finance.kz

ЧЁРНАЯ ДЫРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ: КАК РАСТЁТ БЮДЖЕТНЫЙ РАЗРЫВ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

Растущие расходы покрывают лишь насущные проблемы, а не программы развития.

Национальный банк опубликовал ежегодный Отчёт о финансовой стабильности Казахстана. Исходя из представленных данных, проблема нарастающего бюджетного разрыва была очевидна по меньшей мере еще год назад, однако, судя по продолжающейся политике правительства в этом году, никаких мер по её решению в кабмине решили не предпринимать.

 

Недобор по налогам закрыли Нацфондом

 

В 2023 году поступления государственного и республиканского бюджета сложились значительно ниже плановых значений. Это, соответственно, увеличило дефицит бюджета. Недостаток средств в казне пополнили за счёт дополнительного изъятия валютных активов Нацфонда через приобретение акций КМГ и последующей выплатой дивидендов АО ФНБ «Самрук-Қазына» в республиканский бюджет.

 

При этом доля трансфертов из Нацфонда  в поступлениях республиканского бюджета снизиласьс 23,8% в 2019 году до 15,9% в 2023. Однако, поскольку темпы роста расходов бюджета оставались неустойчивыми, всё же пришлось дополнительно привлекать новые трансферты.


бюджет-поступления-2.jpg

 

Дефицит республиканского бюджета по итогам 2023 года составил ₸3,1 трлн, или 2,6% к ВВП, увеличившись в номинальном объеме на 30,5% по сравнению с 2022 годом. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета в 2023 году составил ₸8,8 трлн, или 7,4% к ВВП, снизившись по отношению к ВВП на 1,2% по сравнению с 2022 годом. Однако с учётом приобретения акций КМГ ненефтяной дефицит по-прежнему остаётся на высоком уровне - ₸10 трлн тенге, или 8,4% к ВВП, что значительно выше целевого значения в 6,7% к ВВП согласно Концепции управления государственными финансами до 2030 года.

 

Почему бюджет теряет доходы

 

Налоговые поступления в государственный бюджет в 2023 году составили ₸18,9 трлн, увеличившись за год на 27,4%. Наибольший вклад в рост налоговых поступлений внесли поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС), корпоративный подоходный налог с субъектов крупного предпринимательства, зачисляемый в республиканский бюджет, (КПН РБ) и индивидуальный подоходный налог с физических лиц (ИПН). В 2023 году они составили ₸5,7 трлн, ₸3,9 трлн и ₸2 трлн соответственно.


Налоговые поступления в государственный бюджет в 2023 году, трлн тенге

 

бюджет-поступления-1.jpg


При этом суммарное неисполнение по данным категориям составило порядка ₸1,2 трлн. Именно поэтому правительством и было принято решение о привлечении дополнительных средств Нацфонда для финансирования республиканского бюджета через покупку акций КМГ на ₸1,3 трлн.

 

Несмотря на значительный рост доходов, разрыв между расходами и доходами республиканского бюджета остаётся существенным. Стоит отметить что в 2023 году бюджетные правила, направленные на ограничение темпов роста расходов, не применялись при уточнении республиканского бюджета. Так, расходы республиканского бюджета на 2023 год, сформированные в размере ₸21 трлн, были увеличены при уточнении республиканского бюджета на ₸1,5 трлн - до ₸22,5 трлн. Увеличение расходов бюджета происходило, в том числе, за счёт привлечения дополнительных целевых трансфертов из Нацфонда в размере ₸800 млрд.

 

На что срочно требовались деньги

 

Расходы государственного бюджета растут активно. В 2023 году они составили ₸28 трлн, или 23,5% к ВВП, увеличившись на 24,7% по сравнению с 2022 годом. Наибольший вклад в рост расходов государственного бюджета внесли расходы на образование, которые в 2023 году составили ₸5,8 трлн, или 4,9% к ВВП, увеличившись на 28,4% по сравнению с 2022 годом. Значительными остаются и расходы на социальную помощь и соцобеспечение – ₸5,3 трлн, или 4,5% к ВВП (увеличение на 18,2% по сравнению с 2022 годом). Наибольший рост расходов в 57,2% в 2023 году пришелся на расходы с бюджетной классификацией «прочие» – ₸1,6 трлн. Также значительно выросли расходы государственного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, которые в 2023 году увеличились на 41,5%, составив ₸2 трлн. Расходы на обслуживание государственного долга выросли на 37,4% по сравнению с 2022 годом и составили ₸1,9 трлн, или 1,5% к ВВП.

 

При этом основной долей расходов государственного бюджета остаются текущие расходы. В 2023 году они составили ₸22,1 трлн, или 18,6% к ВВП. Доля капитальных затрат остается незначительной – ₸4,4 трлн, или 3,7% к ВВП. Большие текущие расходы и высокая доля социальных затрат значительно снижают гибкость фискальной политики в долгосрочной перспективе с точки зрения возможности корректировки и секвестирования расходов в случае возникновения кризисных ситуаций. При этом, подчёркивают в Нацбанке, текущие расходы не приносят долгосрочной отдачи, а лишь поддерживают текущее потребление, не создавая предпосылок для долгосрочного экономического роста.


Расходы государственного бюджета в экономической классификации, % к ВВП


бюджет-расходы-1.jpg

 

Занимаем везде и у всех

 

Правительственный долг по итогам 2023 года составил ₸24,9 трлн, или 20,7% к ВВП. Это – вполне устойчивая динамика по отношению к ВВП, и считается разумным пределом, не несущим угрозы.

 

Однако риски возникают с другой стороны. В 2023 году не просто сохранилась, но и усилилась неравномерная срочная структура погашений ГЦБ, за счёт краткосрочных погашений по облигациям, выпущенным в 2023 году, и еврооблигациям, ожидающим крупных погашений в период с 2024 до 2027 года. Несбалансированный график погашений имеет значительный эффект на возможный рост риска рефинансирования.

 

Валовая потребность в долговом финансировании растет, преимущественно за счет роста объёмов погашений долга


бюджет-долг-1.jpg


По итогам 2023 года пять выпусков облигаций были укрупнены до эквивалента в $1 млрд. А, согласно плану выпуска государственных ценных бумаг министерства финансов на 2024 год, планируется укрупнение, в том числе за счет доразмещения, ещё как минимум восьми выпусков в рамках включения ГЦБ Казахстана в индекс GBI-EM.

 

Доля рыночных инвесторов в 2023 году увеличилась, но - за счёт активного участия банков второго уровня на первичном и вторичном рынке ГЦБ. Именно БВУ стали крупнейшими покупателями бумаг МФ РК на первичном рынке, опередив ЕНПФ. Банки второго уровня приобрели 54,4% от всех размещенных облигаций МФ РК за 2023 год, ЕНПФ  – 27,2%, организации, активы которых находятся под управлением НБРК  – 11,7% от всего объёма. Именно они являются тремя крупнейшими инвесторами на первичном аукционе облигаций МФ РК не только в 2023 году, но и в предыдущие годы. При этом БВУ приобретали бумаги практически всех срочностей, с наибольшим количеством бумаг в категории от 5 до 10 лет (22,3% от всех бумаг МФ РК, размещенных в 2023 году). Клиенты НБРК так же, как и клиенты БВУ, приобретали в большинстве среднесрочные бумаги от 5 до 10 лет (6,3% от всех размещенных бумаг МФ РК). ЕНПФ приобретал ГЦБ со срочностью от 5 до 10 лет (16,9%) и от 10 лет (7,1%).

 

Структура портфеля ГЦБ МФ РК на балансе БВУ


бюджет-гцб-1.jpg


Долговая нагрузка на республиканский бюджет выросла по сравнению с 2022 годом на 55,6%. В связи с увеличивающимся объёмом погашений, валовая потребность в долговом финансировании республиканского бюджета составила ₸5,6 трлн, увеличившись на 40% по сравнению с 2022 годом. А за последние 5 лет наибольшим фактором роста потребности в долговом финансировании является рост объёма погашений (44% от всей доли в 2023 году). При этом она восполняется в большей части (на 91,5% в 2023 году) привлечением внутренних займов в виде выпуска казначейских бумаг и в меньшей доле (на 4,5%) – привлечением внешних займов в виде кредитов от международных финансовых организаций и иностранных государств. Суммарно, в 2023 году МФ РК привлек ₸5,09 трлн на внутреннем рынке ГЦБ. В целом, по итогам 2023 года объём ГЦБ МФ РК в обращении, номинированных в тенге, составил ₸17,6 трлн, а средневзвешенная срочность бумаг в обращении снизилась с 6,1 лет в конце 2022 года до 5,7 лет в конце 2023 года. Доля бумаг со сроком погашения от 5 до 10 лет составила 31,7% в 2023 году, тогда как в конце 2022 года доля составляла только 21,9%.

 

При этом долговая нагрузка на республиканский бюджет уже растёт. В 2023 году расходы на обслуживание правительственного долга составили ₸1,8 трлн, увеличившись на 35,4% по сравнению в 2022 годом. Отношение расходов на обслуживание правительственного долга к ненефтяным поступлениям республиканского бюджета составило 14,8%, увеличившись на 1,8% с 2022 года. Основной же пик погашений придётся на 2025-2027 годы.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram