В 2023 ГОДУ В МИРЕ ПРОДАЛИ 90 МЛН НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЛЕГКОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Почти треть мировых продаж пришлась на Китай.
В прошлом году в мире продажи на 11,2% больше новых легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники, чем годом ранее. Почти треть всех мировых продаж пришлась на Китай: 29,6 млн авто, рост за год — на 10,8%. Ещё треть составили продажи в США и Западной Европе: 15,6 млн и 13,3 млн авто соответственно. Об этом сообщает finprom.kz. Реализация в Западной Европе увеличилась на 14,1%, а в США — на 12,9%. Заметный рост продаж был отмечен также в Восточной Европе: сразу на 34,9%, до 4 млн транспортных средств.
В Казахстане продажи выросли сразу на 60,2%, достигнув рекордных 198,7 тыс. авто, из которых 70,1% пришлось на автомобили отечественного производства.
Hyundai стал самым популярным в Казахстане брендом за 2023 год: продажи составили 46,7 тыс. авто, плюс 61,9%. Следом идёт Chevrolet (45,8 тыс. машин, плюс 33,6%), а замыкает тройку лидеров Kia (25,5 тыс. авто, плюс 76,8%). В десятку самых популярных брендов по итогам 2023 года попали сразу шесть китайских марок.
В топ-10 самых популярных в 2023 году моделей ситуация отличается: 9 из 10 — автомобили местного производства. Лидирует Chevrolet Cobalt, следом идут Hyundai Tucson и Kia Sportage. Стоит отметить, что в десятке самых популярных моделей за 2023 год присутствуют пять автомобилей бренда Hyundai, три модели Chevrolet и по одной — Kia и Chery.
Что касается цен - в 2023 году они снижались. Это происходило за счёт восстановления логистических цепочек поставок, преодоления кризиса полупроводников и профицита автомобилей из-за роста производства во всём мире. Так, согласно отчёту Kelley Blue Book, средняя цена автомобиля в 2023-м снизилась на 3,5%.
По мнению экспертов, в 2024 году тенденция к снижению цен может сохраниться только на внедорожники и подержанные автомобили. Новые электромобили, напротив, могут подорожать. Ключевые факторы — растущий интерес покупателей, повышающееся внимание общества к устойчивому развитию и государственные стимулы для владельцев электромобилей. Всё это может способствовать неуклонному увеличению спроса, что обеспечит стабильность и рост цен на электромобили. С другой стороны, ценовые «войны» двух крупнейших гигантов на рынке электромобилей BYD и Tesla могут, наоборот, привести к удешевлению.
Авторы отмечают и то, что в Германии в январе 2024 года продажи электромобилей упали вдвое после прекращения государственных субсидий с декабря 2023-го: продажи EV (автомобилей только с электрическим двигателем) сократились на 55%, продажи заряжаемых гибридов — на 20%.
В Казахстане, по данным Казахстанского автомобильного союза, средняя цена нового автомобиля в ноябре–декабре 2023 года составила 14,8 млн тг — на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2022-го.
По данным Бюро национальной статистики, цены на новые легковые автомобили по итогам декабря 2023 года снизились на 4,2% за месяц. В то же время по сравнению с декабрём 2022-го цены выросли на 5,3% — это самый низкий показатель годового удорожания новых легковых автомобилей с 2016 года, когда БНС АСПиР РК начало вести статистику по сектору.
Аналитики Freedom Finance Global прогнозируют рост цен на автомобили в РК, в зависимости от инфляции, в пределах 12%–17%. Кроме того, ожидается повышение спроса на новые автомобили и снижение интереса к автомобилям с пробегом, а также замедление роста продаж новых легковых авто. В Казахстаном автомобильном союзе же, в свою очередь, прогнозируют рост продаж в 2024 году на 10%–15%, а также отмечает усиление конкуренции на рынке и то, что некоторые дилеры столкнулись с «затовариванием», которое может привести к снижению цен за счёт акционных предложений от дилеров (скидок, рассрочки, спецпредложений и т. д.).
Нашу страну не обошел стороной и мировой тренд на электромобили. Их количество на дорогах Казахстана выросло сразу в 16,7 раза. Тренд на продажи электромобилей напрямую будет зависеть от развития инфраструктуры — в частности, от доступности зарядных станций, в том числе в паркингах и ТЦ. Может заметно измениться структура гибридных автомобилей и ускориться переход с газобензиновых на электрические гибриды.
Продажи электрокаров в мире выросли сразу на 31% и составили 13,6 млн авто за 2023 год, из которых 9,5 млн пришлось на полностью электрические автомобили, 4,1 млн — на гибридные. Годом ранее был отмечен рост сразу на 60%.
Некоторые аналитики уверены, что уже через 2 года более половины электромобилей, продаваемых в мире, будут производиться в Китае. Также эксперты Gartner ожидают, что к 2027 году средняя цена электромобилей достигнет паритета с аналогичными по классу машинами, оборудованными традиционным двигателем внутреннего сгорания, а это дополнительно увеличит темпы роста продаж BEV-моделей.
«Привлекательность электромобилей объясняется не только экологичностью, но и отсутствием пошлины и налогов при их ввозе в Казахстан, что положительно сказывается на их конечной стоимости по сравнению с автомобилями на ДВС. Лидерские позиции Китая на рынке электромобилей также могут оказать влияние на активное развитие «зелёного» авторынка в стране, с учётом того, что в 2023-м каждый четвёртый проданный автомобиль относился к китайским брендам, а в текущем году совокупная доля китайских автомобилей может превысить половину рынка», - отмечают эксперты finprom.kz.
UTC+00