finance.kz

ПОЧЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ МОЖЕТ НЕ ПОВЫШАТЬ НДС

Премьер объяснил депутатам, почему налоговая реформа нужна прямо сейчас.

Реформа фискальной политики — это давно назревшая необходимость, так как без неё остаются под вопросом реализация государственных программ экономического развития, и даже борьба с теневой экономикой. Такое мнение высказал премьер-министр Олжас Бектенов, отвечая на запрос депутатов мажилиса.

 

«Дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками повлиял не только на сферу государственных финансов, но и на конкурентоспособность отечественного бизнеса, социальную удовлетворенность граждан, способность государства решать амбициозные задачи. В этой связи на расширенном заседании правительства предложены подходы к налогово-бюджетной реформе, в том числе в части повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и снижения порога по НДС», - констатировал премьер.

 

Он отметил, что предел роста бюджетных расходов на ближайшие пять лет рассчитан в соответствии с бюджетными правилами. Идти на сокращение расходов в части бюджетов развития правительство не может, так как «государство во всех странах является одним из ключевых инвесторов в экономику».

 

«В Казахстане, например, доля инвестиций к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет 17,2% и этот показатель должен постоянно увеличиваться. Кроме того, активное участие государства в инвестициях служит важным сигналом для частных инвесторов. Если государство не инвестирует, то и остальные участники рынка не проявляют должной активности», - отметил Бектенов.

 

Вместе с тем, констатировал премьер, в настоящее время есть «определённые проблемы», в частности, «существует значительная разница между собственными доходами и расходами бюджета, которая покрывается за счёт займов, а также гарантированных и целевых трансфертов». При этом, бюджетный дефицит остаётся в пределах допустимых значений и составляет 2,7% к ВВП, а государственный долг находится на уровне 22,8% к ВВП, что соответствует установленным нормативам». Но принимаемых мер «недостаточно для обеспечения качественного экономического роста», и «одной из ключевых причин сложившейся ситуации является недостаточный уровень бюджета развития». Такая ситуация, по мнению премьера, связана с недостаточной собираемостью налогов. Объём поступающих налогов консолидированного бюджета к ВВП составляет 20%, а республиканского бюджета – 10,8%. При этом в развитых странах этот показатель составляет более 40%.

 

Бектенов не считает, что повышение ставки НДС приведёт к увеличению теневой экономики. Ретроспективный анализ изменения ставки НДС, а также уровня теневой экономики, в том числе в сфере торговли, проведённый правительством, показал, что «изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики».

 

«К примеру, в 2006 году при ставке НДС в размере 15%, уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако объём теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП. В 2022 году при ставке НДС в размере 12%, объём теневой экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП. Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился. Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень теневой экономики остается в Казахстане выше (18,8% к ВВП) чем в странах Европы с высокой ставкой НДС. Из чего наглядно видно, что уровень теневой экономики и ставка НДС не имеют прямой взаимосвязи», - считает премьер.

 

Повышение НДС, по его мнению, наоборот, положительно скажется на противодействии теневой экономики. Так, «бизнес будет более заинтересованным в прозрачности в цепочке поставок, особенно экспортеры», а «повышение ставки НДС увеличивает сумму налога, которая может быть отнесена в зачёт». При этом повысится интерес к автоматизации учёта, так как с ростом ставки НДС компании могут активнее внедрять цифровые инструменты для минимизации ошибок, поскольку такие ошибки будут стоит дороже, чем сейчас. Также у налоговых органов появится больше стимулов для улучшения налогового администрирования, так как при высокой ставке НДС меры будут более результативными, чем сейчас. Кроме того, «параллельно с повышением НДС будут приняты меры улучшения налогового администрирования и поддержки легального бизнеса».

 

В целом, премьер предлагает рассматривать повышение НДС как «часть комплексных реформ, направленных на перераспределение средств для усиления роли реального сектора в экономике и снижения зависимости от волатильности сырьевых рынков».

 

Базовая ставка НДС 16% позволит «снизить зависимость бюджета от нестабильных нефтяных доходов, усилить сберегательную функцию Национального фонда и обеспечить финансирование приоритетных государственных проектов». При этом, напомнил Бектенов, для производителей сельскохозяйственной продукции предлагается освобождение от НДС, благодаря чему продукция агросектора станет более конкурентоспособной. Также рассматривается возможность введения пониженной ставки НДС в размере 10% для сферы здравоохранения.

 

Ожидаемый рост налоговых поступлений составит ₸4-5 трлн ежегодно. При этом эти средства помогут: сократить зависимость от Национального фонда; снизить уровень государственного долга; направить дополнительные ресурсы на развитие инфраструктуры, агропромышленного комплекса, обрабатывающей промышленности и обороны. Возможный инфляционный эффект от повышения налогов, по оценке правительства, будет краткосрочным и исчерпается в течение года. Дополнительная инфляция ожидается в размере 2,5 – 3%.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram