finance.kz

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ БУДЕТ ФИНАНСИРОВАТЬ ТОЛЬКО КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Но это - в будущем, а пока практически все крупные проекты в регионах оплачиваются бюджетными трансфертами.

Правительство обещает пересмотреть свои подходы к дофинансированию проектов, реализуемых в регионах за счёт целевых трансфертов, в случае их удорожания при корректировке проектно-сметной документации.

 

Премьер-министр Олжас Бектенов, отвечая на запрос депутатов сената, сообщил, что был проведен анализ удорожания проектов. За 2018-2022 годы выявлено 25 проектов, удорожание которых превысила 1 млн МРП. Из них 4 проекта с самой высокой стоимостью удорожания - строительство первой линии метрополитена в Алматы, удорожание ₸20,5 млрд; строительство теплотрассы в Караганде, удорожание ₸22,4 млрд; строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в ВКО, удорожание ₸31,3 млрд; строительство ТЭЦ-3 в Астане, удорожание ₸35,2 млрд.

 

Решение вопроса предусмотрено в проекте нового Бюджетного кодекса, который сейчас находится на рассмотрении парламента. Во-первых, планировать местный бюджет предлагается только на основании планов развития регионов. В составе планов развития регионов будет разрабатываться инвестиционный план, который будет фундаментом для планирования бюджета развития региона. А инвестиционный план будет содержать карту приоритетных и проблемных зон для достижения целевого индикатора, составляемую по каждому целевому индикатору в разрезе регионов, и прогнозный перечень государственных инвестиционных проектов с указанием прогнозных показателей экономического эффекта, ожидаемых от реализации бюджетных инвестиций.

 

«Этот план будет применяться для принятия административных и управленческих решений в бюджетном процессе, в том числе по приоритезации планирования государственных инвестиционных проектов, а также являться основой для разработки инвестиционных предложений, проведения необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов, финансово-экономических обоснований бюджетных инвестиций», - пояснил премьер.

 

Законодательно будет расписан и порядок определения приоритетов для включения проектов в план. Так, в инвестиционный план государственного органа или области, города республиканского значения, столицы в приоритетном порядке включаются начатые в предыдущие финансовые годы (продолжающиеся) государственные инвестиционные проекты; критически важные объекты, проекты общестранового значения; строительство новых объектов, осуществляемое с применением технико-экономических обоснований, типовых проектов и проектной (проектно-сметной) документации из государственного банка проектов строительства.

 

При этом, для обеспечения равного доступа населения к базовым благам и услугам в рамках проекта бюджетного кодекса «заложена законодательная основа для планирования расходов бюджета с учётом системы минимальных и региональных стандартов для населенных пунктов». На этих подходах будет основываться и инвестиционный план.

 

Наряду с этим, требования в части финансирования бюджетных инвестиционных проектов при государственных закупках будут усилены. Собственно объёмы финансирования государственных закупок должны соответствовать объёмам финансирования, отраженным в утвержденной проектно-сметной документации. При этом в проекте бюджетного кодекса предусмотрено дополнительное требование, согласно которому объём финансирования бюджетных инвестиций, включаемый в проект бюджета в первый год реализации, не может быть ниже трети его стоимости, определенной в документациях.

 

Также будет предусмотрено проведение инвестиционных обзоров расходов (с учётом необходимости приоритетного финансирования начатых (продолжающихся) государственных инвестиционных проектов). Такой инвестиционный обзор будет связан с анализом реализации государственных инвестиционных проектов в планах развития государственных органов, в также выявлением причин удорожания и их незавершённости; увязкой государственных инвестиционных проектов с целевыми индикаторами в планах развития государственного орган на предмет соответствия стратегическим направлениям и в целом целесообразности и актуальности. По результатам таких инвестиционных обзоров будут вырабатываться конкретные рекомендации по устранению причин долгостроев.

 

С 2026 года трансферты общего характера, предусмотренные в республиканском бюджете, будут основаны на других подходах. В частности, с 2026 года планируется передача планирования базовой инфраструктуры полностью на местный уровень, и все целевые трансферты будут переданы в расходы местного бюджета с повышением самостоятельности местных исполнительных органов. На республиканском уровне останется финансирование только критически важных проектов и проектов общестранового значения.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram