finance.kz

ЧТО ВКЛЮЧИЛИ В ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Правительство пошло на уступки, подчеркнув, что бюджет потеряет деньги.

Проект нового Налогового кодекса вышел на «стадию принятия» - в среду депутаты мажилиса на пленарном заседании начали рассмотрение документа в первом чтении. Всё это время дискуссии по налоговой реформе сопровождались высказыванием недовольства со стороны бизнес-сообщества, а накануне с заявлением выступила и фракция партии Amanat, представляющая парламентское большинство. Депутаты заявили о своём несогласии с рядом положений проекта кодекса, которые правительство называло принципиальным.

 

Как оказалось, компромиссы уже найдены. Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин, выступая на пленарном заседании, перечислил эти позиции. Базовая ставка НДС – 16%; порог постановки на учёт по НДС - ₸40 млн (предлагалось ₸15 млн); социально-значимые продукты питания, книгопечатание, археология освобождаются от уплаты НДС; в социальной сфере, в здравоохранении правительством будет определен социальный список медикаментов освобожденных от НДС; НДС будут обложены только платные медицинские услуги по ставке 10%; КПН в социальной сфере - 5% с 2026 года и 10% с 2027 года; банковские операции будут обложены НДС; по специальному налоговому режиму будет введен не разрешительный, а запретительный список; по сельхозтоваропризводителям остаётся действующий режим налогообложения; обрабатывающая промышленность будет облагаться по ставке КПН 20%.

 

Комментируя компромисс, Жумангарин заметил, что от пересмотра порога постановки на учёт по НДС «мы теряем 160 тысяч новых налогоплательщиков и недобираем ₸400 млрд дополнительных поступлений».

 

В новом кодексе сокращается количество собственно налогов, платежей и сборов. Налогов будет 11 вместо 12, 2 платы из 10 предлагается к исключению: платы за размещение рекламы и за пользование лицензиями. Также объединяются 3 платы: за пользование водными ресурсами, за лесные пользования и за пользование животным миром. Вместо нх будет плата за использование природных ресурсов. Количество ставок в этих платах будет сокращено на 77. Также сокращаются 6 видов сборов, по которым будут исключены 34 вида ставок. Исключаются 5 видов госпошлин, ставки по ним будут сокращены на 51.

 

«Мы оптимизируем налоговые льготы. По данным налоговых деклараций признаны льготами 453 нормы на сумму ₸3,4 трлн. На сегодня предлагается отменить 128 налоговых льгот на сумму более ₸1,3 трлн. Кроме того, мы создаем более прозрачную новую систему в этом вопросе. Даем понятие налоговой льготы. Прописываем условия предоставления, продления, сокращения льгот. Ежегодно будет проводится мониторинг их эффективности», - уточнил Жумангарин.

 

В новом кодексе дифференцируются налоговые ставки. Помимо ставки НДС, вводится дифференцированный КПН. Так, его базовая ставка сохраняется на уровне 20%, но для отдельных секторов будет установлена повышенная ставка. В частности, для банковского и игорного секторов ставка составит 25%, для финансового лизинга и социальной сферы предлагается ставка в 10%, для сельхозтоваропроизводителей ставка остается на уровне 3%.

 

Для физических лиц предусмотрено введение прогрессивной ставки индивидуального подоходного налога. Так, предлагается установить повышенную ставку 15% для работников, чей годовой доход превышает 8 500 МРП.

 

Доходы по государственным ценным бумагам будут облагаться по ставке КПН в размере 10% (сейчас они освобождены от налогообложения). Также предлагается налогообложение доходов по ценным бумагам квазигосударственного сектора. При этом, для поддержки реального сектора экономики и привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, доходы от ценных бумаг холдинга «Байтерек» предлагается освободить от налогообложения до 2030 года. Это, как посчитали в правительстве, позволит ежегодно вливать в экономику по ₸10 трлн финансовых средств.

 

«Мы предусмотрели дополнительные стимулы для инвесторов, в том числе для геологоразведки. Мы предлагаем 100%-ные вычеты по затратам на строительство, покупку оборудования и программного обеспечения, а также на их реконструкцию и модернизацию. Планируется разрешить использование вычетов на расходы по разведке в рамках действующих контрактов или вне их. Также предлагается ввести нулевую ставку НДПИ до 5 лет для разработки новых низкорентабельных частей месторождений. Вводятся налоговые преференции для переработки твердых полезных ископаемых. Для зрелых нефтяных месторождений предлагается альтернативный налог на недропользование. Экономия от налоговых льгот не останется у недропользователей. Предусмотрен запрет на получение дивидендов. Средства будут направлены на инвестиции в добычу и развитие региона — улучшение инфраструктуры, обучение местных кадров и поддержку научных исследований», - подчеркнул Жумангарин.

 

В проекте кодекса реформируются специальные налоговые режимы – из действующих семи СНР останется три: новый льготный режим для самозанятых, СНР на основе упрощенной декларации, СНР для крестьянских и фермерских хозяйств.

 

Повышенное налогообложение будет установлено для отдельных категорий товаров, в виде своего рода «налога на роскошь». Так, ставки налога на имущество будут увеличены, если стоимость недвижимости превышает ₸450 млн, предусмотрено введение акцизов на легковые автомобили стоимостью более ₸75 млн, а также на дорогие морские суда и летательные аппараты. Предлагаются акцизы в размере 10% на дорогие алкогольные напитки и сигары.

 

«Предлагается сервисная модель работы с налогоплательщиками. Налоговое администрирование перестанет быть карательным. Акцент будет направлен на внедрение так называемого «фискального» сопровождения от колыбели до закрытия. При этом будет сокращена на 30% налоговая отчетность. Мы предлагаем кардинально изменить подходы при камеральном контроле. Если сейчас это больше контрольный подход, то в будущем эта процедура будет носить предупредительный характер, из сферы устранения нарушений в сферу выявленных расхождений. Изменятся подходы и в принудительном взыскании налоговой задолженности. Важным моментом является то, что теперь мы не будем блокировать всю деятельность бизнеса из-за незначительных сумм налогов», - рассказал Жумангарин.

 

Также предусматриваются изменения для усиления борьбы с дроблением бизнеса. Так, компании, учредители или руководители которых ранее были привлечены к ответственности за серьезные налоговые нарушения, не смогут зарегистрировать новое юридическое лицо. А для улучшения качества налогового администрирования предложено, чтобы комплексные налоговые проверки назначались только в случае, если налоговая нагрузка на предприятие будет ниже среднего уровня по отрасли и региону.

 

«Предлагаемая налоговая реформа направлена на недобросовестных налогоплательщиков, скрывающих свои доходы, а также на усиление справедливости налогообложения. Богатые должны платить больше. Что мы получим от налоговой реформы? Результат будет ощутимым. Дополнительно ₸4-5 трлн налоговых поступлений в год. Снижение зависимости от Национального фонда. Бюджет станет самодостаточным. Да, изменения могут повлиять на инфляцию, но этот эффект будет временным и исчерпается за год. По нашим расчётам, дополнительная инфляция составит в коридоре 2,5-3%», - подытожил Жумангарин.


После почти четырёхчасового обсуждения, депутаты одобрили проект кодекса в первом чтении. Дальнейшие дискуссии над детализацией норм нового налогового кодекса продолжатся в рабочих группах мажилиса при подготовке документа ко второму чтению.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram