finance.kz

КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О НОВОСТЯХ В 2025 ГОДУ?

Аналитики ВЭФ подчёркивают важность развития цифровой грамотности

delovoi-celovek-ispol-zua-svoi-mobil-nyi-telefon.jpg

Изображение: Freepik


В 2025 году ландшафт потребления новостей претерпевает кардинальные изменения: традиционные медиа уступают место социальным сетям, видеоплатформам, подкастерам и даже искусственному интеллекту. Эти трансформации обеспечивают более быстрый и персонализированный доступ к информации, но одновременно порождают серьёзные опасения по поводу роста дезинформации, считают аналитики Всемирного экономического форума, основываясь на данных отчёта института Reuters. Исследователи подчёркивают, чтобы эффективно ориентироваться в новой информационной среде, крайне важно развивать цифровую грамотность и укреплять механизмы прозрачности и ответственности за генерируемый контент. В частности, аудитория обеспокоена тем, что новые тенденции означают для дезинформации — главного краткосрочного риска, согласно отчёту о глобальных рисках ВЭФ 2025.


По данным отчёта института Reuters, в большинстве стран телевидение, печатные издания и веб-сайты становятся менее популярными. Отчёт о цифровых новостях 2025, который обобщает данные с шести континентов и 48 рынков, показывает, что эти традиционные источники новостей с трудом устанавливают связь с общественностью, страдают от снижения вовлечённости, низкого доверия и стагнации подписок.


На протяжении последнего десятилетия «Отчёт о цифровых новостях» (Digital News Report) документировал эти изменения. Наши выводы указывают на продолжающееся снижение вовлечённости в традиционные медиаисточники, такие как телевидение, печатные издания и новостные веб-сайты, в то время как зависимость от социальных сетей, видеоплатформ и онлайн-агрегаторов растёт, — сказала директор Института изучения журналистики Reuters (RISJ) Митали Мукерджи, — Хотя общее доверие к новостям остаётся стабильным третий год подряд на уровне 40%, две новые тенденции требуют особого внимания.


На фоне политической и экономической неопределённости, климатического кризиса и продолжающихся конфликтов по всему миру, недостатка в историях для освещения, безусловно, нет. Но аудитория продолжает искать их в новых местах — а именно, в социальных сетях, на видеоплатформах и в онлайн-агрегаторах.


Рост социальных сетей и видео


Использование социальных сетей для получения новостей растёт во многих странах, хотя это более выражено в США, Латинской Америке, Африке и некоторых странах Юго-Восточной Азии. В США, например, доля людей, которые называют социальные сети своим основным источником новостей, значительно выросла за последнее десятилетие: примерно с 4% в 2015 году до 34% в 2025 году. Доля людей, получающих новости через социальные сети и видеосети в США, впервые превысила показатели новостей по телевидению и новостных веб-сайтов.


Зависимость от социальных сетей, видеоплатформ и онлайн-агрегаторов растёт. Это особенно заметно в США, где опрос совпал с первыми неделями новой администрации Трампа. Использование новостей в социальных сетях резко возросло (+6 процентных пунктов), но для традиционных источников «трамп-эффекта» не наблюдалось, — отмечается в отчёте Reuters.


Во многих европейских странах традиционные источники новостей оказались более устойчивыми, но использование социальных сетей для новостей всё ещё растёт. В Великобритании и Франции, например, около одной пятой населения каждой страны теперь использует социальные сети в качестве основного источника новостей по сравнению с гораздо менее чем 10% десять лет назад.


На всех исследованных рынках доля потребителей видео продолжает расти. И зависимость от социальных сетей и видеосетей для получения новостей наиболее высока среди молодых групп — 44% людей в возрасте от 18 до 24 лет и 38% в возрасте от 25 до 34 лет говорят, что это их основные источники новостей.


Использование новостей на онлайн-платформах продолжает фрагментироваться: теперь шесть онлайн-сетей охватывают более 10% аудитории еженедельно новостным контентом, по сравнению с всего двумя десять лет назад. Около трети нашей глобальной выборки используют Facebook (36%) и YouTube (30%) для новостей каждую неделю. Instagram (19%) и WhatsApp (19%) используются примерно одной пятой, в то время как TikTok (16%) опережает X (12%).


Данные показывают, что использование X (бывший Twitter) для новостей остаётся стабильным или увеличивается на многих рынках, при этом наибольший рост наблюдается в США (+8 п.п.), Австралии (+6 п.п.) и Польше (+6 п.п.). С тех пор как Илон Маск взял на себя управление сетью в 2022 году, гораздо больше правых пользователей, особенно молодых мужчин, пришли в эту сеть, в то время как часть прогрессивной аудитории ушла или использует её реже. Конкурирующие сети, такие как Threads, Bluesky и Mastodon, оказывают незначительное влияние на глобальном уровне, с охватом новостей 2% или менее.


Новые тенденции: подкастеры и ИИ


В отчёте выделяются две новые темы. Первая — это использование того, что называется «альтернативной медиа-экосистемой», в которой люди всё чаще получают новости от подкастеров и создателей контента в таких сетях, как YouTube и TikTok, которые являются самыми быстрорастущими социальными и видеосетями.


В некоторых странах личности и инфлюенсеры теперь играют ключевую роль в формировании общественных дебатов. Например, в США новости и комментарии от подкастера Джо Рогана достигают одной пятой населения. Во Франции 22% людей в возрасте до 35 лет видят контент от новостного создателя Уго Траверса, в основном через YouTube и TikTok. В отчёте говорится, что молодые инфлюенсеры также играют значительную роль во многих азиатских странах.


Однако отчёт также показывает, что, когда речь идёт о первоисточниках ложной или вводящей в заблуждение информации, онлайн-инфлюенсеры и личности, наряду с национальными политиками, рассматриваются как наибольшая угроза во всём мире, — подчеркнула Митали Мукерджи.


Вторая новая тема, выделенная в отчёте, — это использование чат-ботов с искусственным интеллектом в качестве источника новостей, поскольку поисковые системы и другие платформы начинают интегрировать новости в реальном времени в свои продукты. В настоящее время количество людей, получающих новости таким образом каждую неделю, невелико — 7%, хотя среди людей моложе 25 лет этот показатель возрастает до 15%.


Многие издатели стремятся использовать ИИ для лучшей персонализации новостного контента, однако мы обнаруживаем смешанные мнения аудитории, часть которой беспокоится о том, что может упустить важные истории. В то же время существует некоторый энтузиазм по поводу повышения доступности или релевантности новостей, включая суммаризацию (27%), перевод историй на разные языки (24%), улучшенные рекомендации историй (21%) и использование чат-ботов для вопросов о новостях (18%), — отмечается в отчёте Reuters.


В целом, однако, аудитория в большинстве стран остаётся скептически настроенной по поводу использования ИИ в новостях и более комфортно относится к сценариям использования, где люди по-прежнему остаются вовлечёнными в процесс. В разных странах они ожидают, что ИИ сделает производство новостей дешевле (+29 п.п.) и более актуальным (+16 п.п.), но менее прозрачным (-8 п.п.), менее точным (-8 п.п.) и менее заслуживающим доверия (-18 п.п.).


Риски дезинформации


Общее доверие к новостям остаётся стабильным на уровне 40%, согласно отчёту. Однако в разных странах аудитория обеспокоена влиянием изменений в способах потребления новостей.


Хотя люди оптимистично настроены относительно некоторых преимуществ ИИ для новостей, таких как его способность резюмировать или переводить контент, они остаются скептически настроенными в отношении его использования, ожидая, что он сделает отчёты менее прозрачными, точными и надёжными. Многие также обеспокоены тем, что могут упустить важные истории. Онлайн-инфлюенсеры и личности, тем временем, также рассматриваются как источник ложной или вводящей в заблуждение информации. Это совпадает с выводами последнего отчёта о глобальных рисках Всемирного экономического форума, который определил дезинформацию как наиболее насущный риск в ближайшие два года, — отметили аналитики ВЭФ.


Более половины людей, опрошенных для отчёта Reuters, заявили, что их беспокоит, что является реальным, а что фейковым в онлайн-новостях. Проверенные новостные бренды — это самое частое место, куда люди обращаются, когда хотят проверить, является ли история реальной или ложной.


Цифровая грамотность и ответственный ИИ


Согласно отчёту о глобальных рисках ВЭФ, растущее использование цифровых платформ и увеличивающийся объём контента, генерируемого ИИ, делают мизинформацию и дезинформацию более распространёнными. Это способствует усилению других рисков, стоящих перед миром, от государственных вооружённых конфликтов до экстремальных погодных явлений.


В конечном счете, это всё больше затрудняет понимание того, куда обратиться за достоверной информацией, — говорится в отчёте ВЭФ.


ВЭФ рекомендует правительствам, деловым кругам и организациям гражданского общества разрабатывать программы повышения осведомлённости и инициативы по цифровой грамотности для просвещения граждан о рисках, связанных с цифровыми пространствами, и оказания им помощи в выявлении и оспаривании вредоносного или предвзятого контента. Улучшение механизмов подотчётности и прозрачности для ИИ также станет частью решения.


Новости как бизнес


По мере того, как издатели стремятся диверсифицировать потоки доходов, они по-прежнему испытывают трудности с развитием своего бизнеса цифровых подписок. Доля платящих за онлайн-новости остаётся стабильной на уровне 18% в корзине из 20 более богатых стран — при этом большинство по-прежнему довольны бесплатными предложениями. Норвегия (42%) и Швеция (31%) имеют самую высокую долю платящих, в то время как одна пятая (20%) платит в США. Напротив, 7% платят за онлайн-новости в Греции и Сербии и всего 6% в Хорватии.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram