КАК ОБЪЕДИНЯТЬ БИЗНЕС И НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОНЫ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
Рассказываем, как правильно ее проводить и ничего не нарушить
Фото: pixabay.com
Не всегда объединение бизнесов может проводиться только по решению его собственников. Есть условия, при которых на такое объединение должно дать свое согласие государство - экономическая концентрация. Объясняем, что это такое и как ее проводить на законных основаниях.
Что означает «экономическая концентрация»?
Экономическая концентрация - это, как правило, слияние бизнеса, которое в результате позволяет получить контроль над коммерческой деятельностью субъектов рынка, в том числе на основании договоров о доверительном управлении, о совместной деятельности, договора поручения.
Происходящее в результате концентрации объединение капитала и иных ресурсов, может являться одним из факторов повышения эффективности некоторых компаний и отраслей. Но вместе с тем, при определенных условиях, осуществление таких действий может приводить к отрицательному эффекту для конкуренции на рынке в целом. Поэтому процессы экономической концентрации находятся под пристальным вниманием антимонопольного органа.
Почему слияние бизнеса нужно согласовывать
Цель согласования - избежать создания монополии или доминирующего положения для отдельного субъекта рынка. Поэтому регулирование экономической концентрации ориентировано на создание благоприятных условий за счет принятия превентивных мер, предупреждающих риски возникновения чрезмерной рыночной власти у отдельных субъектов предпринимательства.
Это прописано и в законах: Предпринимательский кодекс определяет, что согласование экономической концентрации - это предупреждение «возникновения монопольного положения и (или) ограничения конкуренции».
Как понять бизнесу, подпадают ли они под это понятие?
Признаки экономической концентрации указаны в пункте 1 статьи 201 Предпринимательского кодекса. Они таковы:
⁃ реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения;
⁃ приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась) акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка. Однако это требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании;
⁃ получение в собственность, владение и пользование, в том числе в счет оплаты (передачи) уставного капитала, субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество;
⁃ приобретение субъектом рынка прав (в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения), позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка при ведении им предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
⁃ участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка при условии определения указанными физическими лицами в данных субъектах условий ведения их предпринимательской деятельности.
Согласование антимонопольного органа требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства.
Как и куда подавать заявку на получение разрешения об экономической концентрации
Согласовывает такие сделки Агентство по защите и развитию конкуренции. Перечень необходимых документов прописан в Предпринимательском кодексе (статьи 204 и 207).
Как проходит процедура дачи согласия либо отказа
Антимонопольный орган в течение 10 календарных дней проверяет полноту документов, и в течение 30 календарных дней (с даты подачи ходатайства) принимает решение о согласии на экономическую концентрацию либо запрете с мотивированным заключением.
Можно ли оспорить решение в случае отказа
Возможность защиты собственных прав установлена на уровне гражданского законодательства. Согласно статье 8 Гражданского процессуального кодекса, каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Кроме того, процедура обжалования решений антимонопольного органа предусмотрена на уровне Правил оказания государственной услуги «Рассмотрение ходатайств о согласии на экономическую концентрацию».
Если концентрация произошла без согласования - какие санкции предусмотрены
На такой случай предусмотрена административная ответственность на уровне статьи 161 Кодекса об административных правонарушениях. Неправомерные действия субъектов рынка при экономической концентрации влекут штраф на физических лиц в размере восьмидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 200 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 320 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1600 МРП.
Непредставление или несвоевременное представление уведомления в антимонопольный орган влечет штраф на физических лиц в размере 80 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 200 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 320 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1600 МРП.
UTC+00