finance.kz

КАК СБОИ В ОРМУЗСКОМ ПРОЛИВЕ МОГУТ НАВРЕДИТЬ ЭКОНОМИКЕ?

Цены на нефть могут вырасти до $115 за баррель

bhfybphfkb.png


Иран неоднократно угрожал перекрыть Ормузский пролив, но любые скачки цен на нефть ранее оказывались кратковременными. Насколько вероятно, что Иран прекратит судоходство через пролив? Как это повлияет на цены на энергоносители? Каковы будут экономические последствия? Аналитики Oxford Economics рассмотрели потенциальное влияние такого сбоя и представили свои сценарии. Авторы отчёта подчеркнули, что Иран не обладает достаточной военной мощью, чтобы обеспечить полную блокаду судоходного маршрута. Учитывая быстрый срыв переговоров о прекращении огня, возможно, Иран вместо этого попытается использовать тактику преследования, чтобы уменьшить трафик через пролив.


Бомбардировка иранских ядерных объектов США в прошлые выходные усилила неопределённость на Ближнем Востоке и повысила риск того, что напряжённость может вызвать более широкие негативные экономические последствия за пределами региона. Возможно, что атаки США и Израиля ослабили иранский режим достаточно, чтобы побудить его возобновить ядерные переговоры с США и международным сообществом, что приведёт к деэскалации конфликта, пишут авторы отчёта. Однако ситуация остаётся нестабильной, прекращение огня между Израилем и Ираном уже нарушено, и иранский режим может решить удвоить усилия и попытаться нарушить судоходство через Ормузский пролив — ключевой маршрут для торговли нефтью и газом. Фактически, в ответ на бомбардировки США иранский парламент уже проголосовал за закрытие пролива.


В нашем негативном сценарии мы предполагаем, что переговоры о прекращении огня сорвутся, и Иран попытается нарушить торговлю с помощью мин и нападений на суда. По нашим оценкам, это может сократить судоходство через пролив на целых 70% в краткосрочной перспективе. Однако ответные удары по Ирану, оборонительные меры для защиты судов, меры по страхованию морских перевозок и перенаправление поставок нефти могут ограничить влияние на мировое предложение нефти до уровня всего около 1% ниже нормы.


Насколько вероятно, что Иран остановит судоходство через пролив?


Иран много раз в прошлом угрожал закрыть Ормузский пролив и предпринимал действия по предотвращению движения. В 1988 году Иран минировал Персидский залив, повредив американское судно и спровоцировав крупный штурм ВМС Ирана со стороны США; в 2007-2008 годах были морские противостояния с США; в конце 2011 — начале 2012 годов Иран снова угрожал закрыть проливы; и в 2018 и 2019 годах возобновил эти угрозы. В последние годы наблюдались многочисленные инциденты с похищениями судов, атаками лодок и дронов, а также помехами для систем GPS.


Однако единственный способ полностью закрыть пролив для всего движения — это морская блокада. Аналитики сомневаются, что Иран способен на это, даже на ограниченный период времени. И даже если бы он мог, три последствия могли бы заставить его передумать, подчёркивают авторы отчёта:


〶 Это может помешать Ирану использовать пролив. США, вероятно, попытаются остановить любые суда, покидающие Иран. Таким образом, чтобы нанести ущерб другим экономикам, Ирану также придётся остановить свой экспорт нефти, нанеся некоторый ущерб самому себе.

〶 Это повредит отношениям Ирана с соседями и Китаем. Закрытие пролива нанесёт ущерб США и другим экономикам, которые Иран мог бы захотеть нарушить. Но это также нанесёт ущерб другим экономикам, особенно Китаю, который Иран может не захотеть расстраивать, будучи основным покупателем его санкционной нефти. Некоторые оценки показывают, что более 80% сырой нефти, проходящей через пролив, направляется в Азию.

〶 Это может побудить Израиль нарушить инфраструктуру экспорта нефти Ирана. До сих пор Израиль избегал бомбардировок инфраструктуры экспорта нефти, но это может измениться. Если Иран закроет пролив, то США или Израиль могут отреагировать угрозой уничтожить инфраструктуру экспорта нефти, что будет иметь огромные последствия для иранской экономики ещё долго после открытия пролива.


Более вероятным вариантом было бы принятие Ираном тактики преследования, чтобы сделать использование пролива более рискованным и дорогостоящим для судов. Могут быть использованы такие меры, как мины, атаки дронов и ракет, а также глушение сигналов GPS, что приведёт к нарушениям низкого уровня. Это было бы похоже на действия повстанцев-хуситов в Красном море, которые сократили трафик до 30% от нормы на длительный период.


Мы уже слышали сообщения о том, что некоторые супертанкеры разворачивались в Ормузском проливе, возможно, из-за опасений по поводу преследования. Основной причиной такого сокращения трафика стало то, что страхование перевозок в этом районе стало непомерно дорогим.


Для поддержания потока трафика аналитики предлагают рассмотреть три варианта:


〶 Могут быть предприняты военные действия для уничтожения угроз судоходству. И США, и Израиль уже бомбили Иран и, похоже, готовы предпринять наступательные меры для поддержания пролива открытым.

〶 Могут быть использованы оборонительные меры, такие как военно-морские конвои и перехватывающие ракеты, для дальнейшего снижения риска нападения.

〶 Правительства могли бы гарантировать страховое покрытие для прохода через пролив, чтобы часть расходов от любой успешной иранской атаки покрывалась фондом, а не страховщиком. Это снизило бы страховые премии, делая проход судов через пролив более целесообразным. Эта стратегия использовалась для поддержания трафика в порты Украины во время войны с Россией.


В целом, риск того, что Иран нарушит поток судоходства через пролив, явно возрос после атак США. Но маловероятно, что Иран имеет желание или способность осуществить полную блокаду. США заявляли в прошлом, что любая попытка сделать это будет расцениваться как акт войны. Учитывая силу военных активов США в регионе, кажется, что шансов на то, что любая попытка блокады продлится более одного-двух дней, очень мало. Вместо этого гораздо более вероятной выглядит политика преследования с использованием сценария хуситов в Красном море — угроза атак там вызвала значительные перебои в судоходстве в Красном море на протяжении более года. Но ключевая причина, по которой перебои в Красном море продолжались так долго, заключается в том, что суда могли перенаправляться через Африканский Рог. Поскольку для судов нет альтернативного морского маршрута для прохода через Персидский залив, США и другие экономики с большей вероятностью предпримут действия для преодоления любых перебоев в проливе.


Хотя возможно, что действия Ирана могут сократить судоходство так же сильно, как атаки хуситов, которые сократили судоходство на 70%, мы предполагаем, что скоординированные усилия по ограничению масштабов перебоев в Ормузском проливе будут быстро реализованы. Таким образом, в нашем негативном сценарии моделирования воздействия перебоев в судоходстве через пролив мы предполагаем, что потоки вернутся примерно к двум третям от нормальных уровней в течение трёх месяцев.


Каково будет влияние на цены на энергоносители?


Некоторые исторические примеры дают представление о том, насколько большим может быть эффект от сбоев. Ранее было множество инцидентов, когда геополитические факторы, особенно войны, приводили к появлению больших премий за риск в ценах на нефть на длительный период. Две войны в Персидском заливе в 1990-х и начале 2000-х годов подняли цены на 100% и 50% соответственно, причём цены не возвращались к своим первоначальным уровням в течение нескольких месяцев. Совсем недавно российское вторжение в Украину подняло цены на четверть, а также оказало влияние в течение нескольких месяцев.


В частности, в отношении Ормузского пролива и Персидского залива, последствия конфликтов и угроз, как правило, были меньше и кратковременнее. Конфликт между США и Ираном в 1988 году поднял цены всего на 5%, и эффект рассеялся через пять дней. Различные угрозы Ирана закрыть пролив в 2011-2019 годах подняли цены на 1-4%, но эффект длился всего один день и максимум неделю. Новости о потенциальном прекращении огня предполагают, что текущий конфликт в конечном итоге может иметь аналогичное временное влияние на цену нефти.


Однако негативный сценарий устойчивых сбоев показывает, как усиление столкновения может повлиять на цену нефти, если Иран сможет нарушать торговлю в проливе дольше. Чтобы оценить вероятные более широкие глобальные последствия, аналитики смоделировали потенциальное влияние на мировое предложение нефти.


Сочетание сокращения поставок нефти, увеличения стоимости доставки, а также скачка геополитической премии за риск может спровоцировать резкий рост цен на нефть. По нашим оценкам, цены в среднем составят $115 за баррель в третьем квартале, прежде чем снизятся до $75 к середине следующего года. Это, наряду с более высокими ценами на газ и сбоями в цепочках поставок, повысит инфляцию в США до 5,5%, а в Еврозоне — до 3,5%.


Чуть более 15 млн баррелей в день сырой нефти проходит через Ормузский пролив, что эквивалентно 15% мировых поставок. В маловероятном сценарии полного закрытия пролива оценивается, что около одной трети этого объёма со временем может быть доставлено по альтернативным маршрутам. Таким образом, в самом крайнем случае сбои, вызванные Ираном, снизят мировое предложение нефти более чем на 7%. Но в течение трёх месяцев, по оценкам авторов отчёта, увеличение трафика через Персидский залив и перенаправление маршрутов будут означать, что потери в производстве составят менее 1%.


Не менее важна резкость падения цен. Хотя более высокий и устойчивый рост цен на нефть, безусловно, возможен, мы считаем, что сценарий, который мы здесь излагаем, является более правдоподобным результатом в случае сбоев в проливе. Это особенно актуально, потому что Ирану может быть трудно вызвать существенное снижение судоходства на длительный период, особенно в свете того, что США недавно продемонстрировали готовность к проведению атак на Иран.


Представленный сценарий предполагает, что по мере ослабления сбоев цена на нефть не будет существенно ниже базового уровня, несмотря на ослабление мирового спроса. Это может быть оправдано сохраняющейся неопределённостью в отношении безопасности в проливе, сокращением трафика и потенциально более низким экспортом нефти из Ирана. Однако более убедительное прекращение сбоев может спровоцировать более существенное падение цены на нефть в 2026 году.


Рынки газа пострадают сильнее. Катар поставляет более 25%, а около 5% потоков были нарушены, азиатские спотовые цены, которые в мае в среднем составляли $11,43 за метрический миллион британских термических единиц, могут подскочить до $20, особенно если покупатели объявят форс-мажор и будут бороться за американские или австралийские грузы.


Европа почувствует давление через перенаправленную торговлю. Хотя Катар не является основным поставщиком в Европу, он конкурирует с Азией за гибкие грузы. Если поставки из США или Атлантического бассейна будут перенаправлены на восток, меньше их достигнет Европы. Европейский эталон цен на газ TTF, зависящий от СПГ, который в мае в среднем составлял $12,77 за метрический миллион британских термических единиц, вероятно, вырастет до паритета цен с Азией. Более высокие цены, вероятно, сохранятся до зимы, если кризис замедлит пополнение запасов газа.


В отличие от нефти, СПГ не имеет системы стратегических резервов. Запасы газа в Европе заполнены примерно на 50%, но будут сильно зависеть от СПГ для достижения безопасных зимних уровней. Азия, с минимальными запасами, будет ещё более уязвима, особенно чувствительные к ценам покупатели в Южной и Юго-Восточной Азии.


Каковы будут экономические последствия?


Аналитики оценили влияние шоков поставок нефти и газа с использованием собственной Глобальной экономической модели (GEM), а также наложили более широкий глобальный шок цепочек поставок. Используя рычаг стресса цепочек поставок в GEM, авторы предполагают дополнительное усиление шоков цен производителей, отражающее потенциальные более широкие дефициты предложения и сбои в цепочках поставок. Отмечается, что шок эквивалентен примерно 25% от размера глобального шока цепочек поставок 2021 года.


Шок приведёт к стагнации ВВП США во втором полугодии, в то время как сжатие реальных доходов, вероятно, приведёт к сокращению ВВП Еврозоны и Японии в тот же период. Скачок инфляции в США и дополнительное давление на цепочки поставок, наряду со слабым ростом, поставят ФРС в затруднительное положение. Хотя ФРС, вероятно, снизит процентные ставки, сокращения могут быть менее фронтальными в 2026 году, особенно если стресс в цепочках поставок подстегнёт неэнергетическую инфляцию. Наше моделирование показывает, что в этом случае мировой ВВП будет на 0,5% ниже базового уровня к началу 2026 года. Это приведёт к замедлению роста мирового ВВП до всего лишь 2,0% в следующем году, что на 0,4 процентных пункта ниже нашего базового показателя.


Несмотря на относительно кратковременный скачок цен на нефть, моделирование показывает, что мировая инфляция CPI будет примерно на 0,8 процентных пункта выше в 2025 году и на 0,5 процентных пункта выше в 2026 году. По оценкам, инфляция в США достигнет пика около 5,5% в конце года. Несмотря на резкое падение цен на нефть в начале года, стресс в цепочках поставок замедляет снижение инфляции в первой половине 2026 года. Фактически, базовый PCE может вырасти в первом полугодии до почти 5%.


Стагфляционный характер шока — ВВП США будет в целом стагнировать во втором полугодии, наряду с ростом уровня безработицы с 4,1% до более чем 4,5% — поставит ФРС в затруднительное положение. Падение цен на нефть и ослабление рынка труда, вероятно, убедят ФРС продолжить снижение ставок — хотя и с несколько более отложенным темпом, чем четыре снижения ставок в первом полугодии, которые аналитики предполагали в базовом сценарии — в ответ на сохраняющиеся опасения по поводу базового инфляционного давления. 


Еврозона и Япония также пострадают от более высокой инфляции, хотя рост примерно до 3,5% к концу года будет менее драматичным, чем зарегистрированный в США. Однако сжатие реальных доходов приведёт к гораздо более вялому росту потребительских расходов в Еврозоне и прямому падению в Японии. Этого будет достаточно, чтобы подтолкнуть обе экономики к рецессии во второй половине 2025 года. В целом, по нашим оценкам, шок может привести к тому, что мировой ВВП окажется примерно на 0,5% ниже нашего базового прогноза на ранних этапах 2026 года.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram