finance.kz

БЮДЖЕТ 2024-2026. ЧТО С НИМ НЕ ТАК?

Нижняя палата Парламента Казахстана Мажилис сегодня на пленарном заседании одобрила республиканский бюджет на 2024-2026 годы, где есть очень много нюансов и нестыковок. С коллегами с телеграм-канала TENGENOMIKA разбираемся, что не так с нашим главным финансовым документом страны.
БЮДЖЕТ 2024-2026. ЧТО С НИМ НЕ ТАК?

Статья основана на публикациях про бюджет телеграм-канала TENGENOMIKA.


ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА


Во-первых, про сам проект бюджета вызывает вопросы в плане контроле будущих проблем с дефцитом:


📍 2024 год (здесь и далее % изменение к предыдущему году)

Доходы: 20,2 трлн тенге (оценка 19,3 трлн тенге или +4,7%)

Расходы: 23,3 трлн тенге (оценка 22,5 трлн тенге или +3,5%)

Дефицит: 3,5 трлн тенге (+9,4%) 

Трансферты с Нацфонда: 3,6 трлн тенге (оценка 4,0 трлн тенге в 2023 году)


Однако, в отчете Минфина об исполнении республиканского бюджета на 1 августа 2023 года при этом указаны старые данные по доходам и расходам и не соответствуют обновленным параметрам.


📍 2025 год

Доходы: 19,9 трлн тенге (-1,5%)

Расходы: 23,5 трлн тенге (+0,85%)

Дефицит: 3,7 трлн тенге (+5,7%)

Трансферты с Нацфонда: 2,0 трлн тенге (-44,4%)


📍 2026 год

Доходы: 20,9 трлн тенге (+5,0%)

Расходы: 24,9 трлн тенге (+6,0%)

Дефицит: 4,0 трлн тенге (+8,1%)

Трансферты с Нацфонда: 2,0 трлн тенге (без изменений)


Согласно данному прогнозу параметров РБ в 2024 году правительство изымет с Нацфонда Казахстана в качестве целевых трансфертов 1,6 трлн тенге в дополнение к гарантированному трансферту в 2,0 трлн тенге. При этом, ожидается, что уже в 2025 и 2026 годы останутся только гарантированные трансферты, но при этом, дефицит бюджета продолжит расти и достигнет 4 трлн тенге в 2026 году. При этом, за три года в среднем рост дефицита бюджета составляет 7,7%, в то время средний рост доходов бюджета составит всего 2,7%. Не совсем понятно, за счет чего будет финансироваться растущий дефицит бюджета в последующие годы и не станет ли этом очередным прикрытием для использования средств Нацфонда и новых пересмотров и уточнений бюджета, что в принципе стало нормой для правительства. 


ПРОГНОЗЫ МИНФИНА


Минфин Казахстана, который является разработчиком проекта закона «О республиканском бюджете на 2024 – 2026 годы» в пояснительной записке пишет, что опирается на прогноз макроэкономических показателей страны на 2024 – 2028 годы, который сформирован с учетом отчетных данных по ВВП за 2022 год и уточненной оценки 2023 года, прогнозов международных организаций по росту мировой экономики и тенденций изменения мировых цен на товарных рынках.


По базовому сценарию реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 5,3% в 2024 году с последующим увеличением до 6% в 2026 – 2028 годах. То есть, среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 5,8%. В свою очередь, номинальный ВВП по прогнозам вырастет с 135 трлн тенге в 2024 году до 218,5 трлн тенге в 2028 году или увеличение в 1,6 раз за 4 года. 


Мы задаёмся простым вопросом: за счет чего наша экономика будет расти подобными темпами, учитывая высокую зависимость доходов бюджета от сектора нефти и газа, а также от поступлений трансфертов с Нацфонда? Еще больше нас волнует, будет ли такой экономический рост качественным и устойчивым или же будет обеспечен в основном за счет увеличения государственных расходов и госстимулов? 


Может быть, в правительстве полагают, что поручение Президента обеспечить правительству рост экономики на 6% ежегодно можно уже закладывать в прогнозы. 


📍 Во-первых, в прогнозе утверждается, что среднегодовой рост реального ВВП по базовому сценарию, при стоимости нефти по 80 USD за баррель, составит 5,8%. При этом, прогнозные данные по годовой потребительской инфляции на 2024-2028 годы закладываются в среднем на уровне 5,7%, что выглядит чересчур оптимистичным, а недооценка инфляции будет «съедать» высокий номинальный экономический рост. 


📍 Во-вторых, основными драйверами экономического роста выступают рост кредитования экономики со стороны БВУ на 14,8% в среднем ежегодно и его увеличение в 1,7 раза к 2028 году по сравнению с 2024 годом. С другой стороны, другими драйверами станут рост таких отраслей торговля (в среднем 7,4% ежегодно) и обработка (4,9%), а также строительство (8-9%). Но, при этом слабый ежегодный рост импорта всего на 2% в среднем за прогнозируемый период вызывает вопросы, поскольку расширение выпуска в вышеупомянутых отраслях традиционно сильно зависит от роста импортных товаров. Или же в МНЭ полагают, что эти сектора способны избавиться от существующей импортной зависимости. 


📍 В-третьих, из прошлого пункта вытекает, что по базовому сценарию «бурный» экономический рост в прогнозном периоде будет, ко всему прочему, достигаться и за счет реального сектора и сферы услуг, которые в среднем (2024-2028 гг) будут расти на 5,8% и 6,3% соответственно. Самое интересное в прогнозе роста по отраслям: АПК – средний рост в 4,5%, Горнодобывающая отрасль – 3,1%, обрабатывающая отрасль – 4,9%, строительство – 8-9%, торговля – 7,4%, транспорт и складирование – 6,0%, информация и связь – 7,8%. Больше всего вызывают вопросы высокий среднегодовой рост сектора АПК, где достаточно много экзогенных (неуправляемых) факторов в виде урожайности, погодных условий, внешнего спроса.


📍 Наконец, отдельно еще раз отметим, что выпуск в секторе строительства, который был существенно поддержан стимулами со стороны государства в виде пенсионных денег и действующих льготных ипотечных программ за последние два года действительно показал высокий рост (7,6% в 2021 году и 9,4% в 2022 году), но их осуществление вылилось в разгон инфляции в секторе. 


❗️ В целом, нам показалось, что оптимистичный прогноз по экономике Казахстана от МНЭ вызывает достаточно серьёзные вопросы, особенно по части учёта будущего влияние инфляционных процессов по мере роста экономики за счет почти удвоения кредитования экономики и отдельных отраслей, которые в том числе будут способствовать росту госрасходов, которые традиционно вносят вклад в инфляцию при положительном фискальном импульсе. Наконец, бурный рост таких секторов, как строительство (инфраструктура и жилое строительство) и АПК маловероятно без участия гос-ва поскольку они де-юро контролируются государством, а их рост означает расширение стимулов и всплеск инфляции, как уже было раньше.  


ЕЩË О ПРОГНОЗАХ


Проблемой прогноза МНЭ является серьезная недооценка проинфляционных факторов и отсутствия реалистичного прогноза по потребительской инфляции (5,7% в среднем за 5 лет). 


🔺 Почти 2-х кратный рост кредитов экономике со стороны БВУ или в 1,7 раз за период с 2024 по 2028 годы. В теории, больше кредитов экономике означает больше экономической активности и увеличение цен в экономике. Ценовое давление будет еще сильнее если при отсутствии соответствующего роста продукции и услуг, у экономических агентов за счет кредитов появится больше денег. 


🔺 Темпы роста госрасходов превышают поступления в бюджет, что отчетливо  наблюдается из постепенного расширения дефицита бюджета до 4 трлн тенге в 2026 году с 3,2 трлн тенге в текущем году. Это будет фактором возможного роста госрасходов или же трансфертов с Нацфонда. Как итог, расширение денежной массы и дополнительный проинфляционный фактор. 


💡 Во-вторых, другой проблемой прогноза является её несогласованность и даже нелогичность по части темпов роста секторов. Исходя из прогноза основными драйверами для экономики выступят такие сектора как торговля (средний рост за 5 лет - 7,4%), строительство (средний рост за 5 лет - 8,8%), а также обрабатывающая промышленность (4,9%). 


❗️ Все дело в том, что по логике отрасль торговли «торгует» продукцией обработки или же импортируемых товаров. Однако, средний годовой темп роста импорта за 2024-2028 годы всего в 2% и более слабый рост обработки в 4,9% никак не объясняют за счет чего такими высокими темпами растёт торговля. 


Наконец, еще раз отдельно выделим всеми любимую «стройку», которая во многих развивающихся странах является сектором, который можно легко накачать госпомощью, и который, в свою очередь, вносит ощутимый вклад в рост ВВП. Поэтому, нам видится, что за высокими темпами строительного сектора почти на 9% ежегодно скрывается будущее накачивание средствами из бюджета посредством классической финансовой репрессии. Это, к слову, является еще одним дополнительным проинфляционным фактором, ввиду высокой зависимости от импорта, но, почему-то, никак не выражается в его росте. 


Таким образом, почти полное игнорирование потребительской инфляции и её факторов в прогнозе является бесспорным. С одной стороны, есть монетарный источник в виде роста кредитов экономике почти в два раза, а с другой стороны, ожидаемый более высокий рост госрасходов. Ну и напоследок, не забываем, про относительно высокий темп рост для секторов, которые существенно зависят от а) импорта б) госбюджета. 


НАЦФОНД


Новая схема «разбазаривания» средств Нацфонда Казахстана. Коллеги из Halyk Finance обратили внимание на БОЛЬШУЮ проблему с управлением средств Нацфонда Казахстана, которая нарушает саму концепцию и цель создания Фонда будущих поколений казахстанцев.   


В своём отчете они пишут, что начиная с 2017 и до декабря 2022 года в Казахстане существовало ключевое и очень важное бюджетное правило – деньги из Нацфонда должны поступать в экономику Казахстана только через республиканский бюджет в рамках стандартных бюджетных процедур и только с одобрения и контроля со стороны парламента. 


Во-первых, в декабре 2022 года это правило было изменено и Нацфонду разрешили напрямую (не через бюджет) покупать облигации ФНБ «Самрук-Казына» по низким нерыночным ставкам. 


Во-вторых, недавно Нацфонду разрешили напрямую покупать акции нацкомпании «КазМунайГаз» по заниженной нерыночной стоимости, внимание!!! для финансирования республиканского бюджета.


В целом, вся эта катавасия, на наш взгляд, выглядит следующим образом: вероятно, в правительстве решили для снижения целевых трансфертов в республиканский бюджет, которое оказывает влияние на рост дефицита бюджета и, что важно, обязательно проходит через утверждение Парламента, решить вопрос с привлечением средств Нацфонда через другие схемы, покупку облигаций по льготной ставке Фонда Самрук-Казына, а также покупку акций нацкомпании КМГ. 


С одной стороны, теперь правительство может по собственному усмотрению и для финансирования своих нужд, а также без утверждения законодательного органа (Парламента Казахстана) использовать средства Нацфонда с помощью квазигоссектора. 


С другой стороны, получается, что, покупая акции КазМунайГаза, Нацфонд, по своей сути, будет инвестировать средства будущих поколений в нефтяную отрасль, в том числе принимать на себя все риски, которые есть у этой компании, такие как страновой, волатильность цены на нефть, а также корпоративное управление. Более того, нам не совсем понятно, как покупка акций КМГ связана с финансированием республиканского бюджета, если средства от продажи этих акций пойдут в распоряжение компании.


Наконец, направление средств Нацфонда по решению правительства и без какой-либо подотчётности Парламенту создаёт, по нашему мнению, параллельный непрозрачный бюджет, который а) финансирует Фонд Самрук-Казына, чтобы тот в свою очередь инвестировал в важные по мнению Правительства проекты б) напрямую инвестирует средства в акции нефтяной нацкомпании.


Сложно сказать на первый взгляд, существуют ли в мире какие-то аналоги такой формы привлечения средств из буффера. Здесь не берем в расчёт Фонд нацблагосостояния России, который уже не первый год покупает финансовые инструменты на рынке. Ситуация в РФ является аномальной в условиях санкционных ограничений и кардинально отличается от нашей.  


Проблему роста доходов бюджета и увеличения дефицита бюджета в ближайшие годы, которые пытаются скрыть через использование средств Нацфонда, то есть обходным путём, а не через госбюджет и целевые трансферты, подтвердили в самом Минфине. 


UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram