ПРАВИЛА ВОЗВРАТА НДС МЕНЯЕТ МИНФИН
Поправки рассчитаны на сокращение возможностей для недобросовестных налогоплательщиков.
Министерство финансов вносит изменения в правила возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска. Поправки направлены на исключение непоступления в бюджет от поставщика товаров (работ и услуг) и возврата НДС из бюджета проверяемому налогоплательщику в период проведения тематических проверок по подтверждению сумм НДС к возврату при отсутствии фактической уплаты поставщиками товаров (работ и услуг) начисленных сумм НДС.
В частности, как отмечается в проекте поправок, это возможно «при изменении сроков исполнения налоговых обязательств; при подаче поставщиками товаров (работ и услуг) дополнительных форм налоговой отчётности».
«Наличие у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, как неисполнение налогового обязательства по уплатеНДС, изменение срока уплаты, а также представления дополнительной налоговой отчетности в период налоговой проверки приводит к потерям бюджета по НДС и, соответственно, к снижению налоговых поступлений. Предлагаемые поправки исключают излишний возврат НДС по таким недобросовестным поставщикам», - поясняется в документе.
Действующая редакция правил предусматривает, что в случае выявления у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании либо в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства. Перечень нарушений предусматривает 6 пунктов:
- занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчётности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика;
- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчётности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;
- отнесение в зачёт сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;
- отнесение в зачёт сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
- отнесение в зачёт сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса;
- отнесение в зачёт сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные Правилами.
К этому списку минфин добавляет ещё три пункта. Это:
- наличие неисполненного налогового обязательства поставщиками по уплате начисленных сумм НДС на дату завершения тематической проверки услугополучателя;
- наличие изменения срока исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя;
- уменьшение налоговых обязательств путём представления дополнительной налоговой отчётности на дату завершения тематической проверки услугополучателя в пределах срока исковой давности.
Согласно данным минфина, за 9 месяцев 2024 года в республиканский бюджет недопоступило ₸519 млрд НДС и ₸209 млрд КПН. При этом, напомним, НДС составляет порядка 44% всех налоговых поступлений.
UTC+00