finance.kz

НЕФТЬ, ТАРИФЫ И ГЕОПОЛИТИКА: НАЦБАНК ОБЪЯСНИЛ ПРЕДПОСЫЛКИ СВОИХ ПРОГНОЗОВ

Регулятор опубликовал доклад о денежно-кредитной политике.

Национальный банк опубликовал традиционный квартальный доклад о денежно-кредитной политике, обозначив в нем ключевые макроэкономические факторы, влияющие на инфляцию, прогноз макроэкономических параметров (пересмотренные недавно НБРК), а также оценку будущей траектории базовой ставки.

 

Так, со стороны внешних шоков сохраняется геополитическая неопределённость, торговые и тарифные войны, уже приведшие к снижению цен на нефть, и в дальнейшем ожидается, что они будут находиться на уровне около $60 за баррель. Для Казахстана такая стоимость нефти – пессимистичный сценарий экономического развития. При этом ожидается и рост предложения нефти на мировых рынках, как со стороны стран ОПЕК+, так и со стороны США, Канады, Бразилии и Гайаны. Казахстан тоже не останется в стороне – с завершением проекта расширения ТШО страна тоже начала наращивать добычу. Это приведёт к тому, что мировые цены на нефть Brent снизятся до $60 за баррель к середине 2025 года и сохранятся в среднем на этом уровне до конца 2027 года.

 

Текущая экономическая активность в стране заставила НБРК пересмотреть ожидания по росту ВВП на 2025 год в сторону повышения до 5-6%. Уже по итогам первого квартала темп роста экономики превысил ожидания Нацбанка, составив 5,6%, а по итогам 5 месяцев – 6%. Основными факторами ускорения Нацбанк называет

увеличение добычи нефти на месторождении Тенгиз, а также более высокие объемы производства в несырьевых секторах экономики и расширение внутреннего спроса. Основными источниками экономического роста будут служить внутренний потребительский спрос, нефтяной экспорт, а также инвестиционная активность в несырьевых отраслях. Драйвером экономического роста остается внутреннее потребление. Рост потребления обеспечивается увеличением трансфертов из бюджета, расширением объёмов потребительского кредитования и ростом заработных плат.

 

На 2026 год прогнозы пересмотрены в сторону понижения – до 4,5%. Нацбанк объясняет это несколькими факторами: эффект боле высокой базы 2025 года, снижение сценарной стоимости нефти, замедление деловой активности в странах – экономических партнёрах Казахстана. Основным драйвером роста в 2026 году будет выступать нефтяной экспорт, ввиду ожидаемого роста производства нефти. К 2027 году по мере стабилизации производства нефти и продолжающейся фискальной консолидации ВВП будет расти около потенциальных значений. В 2027 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5-4,5%.

 

НБРК отмечает, что параллельно с сырьевым импульсом, ускорение темпов роста отмечено в несырьевых отраслях, чему способствует масштабная реализация инфраструктурных проектов. Высокими темпами развивается машиностроение вследствие роста производства сельскохозяйственной техники, железнодорожных локомотивов и вагонов, а также легковых автомобилей. Пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост, чему способствует расширение экспорта продовольственных товаров. Строительная активность расширяется благодаря жилищному строительству, возведению общеобразовательных школ, а также модернизации дорожной инфраструктуры и инженерных сетей (электро-, водоснабжение) по всей территории республики. Во всех этих секторах инвестиционная активность обусловлена, в первую очередь, объёмами государственных вложений.

 

Прогноз по инфляции тоже повышен – до 10,5-12,5% в 2025 году, а в 2026 году, в связи с планируемым повышением ставки НДС с 12% до 16%, годовая инфляция сложится в диапазоне 9,5-11,5%. Продукты питания будут дорожать, как и во всём мире; цены на непродовольственные товары будут подниматься под воздействием потребительского спроса, который, в свою очередь, стимулируется ростом потребительского кредитования. Кроме того, либерализация рынка ГСМ, начатая правительством, тоже повлечёт рост цен, которые также найдут отражение во всех группах товаров (через рост производственных затрат, удорожание транспортировки и так далее). Продолжится и рост тарифов на регулируемые услуги, в первую очередь, ЖКУ, так как в стране продолжается реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции». И, при сохранении текущих темпов повышения тарифов регулируемые услуги останутся одним из значимых факторов инфляции.

 

Прогнозируется снижение экспорта – в первую очередь, из-за снижения цен на нефть, что, впрочем, несколько компенсируется ростом добычи на Тенгизском месторождении. Ненефтяной экспорт сохранится на стабильном уровне, в основном, за счёт устойчивого внешнего спроса на металлы и сельхозпродукцию, в том числе зерновые и продукты их переработки. В итоге, экспорт товаров сократится с 28,3% к ВВП ($80,1 млрд) в 2024 году до 25,8% к ВВП ($76,9 млрд) в 2027 году. Импорт при этом будет складываться выше уровня 2024 года, что обуславливается ограниченностью объёмов и ассортимента внутреннего производства для удовлетворения растущих потребностей домохозяйств и корпоративного сектора, а также глубокой интеграцией импортных компонентов в производственные процессы внутри страны. Реализация государственных программ и проектов индустриально-инфраструктурного развития также потребует больших объёмов закупок зарубежной продукции. В результате, импорт товаров сохранится на высоком уровне в размере 21,5% к ВВП ($63,9 млрд) в 2027 году.

 

Состояние государственного бюджета при этом постепенно улучшается. Суммарное перевыполнение плана по налоговым поступлениям в первом квартале превысило ₸500 млрд, что существенно выше начала 2024 года. Перевыполнение зафиксировано по всем основным статьям налогов, за исключением НДС, по которому наблюдался незначительный недобор. Затраты госбюджета при этом росли более умеренными темпами (из-за неполного освоения средств на сумму около ₸1 трлн). В расходной части увеличилась доля текущих затрат, главным образом, за счёт роста трансфертов физическим лицам и обслуживания внутреннего долга, при этом общий объём затрат к ВВП значительно не изменился. По сути, можно сказать, что «пояса» правительство если не затянуло, то и не распустило, не нарастив вновь расходную часть бюджета. Впрочем, за последние годы затраты государственного бюджета уже выросли в разы: с ₸11,3 трлн в 2018 году до ₸30,3 трлн в 2024 году, а относительно ВВП - с 18,4% до 22,6%. Более половины затрат приходится на образование, здравоохранение и социальную помощь.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram