НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА: СВОИ КОРРЕКТИРОВКИ ВНЁС СЕНАТ
Депутаты поменяли целый ряд правительственных предложений.
В последнюю неделю парламентской сессии (завершается 30 июня) депутаты ставят финальные точки над проектом нового Налогового кодекса. В понедельник на пленарном заседании проект рассмотрели депутаты сената, причем сразу в двух чтениях. Теперь проект кодекса вновь направляется в мажилис: сенаторы внесли в законопроект свои изменения, и, согласно законотворческим процедурам, с их предложениями должны согласиться депутаты мажилиса.
Сенаторы расширили шкалу прогрессивного налогообложения индивидуального подоходного налога, распространив её на доходы крестьянских или фермерских хозяйств (КФХ). Так как правительство предложило ввести прогрессивный ИПН для физических лиц с доходом свыше 8500 МРП и по доходам индивидуального предпринимателя, работающим в общеустановленном порядке, свыше 230 000 МРП, в размере 15%, сенаторы сочли, что подход должен быть равнозначный. Учитывая, что КФХ являются такими же предпринимателями как ИП, но занимающимися иным видом экономической деятельности, предложено предусмотреть обложение ИПН доходов КФХ свыше 230 000 МРП также по ставке 15%. Вместе с тем, учитывая имеющуюся льготу в размере 70%, ставка ИПН по КФХ будет в размере 4,5%.
Для исключения арбитража между Казахстанской фондовой биржей (KASE) и биржей Международного финансового центра «Астана» сенаторы предложили ввести налоговую льготу по освобождению от ИПН дивидендов по доходам граждан, связанным с обращением ценных бумаг на KASE. Также предложено сохранить действующую налоговую льготу для нерезидентов по доходам, связанным с оборотом с государственными ценными бумагами (ГЦБ).
«Привлечение иностранных инвесторов на рынок ГЦБ является ключевым направлением для диверсификации инвесторской базы и устойчивого финансирования бюджетного дефицита. Поэтому введение налогообложения доходов нерезидентов от оборотов с ГЦБ может привести к оттоку капитала», - поясняется в заключении сената к законопроекту.
Сенаторы также решили ввести льготу по освобождению от налога на добавленную стоимость (НДС) операций, связанных с платежными карточками «во избежание сложностей с международными платежными системами по обслуживанию клиентов казахстанских банков и удорожания стоимости транзакций при оплате картами».
Отдельные нормы депутаты установили в части налогообложения предметов роскоши. Так, плательщиками акциза на предметы роскоши будут только физические лица. При этом обложение таких предметов роскоши, как автомобили, суда и летательные аппараты, будет не только при их импорте, но и при их продаже внутри страны, если их стоимость свыше предельных сумм (для автомобилей – более ₸75 млн, для судов и летательных аппаратов – более ₸100 млн).
Сенаторами внесена норма, освобождающая от НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг в предприятиях, где численность работников, являющихся лицами с инвалидностью, составляет не менее 10 человек. Также депутаты предложили установить ставку НДС в размере 10% к обороту по реализации отечественных периодических печатных изданий. И - исключили норму по освобождению от обложения НДС оборотов по реализации социально-значимых продовольственных товаров.
Для физических лиц предложено предусмотреть налоговый вычет по социальным отчислениям, удерживаемым с их доходов по договорам гражданско-правового характера.
В законопроект предложено дополнение, согласно которому изменения в Налоговый кодекс касательно объекта налогообложения, налоговой базы, увеличения категорий налогоплательщиков (налоговых агентов), отмены или уменьшения вычета или льготы, могут быть приняты не позднее 1 июля текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Сенаторы предложили также сохранить действующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду для объектов жизнеобеспечения первой категории.
Кроме того, поправки внесены и в сопутствующий проекту налогового кодекса пакет изменений в действующее законодательство.
В частности, в Предпринимательский кодекс сенаторами внесены изменения, направленные на оптимизацию процесса предоставления инвестиционных преференций. В частности, полномочия по принятию решений об инвестиционных преференциях передаются от правительства уполномоченному органу по инвестициям. В Гражданский процессуальный кодекс внесены изменения, касающиеся наложения санкций судом по постановлению налогового органа. В Социальный кодекс добавлены нормы по урегулированию механизмов уплаты обязательных социальных платежей для всех физических лиц в режиме самозанятых (уплата осуществляется ими самостоятельно) и отдельных индивидуальных предпринимателей, работающих посредством интернет-платформ (уплата осуществляется Операторами интернет-платформ, которые являются плательщиками) в связи с внедрением в Налоговом кодексе Республики Казахстан нового льготного налогового режима для самозанятых. Кроме того, учитывая льготные ставки обязательных платежей для указанных физических лиц, Социальный кодекс предложено дополнить порядком определения размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования в случае наступления социального риска.
В Бюджетный кодекс внесены изменения, которые законодательно запрещают обращение государственных ценных бумаг на территории Международного финансового центра «Астана».
Напомним, что в случае согласия с этими предложениями депутатов мажилиса, законы будут считаться принятыми парламентом в целом. Если же между депутатами палат возникнут разногласия, будет создана согласительная комиссия из числа депутатов мажилиса и сената.
UTC+00