К 2027 ГОДУ В КАЗАХСТАНЕ УВЕЛИЧИТСЯ МЕЛКОУЗЛОВАЯ СБОРКА АВТОМОБИЛЕЙ НА 50%
Qarmet будет производить автомобильную сталь
Фото: pixabay.com
Действующий пакет мер поддержки отрасли автомобилестроения будет сохранен как минимум до 2027 года. Правительство рассчитывает на углубление локализации отечественной сборки и развитие сегмента мелкоузловой сборки и производства комплектующих.
«В целях дальнейшего развития отечественной автомобильной промышленности правительство приступило к последовательному переходу на более сложный уровень сборки автомобилей. Стратегия заключается в пошаговом углублении уровня технологических операций и создании компонентной базы вокруг автомобильных заводов. В настоящее время подготовлены поправки в соответствующие нормативно-правовые акты в части постепенного увеличения доли мелкоузловой сборки автомобилей до 50% от общего объема производства к 2027 году», - сообщил премьер-министр Олжас Бектенов, отвечая на запрос депутатов сената.
Также сейчас идет реализация нескольких проектов по производству легковых автомобилей. В их числе - завод полного цикла по производству брендов – Chery, Haval и Changan с общим объемом инвестиций в 182 млрд тенге (мощностью 90 тыс. единиц в год, завершение запланировано в 2025 году). В 2025 году планируется запуск завода по производству автомобилей Kia в Костанае, мощностью 70 тыс. автомобилей, с общим объемом инвестиций в 90 млрд тенге. Также идет реализация ряда проектов по производству автокомпонентов. В частности, в Карагандинской области до конца первого полугодия начнется серийное производство автомобильных шин KamaTyresKZ, мощностью 3,5 млн единиц в год, с общим объемом инвестиций в 220,7 млрд тенге. В индустриальной зоне Алматы планируется ввод в эксплуатацию трех предприятий по производству сидений, полиуретановых деталей и мультимедийных систем. В Костанае также будет начато строительство локализационного центра по выпуску пластиковых изделий, выхлопных систем, техно-сэндвичей, сидений и др. На комбинате «Qarmet» планируется наладить производство автомобильной стали для последующей организации технологических операций по штамповке кузовов автомобилей.
«В текущих условиях действующие меры поддержки отечественных производителей транспортных средств будут сохранены. Наряду с этим правительством будет продолжена работа по оказанию мер господдержки отечественным производителям транспортных средств и автокомпонентов, что в совокупности придаст дополнительный импульс динамичному развитию отечественного автопрома, модернизации и техническому переоснащению действующих предприятий, углублению локализации и росту экспортного потенциала», - заверил премьер.
В 2023 году производство транспортных средств в Казахстане составило порядка 148 тыс. единиц, что на 30% выше показателей 2022 года и превышает объем производства в 38 раз с начала развития отечественного автопрома (2010 год – 3 907 единиц). Продажи новых автомобилей на рынке Казахстана официальными дилерами за 2023 год составили 198 тыс. единиц, что на 60% выше по сравнению с 2022 годом. Доля отечественного производства в продажах новых автомобилей составила более 71%.
При этом, по данным Бюро национальной статистики, по состоянию на начало 2015 года парк легковых автомобилей в Казахстане составлял 4 млн единиц, из которых 75,4 % (2,9 млн) в возрасте более 10 лет и 8,4 % (326 тыс.) – до 3 лет. На начало 2022 года (до снижения утильсбора на 50%) в этом направлении наблюдается положительная динамика. Так, доля автомобилей старше 10 лет составила 63%, а автомобилей до 3-х лет – 13,6%. В 2022 году после снижения утилизационного сбора на 50% и легализации ввезенных транспортных средств, было зафиксировано увеличение количества старых машин.
Однако в ответе подчеркивается, что ценообразование на отечественные автомобили зависит от множества факторов, как внешних, включая колебания валютного курса и общеполитическую обстановку, так и внутренних – (площадь территории в сравнении с Узбекистаном, Кореей), высокие логистические расходы, небольшой внутренний рынок сбыта.
При этом отмечено, что рост цен на казахстанские автомобили, согласно данным Бюро национальной статистики, по итогам 2023 года составил 2,2%. При этом за декабрь 2023 года было зафиксировано снижение цен на 2,5%.
В рамках программы льготного автокредитования по линии АО «Банк Развития Казахстана» (началась с 2015 года) и по состоянию на 1 февраля 2024 года выдано 35 433 займа на сумму более 208 млрд тенге. Напомним, что в 2015-2016 годах из средств Национального фонда на льготное автокредитование было выделено 26 млрд тенге, в 2018-2019 годах из республиканского бюджета выделено 16 млрд тенге, в 2019-2020 годах Национальным Банком выделено 40 млрд тенге. В 2022 году по линии Фонда развития промышленности на эти цели было выделено еще 100 млрд тенге заемных средств.
UTC+00