноль по итогам продаж.
У платформ столько правил для проведения акций, а покупатели стали более скептичны, — сказал он. — Как продавец, я больше не участвую в распродажах на День холостяков.
Другой продавец, Ду Баонянь, управляющий пищевой компанией по переработке баранины во Внутренней Монголии, сказал, что покупатели тратят меньше, и его общие продажи упали на 15% по сравнению с прошлым годом. Он по-прежнему участвует в акциях на День холостяков, но отметил, что высокие расходы не приносят должных результатов из-за медленных продаж.
Мы видим сокращение доходов, но реклама на платформе помогает нам удерживать лидирующие позиции по продажам, — сказал он, добавив, что рассматривает возможность размещения рекламы на большем количестве платформ электронной коммерции для охвата большего числа потребителей.
UTC+00