МЕЖДУ ИИ И КВАНТОВОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ: КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ФИНАНСЫ В 2025 ГОДУ
Аналитики Herbert Smith Freehills представили обзор ключевых регуляторных реформ, технологического прорыва в области ИИ и новых стандартов безопасности

2025 год прошёл под знаком адаптивного регулирования. Финансовый сектор перестал просто реагировать на изменения и перешёл в состояние «вечного движения», где технологический прогресс диктует правила игры. Главный вызов для властей сейчас — не задушить инновации чрезмерным контролем, одновременно защищая потребителей от новых видов цифрового мошенничества и системных рисков небанковского сектора. Аналитики Herbert Smith Freehills подвели итоги своих прогнозов на 2025 год. Вместо жёсткого контроля регуляторы (особенно в Великобритании, Австралии и ЕС) сместили акцент на поддержку конкурентоспособности. Главный тренд — «делать больше меньшими средствами», используя цифровые порталы и автоматизированный сбор данных для надзора. Произошёл переход от теоретических опасений вокруг ИИ к практическому внедрению. ЕС начал реализацию «Закона об ИИ», а США и Великобритания сфокусировались на снятии барьеров для лидерства в этой сфере. Регуляторы официально признали близость «квантовой реальности» и начали готовить банки к защите от киберугроз будущего. Крипторынок стал более зрелым. ЕС ввёл в действие MiCAR, Гонконг лицензировал стейблкоины, а администрация США стала более дружелюбной к индустрии. Глобальный рынок переходит на ускоренные расчёты T+1, что требует полной перестройки внутренних процессов банков. В то же время стареющее население признано новым вызовом, требующим специальных продуктов и усиленной защиты прав пожилых клиентов. Особое внимание уделено небанковскому сектору (NBFI). Регуляторы больше не считают его второстепенным и начинают применять к частным фондам инструменты стресс-тестирования, аналогичные банковским.
Аналитики Herbert Smith Freehills представили ретроспективный взгляд на 2025 год с учётом основных тезисов Global FSR Outlook 2025 и привели конкретные примеры событий, которые подтвердили опубликованные в начале года прогнозы.
Темой ежегодной флагманской публикации Global FSR Outlook за 2025 год стало «вечное движение». Это определение кажется наиболее подходящим для описания того, что чувствовало сообщество финансовых услуг, наблюдая за постоянно меняющимся геополитическим, технологическим и социально-экономическим ландшафтом.
Долгий и извилистый путь реформы регулирования
В январе аналитики отмечали, что многие регуляторы финансовых услуг оказались в незавидном положении, пытаясь сбалансировать цели экономического роста и конкурентоспособности, поставленные правительствами, с более традиционными задачами и ожиданиями стейкхолдеров, такими как защита прав потребителей, целостность рынка и финансовая стабильность. К концу 2025 года признаков того, что это балансирование станет легче, не наблюдается.
Усилия по пересмотру баланса рисков были очевидны во многих юрисдикциях, включая Европейский союз. В начале 2025 года президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала правительства помочь оживить вялую экономику блока, изложив в своём «Компасе конкурентоспособности» ряд мер, направленных на стимулирование роста. В Великобритании Канцлер казначейства в июле дал старт череде изменений, получивших название «Лидсские реформы». Эти корректировки и уточнения призваны наладить работу регуляторного механизма. Среди них — вывод части британской системы индивидуальной ответственности из законодательной плоскости в сферу правил самих регуляторов. Индивидуальная ответственность — как с точки зрения правил, так и ожиданий регуляторов — станет темой, к которой мы вернёмся в 2026 году.
Ориентация на рост в Великобритании также стала ключевым фактором того, что Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) обязалось пересмотреть применение правил «Потребительского долга» к оптовым фирмам — аналитики ожидают прогресса в этой инициативе в 2026 году. Отсутствие ясности в применении этих правил к оптовым фирмам наглядно показало, что режим, ориентированный на результат, требует тщательной коммуникации и исполнения со стороны регулятора.
По мере того как акцент на росте распространялся по миру, стремление повысить производительность заставило правительство Австралии призвать к тому, чтобы регулирование стало стимулом, а не препятствием. Нынешняя «регуляторная каша» Австралии оказалась в центре внимания с целью упрощения, но конкретных действий на данный момент предпринято немного, отметили авторы отчёта.
Конкуренция за звание ведущей юрисдикции для криптобизнеса подтолкнула к серьёзной регуляторной работе в 2025 году. Гонконг, ставший одной из первых юрисдикций, внедривших регулирование криптоактивов с упором на защиту инвесторов, продолжил расширять свою нормативную базу, реализуя инициативы, изложенные в дорожной карте ASPIRe Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) в начале 2025 года. Кроме того, Денежно-кредитное управление Гонконга (HKMA) в августе 2025 года ввело режим лицензирования для эмитентов стейблкоинов, вскоре после того как правительство в июне опубликовало своё второе программное заявление о развитии цифровых активов.
Регламент ЕС по рынкам криптоактивов (MiCAR) вступил в полную силу в конце 2024 года, и 2025 год стал первым годом его практического применения. Между тем, режимы в США, Великобритании и Австралии всё ещё находятся в стадии разработки. Пока неясно, даёт ли преимущество статус «первопроходца».
С переходом администрации США к более благосклонному отношению к криптосфере ландшафт в 2025 году решительно изменился по всем фронтам. Даже на глобальном уровне риторика сменилась: Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) в ноябре согласился ускорить пересмотр элементов пруденциальных стандартов для криптоактивов. Этот шаг последовал за выражением обеспокоенности влиятельными отраслевыми организациями в открытом письме в августе 2025 года.
Принять, адаптировать, импровизировать — новый подход к регулированию?
В январском прогнозе также обсуждалось появление нового подхода к регулированию, при котором политики начали использовать свои инструменты в новых целях. Отчасти эти шаги стали возможны благодаря технологиям: регуляторы по всему миру проводят «технологическую модернизацию», чтобы соответствовать вызовам надзора.
В Австралии Комиссия по ценным бумагам и инвестициям (ASIC) запустила новый портал цифрового лицензирования и использовала улучшенные методы сбора данных для публикации ежегодной интерактивной панели по нарушениям. Ведомство проявило гибкость, отказавшись от плана публичного оглашения названий компаний в отчётах о нарушениях, и создало консультативную группу по упрощению регулирования.
В Великобритании FCA урегулировало затянувшийся спор с Bluecrest. Это оставило в силе решение Апелляционного суда 2024 года и дало регуляторам основание претендовать на очень широкие полномочия по изменению разрешений фирм для достижения надзорных результатов, которые иначе потребовали бы соблюдения более сложных требований.
Помимо более частого использования полномочий по изменению разрешений, в этом году мы также увидели рост практики использования официальных подтверждений, требующих от фирм предоставлять формальные гарантии в FCA. Использование технологий и поиск способов упростить роль регуляторов (или «делать больше меньшими средствами»), несомненно, останутся важной чертой финансового ландшафта в 2026 году и далее.
Многие дороги ведут в Рим — пути к возмещению ущерба и исправлению ситуации
Возможно, в ответ на растущее разнообразие финансовых продуктов и каналов их распространения, расширился спектр вариантов возмещения ущерба и компенсаций — особенно в случаях мошенничества. В 2025 году, когда злоумышленники часто действуют в виртуальном пространстве, отрасль продолжала нести бремя исправления ошибок в интересах потребителей.
В Сингапуре в декабре 2024 года вступила в силу система обязательной совместной ответственности (для борьбы с фишинговым мошенничеством). Появились первые признаки успеха: полиция Сингапура сообщила, что с января по июнь 2025 года количество случаев мошенничества и киберпреступлений сократилось на 21,5%. Сумма потерь от мошенничества также снизилась на 12,6% в первой половине 2025 года.
Австралия приняла закон о «самой жёсткой в мире» системе предотвращения мошенничества с авторизованными платежами (APP), заложив основу для её применения ко всей экосистеме, включая банки, социальные сети и телекоммуникационные компании. Детали этой системы станут ясны в 2026 году.
В Великобритании обязательная схема по борьбе с APP-мошенничеством вступила в силу в октябре 2024 года. Отраслевая организация UK Finance сообщила, что убытки от такого мошенничества в первой половине 2025 года составили 257,5 млн фунтов стерлингов, что на 12% больше, чем в первом полугодии 2024 года. Неудивительно, что отрасль стремится к тому, чтобы государственный сектор сосредоточился на предотвращении преступлений.
Но даже за пределами сферы финансовых преступлений механизмы возмещения ущерба были в центре внимания. В Великобритании Канцлер призвал регулятора и Службу финансового омбудсмена (FOS) работать над модернизацией системы возмещения ущерба. Особое внимание уделяется предложению пересмотреть тест на «справедливость и разумность», чтобы решения FOS лучше соответствовали правилам FCA. Кроме того, использование FCA своих полномочий по созданию схем возмещения ущерба потребителям в связи с комиссионными по автокредитованию даёт представление о будущем «модернизированном» подходе регулятора к массовым случаям возмещения ущерба. Потребители должны начать получать компенсации в 2026 году.
Разум толпы — могут ли инициативы в области смарт-данных трансформировать финансы потребителей?
Мнения экспертов о важности инициатив в области смарт-данных подтвердились, так как многие правительства и регуляторы увидели перспективы в создании условий для процветания открытого банкинга и открытых финансов.
Стратегия британского FCA на 2025–2030 годы, опубликованная в марте 2025 года, говорит о «революции смарт-данных». Регуляторные основы для первых открытых финансов в Великобритании должны быть готовы к концу 2027 года. Тем временем Австралия расширила открытый банкинг (называемый там «правом на потребительские данные» или CDR) на другие сектора.
В ЕС полным ходом идёт работа над Регламентом о доступе к финансовым данным (FiDA), который станет основой для открытых финансов; ожидается, что законодательство вступит в силу с 2027 года. Также в ЕС с 12 сентября 2025 года частично начал применяться Закон о данных (EU Data Act), направленный на устранение препятствий при смене поставщиков услуг обработки данных.
Жонглирование водой — как регулировать ИИ в финансовых услугах
Возможно, самой острой темой для политиков остаётся поиск правильного подхода к ИИ — тема, к которой аналитики обещают вернуться в Global FSR Outlook 2026.
Стремление к росту и глобальной конкурентоспособности оказывает значительное влияние на то, как страны подходят к технологиям в целом и к ИИ в частности. На поверхностном уровне произошёл сдвиг от неприятия рисков к использованию технологий для экономического роста. Однако при более детальном рассмотрении картина оказывается более сложной: регуляторы и бизнес тщательно взвешивают баланс рисков и возможностей.
В ЕС действует первая в мире комплексная правовая база для ИИ — Закон об ИИ (AI Act), применяющий риск-ориентированный подход. Его поэтапное внедрение началось в августе 2025 года и продлится до августа 2027 года. После принятия закона Европейская комиссия в апреле 2025 года представила План действий «ИИ-континент», целью которого является превращение ЕС в мирового лидера в этой области.
В США один из первых указов президента Трампа (E.O. 14179) под названием «Устранение барьеров для американского лидерства в области ИИ» чётко обозначил позицию администрации. Указ требует выполнения Плана действий по ИИ, который был представлен в июле и охватывает вопросы ускорения инноваций и создания инфраструктуры.
В Великобритании в октябре 2025 года открылась для тестирования «Суперзаряженная песочница» FCA в сотрудничестве с NVIDIA. Правительство также продвигает концепцию Лаборатории роста ИИ — кросс-отраслевой песочницы для помощи в разработке политики. Австралия придерживается выжидательного подхода, законодательно запретив лишь наиболее вредоносные формы ИИ (например, дипфейки). В Гонконге инициатива HKMA по песочнице GenAI позволила банкам пилотировать проекты с августа 2024 года.
На пороге квантовой полезности — не «если», а «когда»
Во второй половине 2025 года наблюдался всплеск активности регуляторов в этой сфере, что отражает приближение квантовой реальности.
В Сингапуре регулятор (MAS) завершил испытания в песочнице квантового распределения ключей (QKD), отметив потенциал QKD для обеспечения безопасности сетей связи. В Великобритании группа CMORG в июне 2025 года призвала финансовый сектор готовиться к будущим квантовым киберугрозам. В октябре FCA опубликовало исследовательскую заметку о потенциальных применениях квантовых вычислений, подчеркнув необходимость координации усилий государственного и частного секторов. Банк Англии предупредил фирмы, что подготовку нужно начинать уже сейчас из-за сложности миграции систем.
На более приземлённом уровне список предупреждений FCA о неавторизованных фирмах в этом году изобиловал названиями, включающими слово «quantum» (квантовый). Появляется феномен «квантового камуфляжа» (quantum-washing) — использование модного термина для сомнительных проектов.
Перестройка инфраструктуры — ускорение транзакций
Инновации в инфраструктуре в 2025 году происходили повсеместно: от обязательств по переходу на расчёты T+1 до токенизации.
Поскольку США и другие юрисдикции уже торгуют в режиме T+1 (расчёт на следующий день после сделки), Великобритания и ЕС планируют перейти на сокращённый цикл расчётов 11 октября 2027 года. Гонконг также рассматривает возможность ускорения расчётов.
В дополнение к T+1, в 2025 году развивались инициативы в области токенизации. В ноябре IOSCO опубликовала итоговый отчёт по токенизации, призвав участников применять рекомендации по рынкам криптоактивов и DeFi к токенизированным активам.
Развитие платёжной инфраструктуры также стало особенностью 2025 года. Банк Англии в апреле запустил обновлённую систему валовых расчётов в реальном времени (RTGS) — RT2, которая служит платформой для дальнейших инноваций, таких как атомарные расчёты.
Многие страны продолжили изучать потенциал цифровых валют центральных банков (CBDC). Однако в США президент Трамп издал указ E.O. 14178 «Укрепление американского лидерства в цифровых финансовых технологиях», который включает запрет на создание и продвижение CBDC в юрисдикции Штатов.
Растущий шум — может ли NBFI выйти из тени?
В январе аналитики называли небанковское финансовое посредничество (NBFI) «регуляторным сиротой» — регуляторы всё ещё в основном ограничиваются мониторингом этого сектора.
В июле Совет по финансовой стабильности (FSB) выпустил рекомендации по устранению рисков, связанных с кредитным плечом в секторе NBFI. Новый председатель FSB Эндрю Бейли (управляющий Банка Англии) подчеркнул важность усиления надзора за небанковским сектором. Ожидается, что в декабре FSB опубликует отчёт, который покажет, насколько вырос или сократился сектор в 2024 году.
Тем временем Банк Англии планирует провести в 2026 году системное исследование (тип стресс-теста), чтобы понять, как частные рынки могут повести себя в условиях стресса. Работа FCA в этой сфере стала более заметной в 2025 году, включая проверку процессов оценки активов на частных рынках и изучение конфликтов интересов.
Тревога старения — что демографические изменения значат для финансовых услуг
Последняя глава Global FSR Outlook 2025 была посвящена влиянию демографии. В странах со стареющим населением наблюдался заметный рост интереса к этой теме в сочетании с ростом стоимости жизни и уязвимостью потребителей. Однако конкретных регуляторных действий пока меньше.
В Сингапуре с конца декабря 2025 года вступят в силу многочисленные меры защиты для уязвимых розничных клиентов, включая требование присутствия доверенного лица при получении инвестиционных рекомендаций для лиц старше определённого возраста.
Совсем недавно глава британского FCA Никхил Ратхи отметил, что отрасли необходимо помогать потребителям лучше понимать варианты финансирования жизни в пожилом возрасте. Этот вопрос будет становиться всё более актуальным по мере «взросления» самой проблемы.
UTC+00































































