В 2023 ГОДУ АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ В КАЗАХСТАНЕ ЗАРАБОТАЛИ ПОЧТИ ₸800 МЛРД
Это самый высокий показатель среди всех видов пассажирских перевозок.
По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году в Казахстане общие доходы перевозчиков всех видов достигли ₸5,26 трлн. Лишь 20% из них — пассажирские перевозки (₸1,07 трлн). Львиную долю дохода от пассажирские перевозок получают авиаперевозчики — ₸791,9 млрд.
Аналитики Freedom Finance Global отмечают, что авиатранспорт почти все доходы получает от перевозки пассажиров — 98,2%, что отсылает к неразвитости воздушных грузоперевозок в Казахстане.
Всего в 2023 году количество авиапассажиров в Казахстане составило 13,3 млн человек. Это 0,84% от всего рынка пассажироперевозок. В 2023 году объем перевозок воздушным транспортом вырос на 20,7% по сравнению с 2022 годом. С января по сентябрь 2024 года количество авиапассажиров составило 11,1 млн человек. Это на 11,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Среднее расстояние одной поездки у воздушного транспорта в 2023 году составило 1 952 километра. Для сравнения, на железнодорожном транспорте каждый пассажир в среднем проезжал 813 километров, на такси — 30,4 километров, на автобусе — 20,2 километров, на внутреннем водном транспорте — 18,2 километров.
«В воздушном транспорте за километр доход на пассажира равен ₸28,3, однако поскольку расстояния в таком виде транспорта большие, с перевозки одного пассажира выходит доход в размере ₸55,2 тысячи», — говорится в публикации Freedom Finance Global.
В разрезе областей наибольшее количество авиапассажиров приходится на 6 регионов, в которых перевезли 4% от всего пассажиропотока. Лидером с 34% пассажиропотока и 4,48 млн пассажиров является город Алматы. У Астаны – 27% доли и 3,53 млн пассажиров. По 9% у Шымкента (1,24 млн) и Атырауской (1,16 млн), 6% у Мангистауской (819 тысяч), 4% у Актюбинской (507 тысяч) областей.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
С учетом количества населения в этих городах и областях, получается, что в 2023 году житель Астаны в среднем летал на самолете 2,35 раза за год, тогда как житель Алматы — 1,97 раза. Наименьший показатель у Шымкента: он составляет 1 полет за год на одного жителя.
В январе-сентябре 2024 года доля Алматы в пассажирских авиаперевозках увеличилась до 36% от всего пассажиропотока страны (в конце 2023 года — 34%). Немного выросла доля Астаны — до 28% (было 27%). В Мангистауской области она выросла с 6% до 7%, а в Атырауской снизилась с 9% до 6%.
В 2023 году в Казахстане отправлено 102,3 тысяч рейсов. Это самый высокие показатель за последние 5 лет. В 2020 году он составлял 57 тысяч вылетов, что на 38,3% меньше, чем в 2019 году. Но уже в 2021 году удалось превзойти допандемийные показатели.
Источник: Бюро национальной статистики, собственные расчеты Freedom Finance Global
Что касается международных рейсов, то достичь уровня 2019 года удалось только в 2023 году. В 2019 году этот показатель составил 31,6 тысяч, в 2020 году — 9,6 тысяч, в 2023 году — 33,2 тысяч. Однако их доля от общего количества полетов все еще находится ниже уровня 2019 года: 34% в 2019 году против 32% в 2023 году.
Средняя загрузка самолетов в 2023 году составила 79% на международных рейсах и 90% на внутренних. Загрузка внутренних перелетов росла последние 5 лет (включая пандемийный 2020 год), но снизилась в 2022 году, у международных рейсов — резко снизилась в 2020 году (почти на 10%), затем снова росла (в 2023 году, по сравнению с предыдущим годом) и незначительно снизилась на 1%.
UTC+00